Кантона классно сыграл обезумевшего безработного в сериале Netflix. Режиссер даже не знал, кто такой Эрик
Там нереальные сюжетные повороты.
Легендарный Эрик Кантона еще в «Манчестер Юнайтед» запустил кинокарьеру и даже посещал актерские курсы. После ухода из футбола он глубже окунулся в кинематограф – получал роли и набивал портфолио. Сейчас в профайле Кантона 38 работ, еще чуть-чуть – и наберется больше, чем матчей за сборную Франции.
В мае на Netflix вышла одна из главных работ в карьере Кантона – сериал «Нечеловеческий ресурс» (на французском – Dérapages). Шесть эпизодов, где все вращается вокруг Эрика. Сериал затрагивает важное: растущую пропасть между бедными и богатыми.
Во Франции сериал выстрелил: премьерные серии на канале Arte (он занимался продакшном) смотрели 2,12 миллиона зрителей, сейчас картина в топе французского Netflix (сервис купил права и показал сериал по всему миру в мае).
Осторожно, дальше спойлеры! Кантона сыграл очень убедительно. Просто восторг
Сериал впечатлил отличным сюжетом, основанным на реальных событиях, и особенной динамикой. Есть «Озарк», где сюжет стабильно держит в напряжении, постоянно случаются неожиданные повороты. А есть сериал с Кантона, где происходящее будто усыпляет, формирует ложную картинку из-за недостатка информации. Но где-то на половине – бум, и сюжет видится под другим углом и уже не отпускает.
Кантона играет безработного 57-летнего мужчину по имени Ален Деламбр. Он 25 лет руководил отделом кадров небольшой фирмы, но его уволили. Мечты о счастливой пенсии развалились. Вот уже 6 лет Ален выживает, ему надо выплачивать ипотеку и содержать семью – он живет с женой, двое дочерей выросли и съехали. Квартира местами обшарпанная, потому что нет денег на ремонт.
Естественно, главный герой в депрессии (признается, что из-за нее даже потерял эрекцию). Он перебивается халтурами и получает копеечное пособие. Кантона, учитывая его характер, шикарно сыграл раздражительного, вечно недовольного и ворчливого мужика.
Как-то Ален приехал на подработку, и босс во время смены забросал его гадостями, а еще пнул за то, что тот присел, чтобы протереть очки. Деламбр не стал терпеть, поднялся и ударил начальника головой в нос.
Все. Теперь жизнь Алена окончательно рушится – его выгоняют с завода, где он подрабатывал, дополнительно прилетает иск за удар начальника на 100 тысяч евро. Внезапно во тьме появляется надежда. Авиационная корпорация Exxya открывает вакансию начальника отдела кадров, Ален подает резюме и его приглашают на тест.
Параллельно с рассказом о тяжелой жизни Деламбра и до момента подачи резюме идет вторая сюжетная линия. Показывают директора Exxya Алекса Дорфмана, которому нужно уволить более 1000 сотрудников. Еще он хочет проверить верность топ-менеджеров, чтобы отсечь менее лояльных.
Консультант Дорфмана, Лакост, предлагает коварный план, позволяющий решить сразу две проблемы – проверить топ-менеджеров и найти нового руководителя отдела кадров, который сможет провернуть масштабное сокращение.
План Лакоста (его поддерживает Алекс) – ложный захват заложников, то есть топ-менеджеров. Наемники сымитируют захват в офисе, а кандидаты на должность, куда подавался Ален, выступят в качестве переговорщиков. Через наушник передадут, что нужно говорить заложникам – в основном угрозы, чтобы топ-менеджеры раскололись и раскрыли секреты компании. Лучший переговорщик получит работу.
После приглашения на задание Ален буквально обезумел и помешался на том, чтобы получить должность. Он много гуглит на тему захвата заложников и даже нанимает бывшего военного (для этого занимает 30 тысяч евро у дочери), который рассказывает, как правильно обращаться с заложниками и оружием. Параллельно они набивают досье на каждого топ-менеджера и изучают их уязвимые места. Но перед самим испытанием женщина, которая помогала Exxya с поиском кандидатов, говорит Алену, что это обман, его не возьмут, работу получит девушка (у нее роман с Лакостом). Деламбр все равно едет на ролевую игру, но кладет в портфель пистолет.
На испытание приходит только он и девушка Лакоста, остальные кандидаты отказались. Их помещают в отдельную комнатку, за процессом следят Лакост и Дорфман. Наемники врываются и берут заложников, Ален мощно обрабатывает одного топ-менеджера (Алекс в восторге), тот со страху вводит пароль на своем ноутбуке. Но после этого Деламбр достает пистолет и берет всех десятерых в заложники.
Ален мастерски владеет ситуацией, но один заложник сбегает и звонит в полицию. Вертолеты, снайперы, группа захвата. Кажется, Деламбр в ловушке, он отпускает заложников, позже его задерживает спецназ. Так герой Кантона оказывается за решеткой.
Вот примерно на этом моменте возникает мысль: он что, реально так обезумел? Зачем он все это сделал? Ну глупо же. Но здесь сюжет переворачивается на 180 градусов, и теперь Ален кажется гением.
Дальше зритель узнает, как Деламбр станет самым популярным безработным Франции, получит 20 миллионов евро, выживет в тюрьме до суда. Сюжетная интрига: получит ли герой тюремный срок за захват?
Кантона сочувствует герою и критикует либерализм. Он сказал, что еще никогда так не кайфовал от роли
Опыта в сериалах у Кантона почти не было, поэтому он очень ответственно готовился к роли: «Я не ходил по вечерам в рестораны и не выпивал там. Не дурачился три с половиной месяца!».
Эрик с первых минут вписывается в образ. «Мой персонаж – одинокий бунтарь, небанальный, не всегда сочувствующий, но, несмотря на темный облик и путь к эмоциональному саморазрушению, он призывает к сочувствию. Я никогда не чувствовал такого удовольствия от роли: я ликовал!» – объяснял Кантона.
У сериала есть социальный подтекст. Он обличает капитализм на примере одной истории – человек стал не нужен, его выгнали, заменив на другого, и теперь он выживает.
«Cериал вышел очень своевременно. Он прогремел, когда уже тошнит от избытка либерализма. Раньше те немногие, кто отказывался от речей типа «ничего не поделаешь, такова система, нужно адаптироваться» считались эмоциональными кретинами, тупой деревенщиной. Сегодня эта тенденция меняется», – говорит Кантона.
В сериале как бы показывают представителей двух сословий. Жертва системы – Деламбр. И тот, кто решает судьбы подобных, – Дорфман. Алекс абсолютно холодно говорит о том, что его компании нужно уволить больше тысячи сотрудников.
«Когда в 50 лет, проработав всю жизнь, ты находишься безработным, и вдруг тебя никто не хочет, потому что ты слишком дорого обходишься – это чрезвычайно жестоко. Это система, защищающая унижение. А унижение – это величайшее насилие», – считает Эрик.
Сериал основан на реальных событиях. Режиссер не знал, кто такой Кантона
Ценности картине добавляет сюжет. Сериал снят по мотивам книги «Темные кадры» суперзвезды современной французской литературы Пьера Леметра (в 2013-м получил Гонкуровскую премию за роман «До свидания там, наверху»).
Автора вдохновила история 2005 года, когда управляющий рекламным агентством France Télévisions Филипп Сантини пригласил около двенадцати сотрудников на семинар за город. Затем девять человек в капюшонах ворвались в комнату с оружием и взяли работников в заложники. Сантини хотел проверить их стрессоустойчивость.
Так что мотив реальный, но персонаж Алена Деламбра и остальная часть сюжета полностью вымышлены.
Сериал снял ливанец Зиад Доуэри, в начале карьеры он входил в команду Квенитна Тарантино. Над сценарием работал вместе с Леметром. После этого начались кастинги. Доуэри не знал никого из актеров сериала, в том числе Кантона.
Слева направо: Доуэри, Лакост, Дорфман, девушка-конкурент на испытании, Кантона в роли Алена и женщина-захватчик
«Я не мог найти подходящего актера. Мы просмотрели много людей, в том числе известных актеров. Безрезультатно. Как-то я наткнулся на фото актера Эрика Кантона, в котором увидел Алена Деламбра. Клянусь, я не знал, кто такой Кантона! Узнал только после похода к нему в гости, где мы долго общались.
Я не только не увлекаюсь футболом, но еще и долго жил в США, где этот вид спорта на вторых ролях», – говорил режиссер.
Сценарист не хотел брать Кантона из-за харизмы и в итоге ушел
Пьер Леметр не видел в бывшем футболисте Деламбра. Из-за этого между ним и Доуэри случился конфликт. По этой причине не будет второго сезона.
«Леметр был против. Он считал, что герой Алена Деламбра не может обладать харизмой, которая есть у Кантона. По его словам, персонаж – слабый человек. Он сказал мне: «Такой человек, как Кантона, в тюрьме не терпит удары, а наносит их».
Мы неделями говорили об этом с Пьером. Ему объясняли, что в тюрьме даже гора мускулов может сломаться. Сила, особенно за решеткой – это состояние души. Он не хотел ничего знать. И в один прекрасный момент мы поняли, что тотально не сходимся.
Я сказал Arte и продюсерам, что не буду снимать сериал без Кантона. Поэтому Пьер больше не хотел участвовать в проекте. Должен сказать, что он очень вежливо и дипломатично ушел. И это одна из причин, почему, к сожалению, не будет второго сезона», – объяснил Доуэри.
***
Жизнь и карьера Кантона – сплошный мятеж. И роль Алена Деламбра – одно из его воплощений. Таким Эрик мог стать, если бы не футбол.
«В этого героя я многое вложил от себя. Пусть я никогда не был безработным, но есть частичка меня, которая воодушевлена тем же бунтом», – сказал Кантона.
Режиссер, который безумно любит футбол. Он тоже снимал Кантона и спас любимый клуб
Если не смотреть сериал, то прям сложится впечатление от всего текста, что там Эрик минимум на номинацию Эмми на "лучшую мужскую роль" претендует.
Но это, увы, не так. Прям совсем не так.
Прав был сценарист насчет неудачного выбора Кантоны в главной роли. У него не получилось сыграть слабого (в той же тюрьме). Зато как получилось сыграть психа по жизни в первой половине сериала! Но тут ему было легко войти в образ )))
"Там нереальные сюжетные повороты". Автор, в чем там "нереальные сюжетные повороты"?
В сериале есть загадка, которая к 4 серии открывается. Но это загадка, а не "нереальные" поворота действия.
Сам сюжет очень неудачно разбит на две части ровно по половине сезона. Если сможете вытерпеть первые 3 серии с неадекватным неудачником Кантона, то дальше будет поинтересней.
Концовка тоже неоднозначная. Вроде без розовых соплей и happy end, но зачем включили почти эзотерическую аварию, совсем не понятно.
Кантона по-прежнему очень на любителя актер. Что то вроде Ивана Драго на очень минимальных минималках, но с прокаченной эмоциональной составляющей. Но роль полицейского или простого бандита ему бы лучше подошла.