12 мин.

Лоренцо Пеллегрини – наследник Тотти и новый король ассистов. Он возрождает роль плеймейкера под нападающим

По передачам вразрез – на уровне Де Брюйне и Месси.

Вы наверняка соскучились по 90-м и началу 2000-х – по тем догвардиоловским временам, когда игру контролировали ударами и голами, а не перепасом, и форварды вроде Дель Пьеро разворачивались и летели вперед, забивая на подмогу и количество соперников, а фантазисты типа Зидана и Тотти точно так же разворачивались и из любого положения взрывали темп огненными обостряющими.

Если правда соскучились – знакомьтесь: Лоренцо Пеллегрини, ваш новый любимый игрок.

Читает игру на два хода вперед и думает только об обострении. Ради него «Рома» возродила великую роль 80-х

Уникальный стиль Пеллегрини – побочный продукт системной ошибки. В семь лет Лоренцо попал в маленькую римскую команду и сломал тренеров парадоксальными данными. Он был высоким, но не мощным, техничным, но совсем не дриблером. Левой владел так же виртуозно, как правой, но динамита не было ни в той, ни в другой. Скорости тоже не было, хотя и совсем медленным не казался.

Тренеры не поняли, в чем его фишка, а такие интеллектуальные параличи на детском уровне разрешаются просто. Пеллегрини поставили в нападение. Несколько лет он играл в центре атаки и, сливая борьбу, на классе забивал по 30 голов за сезон, а потом попал в академию «Ромы». История повторилась. Быстро определившись, что Лоренцо не нападающий, тренеры забросили его в центр защиты – только потому что он выше ровесников.

Так сформировался уникальный полузащитник, который в любой ситуации нацелен на обострение (как нападающий) и пас вперед (как центрбек).

Сегодня 23-летний Пеллегрини – самый дерзкий треквартиста Серии А. Он отдает вперед почти 32% передач. Такие цифры редко показывают даже опорники, а на позиции под нападающими, где впереди всего четверть поля и пара напарников в численном меньшинстве, статистика Лоренцо феноменальна – особенно во времена, когда пас назад больше не играет роль страшилки в футбольных школах.

«Одноклубники уже знают: если мяч у меня, нужно бежать вперед. Никто не сближается под короткий пас, – объясняет Пеллегрини. – На тренировках мы делаем так же. Для меня ассист равнозначен голу. Ты видишь пространство и коридор для паса, а дальше есть доли секунды на решение. Настоящий чемпион в моем понимании – тот, кто не боится решений и всегда рискует. Как Де Брюйне, который никогда не ошибается».

Все это рисует образ винтажного игрока из эпохи, когда обострение значило больше контроля. Но Пеллегрини будит ностальгию не только сочетанием стиля и антиатлетизма. Он играет в роли выдвинутого плеймейкера. Сейчас эту функцию забыли, а раньше треквартисты-плеймейкеры владели миром: команды не боялись потерь и строили атаку из зоны под нападающими, превращая «десяток» в супергероев.

Пеллегрини интерпретирует роль в стиле Руя Кошты: играет между линиями, но часто отходит назад и располагается ближе к полузащите, чем к нападению. Он опускается в зону между опорниками и открывается под первый пас, участвует в строительстве игры и шикарно открывается за линией прессинга, лишая давление смысла. Одновременно он классно сыгрался с Джеко и вместе с ним выдает шедевры взаимодвижения: они меняются позициями, уводят защитников друг для друга и иногда вдвоем расшатывают всю линию защиты.

Пример такого движения Пеллегрини. Опорник Верету поднялся вверх, и Лоренцо опустился в его зону под пас из глубины. В поле зрения Пеллегрини – три свободных игрока, но вместо безопасного паса он вторым касанием разрезал оборону технически сложным забросом. Клюйверт выбежал один на один и забил.

Как Пелле влияет на игру «Ромы», видно по первому голу «Фиорентине» в декабрьском матче. «Рома» перехватила мяч, убежала в контру и забила. Вроде ничего особенного, но на самом деле гол – торжество интеллектуального нестандарта. На каждом этапе Пеллегрини выбрал неочевидное и правильное решение:

1. 9 игроков из 10 отдали бы направо, где забегал Дзаньоло – надежный и предсказуемый выбор, в котором атака увязла бы. Пеллегрини отыгрался с Джеко и вышел в центр с тремя адресатами впереди;

2. Перотти забежал слева. Здесь дернулись бы многие из тех, кого считают шикарными ассистентами, но Лоренцо прочитал бесперспективность паса: у напарника не было шансов прийти к мячу раньше защитников. Вместо этого он развернулся и стянул шестерых;

3. Джеко открылся за спины двух шагах от Пеллегрини и прямо перед воротами. Даже футбольный бог отдал бы на боснийца, если бы не закончил карьеру в 2004-м. Пеллегрини заметил небольшой офсайд и вместо простого паса тонко забросил на Дзаньоло – тот скинул Джеко, и Эдин замкнул.

Пеллегрини просчитал игру на несколько шагов вперед и нарезал защиту на ломтики, как сыр, но не меньше впечатляет, как он привнес мысль в размашистую контратаку. Контры опасны именно тем, что ловят защиту во время реорганизации, и обрываются обычно по той же причине – нападение так же хаотично и случайно. Лоренцо упорядочивает хаос, рационализирует и структурирует атаку – это дает колоссальное преимущество перед неготовой защитой.

«Он очень умен, – восхищается Паулу Фонсека. – Пеллегрини всегда выбирает правильную позицию, оптимальный момент и подходящего игрока для паса. Это впечатляет, особенно в его возрасте».

Ничего удивительного в этом нет. Переходные фазы – идеальный холст для художника. В них меньше механизмов и правил, нет надежно закодированных ходов. Только экспромт. Для Пеллегрини это оптимальная среда обитания, ведь он – самый креативный полузащитник нового поколения.

Не сразу раскрылся из-за ретро-стиля, но проводит сезон топ-уровня. Он – новый король ассистов Серии А

Агрессивный игровой почерк делает Пеллегрини одним из двух самых опасных полузащитников лиги (второй – Луис Альберто). Когда он принимает мяч, напряжение ощущается почти физически: он разрезает обороны из невозможных позиций, и защитники знают об этом – как и о том, что он не дает передышки и не пасует назад.

Раньше ему это даже мешало. С 15 лет Пеллегрини играл в одной роли – бокс-ту-бокса в 4-3-3. Иногда выходил опорником. Игра в середине поля подразумевает баланс в мышлении и определенный процент горизонтальности, защиту мяча от потерь, а Лоренцо не переключал темп и всегда рисковал. Каждый четвертый пас уходил сопернику – для современного полузащитника статистика хуже середняка.

Непрофильная выучка срифмовалась с плохой физикой. Бокс-ту-бокс часто открывается спиной к воротам и защищает мяч корпусом, но Пеллегрини не вывозил и старательно избегал борьбы. Он рисковал и спешил, подключал пятки, и приемы спиной к воротам через раз превращались в обрезы. В последнем сезоне в «Сассуоло» («Рома» продала его после примаверы и через два года выкупила обратно) он делал голевое действие каждые 159 минут (8+7 в 34 матчах), но постоянно подставлял своих защитников и пугал критическим процентом потерь. Лучшие индивидуальные шоу оставались со звездочкой. Хорошего и плохого было почти поровну.

Так продолжалось до сентября 2018-го, когда пара моментов раскрыла настоящего Пеллегрини (тифози «Ромы» говорят, что купили Лоренцо дважды – настолько мгновенным и мощным было преображение). «Рома» на тот момент выигрывала один матч из трех, застряла в середине таблицы с несбалансированным составом и посреди римского дерби осталась без треквартисты: сломался Пасторе, а другой «десятки» в команде не оказалось. Ди Франческо бросил в огонь Пеллегрини. Выбора все равно не было.

Генсбур сказал бы, что в его жизни случайность победила судьбу. Лоренцо никогда не играл треквартисту, но оказалось, что он создан для этой роли. Он забил пяткой, отдал голевую и в следующих 6 матчах набрал 1+4 на новой позиции. «Десятка» скрыла несбалансированность игры и предоставила максимальный кредит риска.

«Я треквартиста, но не потому, что люблю атаковать – даже в этой роли я сваливаюсь ниже или на фланги, продвигаю мяч и строю игру с другими полузащитниками, – объяснял Пеллегрини. – «Десятка» ценна именно тем, что не нужно слишком задумываться о тактике. Опорники и бокс-ту-боксы более ограничены, обязаны блюсти баланс, а треквартиста играет по всему полю. В этой роли я могу импровизировать».

Примерно тогда же «Рома» играла с «Реалом», и Пеллегрини полчаса провел рядом с Модричем. «Лука очень впечатлил меня. Он заранее анализирует каждое действие и перед приемом мяча знает все о происходящем на поле. Для полузащитника это величайшее качество», – восхитился Лоренцо после игры. Он подражает Модричу и превратился в одного из самых быстрых (по мысли, не по движению) игроков Италии. Разрезающие не глядя на 30 метров стали его коронкой: Пеллегрини загодя оценивает эпизод и вторым касанием уничтожает защиту (как в первом голе «Вероне» и четвертом «Сассуоло»).

«Пеллегрини – главный талант Италии. Он сводит меня с ума, – признавался в любви легендарный Костакурта. – Он делает невероятные вещи. У него отличный тайминг, он подключается из глубины лучше всех в Италии, если не во всем мире. И он прогрессирует с каждым матчем. Пеллегрини делает разницу».

Одновременно Лоренцо переосмыслил движение без мяча и теперь почти всегда принимает его лицом к воротам – то есть эволюционировал так, чтобы скрыть недостаток физики. Для этого Пеллегрини постоянно двигается, подстраивает положение корпуса под позицию мяча и открывается по всей ширине поля – чтобы быстро взломать слабые зоны. Он пробегает 11,2 км за матч. Из атакующих игроков Серии А только Кулусевски носится больше.

Трекварти дала Пеллегрини свободу интерпретации на всех уровнях – в движении, риске и выборе позиции. Римлянин сделал 10 голевых в 24 матчах во всех турнирах, отдает 0,44 ассиста за игру в Серии А – выше Недведа и Верона в их лучших сезонах, – и входит в европейский топ по количеству обострений. Он третий по пасам под удар и второй после Месси по разрезающим в топ-4 лигах.

Еще внушительнее статистика Пеллегрини выглядит, если отбросить 3 матча в опорной зоне. В трекварти он отдает голевые каждые 155 минут. Мало кто взламывает оборону чаще.

В категории до 25 лет у Пеллегрини нет конкурентов, а он сам давно вырвался за рамки возрастных сравнений. Он организует почти гол за игру (по голевым + предголевым) и намного превосходит Де Брюйне и Месси (на его уровне только Мюллер и Санчо). Причем держит уровень второй год. Травмы и неудобная позиция украли у Лоренцо половину прошлого сезона, но он все равно стал лучшим в ЛЧ по пасам под удар (4,4 за 90 минут) и вторым после Месси по разрезающим (0,7).

Вот почему Тотти подошел именно к Пеллегрини: «Продолжай в том же духе, и я позабочусь, чтобы моя десятка оказалась на твоей спине».

Наследник Тотти: уговорил Джеко остаться и позаботился о клубе на карантине. Но вряд ли задержится в «Роме»

Если ты римлянин и каждое лето покупал тысячу наклеек Panini, чтобы найти звездную карточку Тотти, а потом сам Ческо на прощальной пресс-конференции назвал тебя наследником и феноменом – тогда ты знаешь, что сказки случаются не только в книгах про Чиполлино.

В 23 Пеллегрини – вице-капитан и лидер раздевалки «Ромы». Он попал в футбол вопреки тренерам и сердечной аритмии и теперь управляет командой лучше Фонсеки. На карантине Лоренцо убедил одноклубников отказаться от зарплат на 4 месяца. А еще раньше уговорил Джеко послать «Интер».

«Было время, когда с Джеко я говорил больше, чем с беременной женой, – признался Пелле. – Это при том, что она сидела дома и до родов оставалось недолго. Я ходил за ним и ходил, пока он наконец не пообещал, что продлит контракт. Я был так рад, словно подписал сам».  

Цена за трон Тотти давно фиксирована – ее заплатил сам Ческо, когда отыграл всю жизнь в Риме. Но Пеллегрини будет сложнее. Профиль римского принца волнует «ПСЖ», «Интер» и «Юве», а бостонские владельцы выкачивают все перед продажей клуба. Когда трансферное окно откроется, отказывать Пеллегрини придется своим.

Так что летом у покупателей будет шанс. Но очень может быть, что этот шанс станет единственным – даже несмотря на мизерную 30-миллионную клаусулу. Ведь Пеллегрини скорее снесет «Стадио Олимпико», чем уйдет против воли «Ромы».

Луис Альберто и Милинкович-Савич – лучшая пара полузащитников Серии А. Еще недавно Луис хотел закончить карьеру, а Сергея называли переоцененным

В 2000-м за Батистуту сражались «Рома», «Лацио» и «Интер». Капелло обыграл всех, использовав знакомого журналиста

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: globallookpress.com/Lapresse/As Roma/Fabio Rossi, Alfredo Falcone/Lapresse, imagephotoagency.it, Andrea Staccioli / Insidefoto