Абрамович за $120 млн купил одну из главных картин современной культуры – «Крик» Эдварда Мунка. Художник написал четыре версии
Ценитель экспрессионизма.
Уточнение на старте: после написания этого текста от представителя Абрамовича пришло опровержение. Но про картину мы все равно расскажем – она великолепна и сама по себе, без привязки к российскому бизнесмену.
Владелец «Челси» Роман Абрамович готов тратиться не только на Тимо Вернера – по информации телеграм-канала Sotheby’s Life, миллиардер заплатил 120 миллионов долларов (примерно 106 млн евро) на аукционе за одну из версий легендарной картины Эдварда Мунка «Крик».
• У Мунка четыре версии «Крика» – две картины он написал маслом, две – пастелью (а есть еще и пятая – литография). Абрамович, по всей видимости, приобрел единственную из четырех версий, которая находилась в частных руках. Она написана пастелью в 1893 году.
• Остальные версии «Крика» – в коллекциях музеев. Так, две картины находятся в коллекции музея Мунка в Осло, еще одна – в Национальном музее (там же). Последняя – наиболее известная в мировой культуре, она написана маслом.
• Норвежский художник вообще очень любил переосмыслять свое творчество. Так, например, с использованием того же фона – вида на Осло-фьорд с холма Экеберг – написаны картины «Меланхолия», «Отчаяние» и «Тревога». Причем вторая написана вообще в 1892 году – то есть даже раньше первой версии «Крика».
• Владелец «Челси» не впервые заходит на рынок искусства. Так, в феврале на том же Sotheby’s он приобрел скульптуру «Шагающий человек» швейцарца Альберто Джакометти за рекордные 104 миллиона долларов. Как сообщали «Известия», это вовсе не оригинальная скульптура, а лишь один из экземпляров, отлитый уже после смерти Джакометти, причем серийный, что сильно понижает его стоимость.
В 2008-м Абрамович приобрел еще одну работу Джакометти («Венецианка») за 14 миллионов евро (около 18 млн долларов), а также на американских торгах анонимно забрал главные лоты – «Спящую инспекторшу пособий» Люсьена Фрейда и «Триптих» Фрэнсиса Бэкона.
На Фрейда (это не просто однофамилец, а внук основателя психоанализа) Абрамович потратил 33,6 млн долларов – рекордную сумму для здравствующего художника. Бэкон (к слову, тоже экспрессионист, как и Мунк), обошелся миллиардеру в 86,2 миллиона – это стало рекордом года для рынка искусств.