Пока мы помним – они живы! 16 лет трагедии
Двадцать седьмое мая — трагическая дата для футбольной общественности и простых жителей Орехово-Зуева. В 2004 году произошла страшная автомобильная катастрофа, унесшая жизни девяти членов команды «Знамя Труда».
У команды футбольного клуба «Знамя Труда» на этот день была назначена игра. Предстояло ехать в подмосковный город Щелково, где в 17 часов должен был состояться очередной матч. Около 15 часов автобус команды попал в аварию, в которой погибло девять игроков и сотрудников клуба.
По официальной версии, контейнеровоз с грузом химикатов двигался в сторону Нижнего Новгорода, навстречу им ехал автобус футбольной команды. Один из участников движения подрезал грузовик, после чего фура оказалась на встречной полосе, где и произошло столкновение с автобусом.
Андрей Шагаров — один из выживших в той страшной аварии — в интервью «Р-Спорт» рассказал о том, что произошло в 2004 году. Сейчас Шагаров работает тренером в детской школе в Куровском (Орехово-Зуево).
— Вам часто приходится вспоминать аварию?
— Знаете, как бы ни хотелось, все равно иногда вспоминаешь друзей, товарищей. В 2003 году я заканчивал с профессиональным футболом. А зимой мне позвонили ребята из «Знамени»: «Андрюх, вернись к нам, помоги нам в конце сезона». Сначала думал, что неудобно возвращаться, вроде как проводили меня, но потом уговорили меня, короче, говоря. Вернулся я в Орехово, где начинал, получилось так, что там и закончил.
— Тот день вы отчетливо помните?
— Помню, как сейчас, 27 мая, в солнечный день, мы отъезжали на «ПАЗике». Знаете, я вам так скажу — бог есть. Он распорядился так, что кого-то забрали, а кого-то оставили в живых. Димка Свитавский, тамбовский мальчик (тогда 21 год), сейчас он инвалид. У него после аварии было девять кровоизлияний в мозг. За день до аварии его зовут в «Тамбов» обратно, я — ему: «Конечно, надо ехать в Тамбов, там в тебе заинтересованы, чего тебе тут делать». Сутки прошли, поехал с нами в автобусе. Пашка Сухов, покойный капитан команды. Ему предлагали поехать в машине на игру, а он отказался — сяду с командой.
Вот Ромка Бусурин, который погиб, сидел сзади и рядом со мной. За пять или за 10 минут Ромка чихнул, и его пересадили вперед, чтобы ему не дуло. Он пересел, а Ванька Нестеров (27 лет тогда) сел на это место. Ромка погиб, Ваня отделался царапиной, шрамом на заднем месте.
Я спал в этот момент, меня ударило об стойку. Сломало мне все ребра, пробило легкие в двух или трех местах, позвоночник сломан. Кроссовки с меня слетели, вышел…
— Самостоятельно?
— Вышел сам и упал. Когда очнулся в реанимации, первыми кого я увидел — это своих друзей-футболистов. Они вот так вот, с правой стороны смотрят на меня. «Вы чего сюда приехали-то», — спросил я. А они молча смотрят и ничего не говорят. Поднимаю руку, а у меня гипс. «Я чего, на игре упал? — продолжил я. — Кстати, вы не первые, ко мне уже приходили». Ребята поинтересовались, кто был. Я назвал всех тех, кто погиб. Они уже стояли с левой стороны и улыбались.
— Это был такой сон?
— Когда в реанимации лежал, и было два пути: сюда или туда. Почему-то все погибшие улыбались.
— Когда вам сказали, что разбились?
— Только на следующий день.
— Вы долго были в больнице?
— Я два-три месяца там пробыл, хотя надо было шесть месяцев. Каждый день меня возили на массаж и на плавание. Только так я смог восстановиться.
— Вам было тяжело морально?
— Как только я вернулся на стадион, понял, что надо быть тренером. Потом удалось даже сыграть на первенстве команд среди ветеранов. Забил гол. У меня текли слезы.
Вспомним всех поименно.
Список погибших:
Хныкин Вадим Петрович, главный тренер
Бусурин Роман Николаевич, игрок, 1983 г.р., г. Орехово-Зуево;
Пашков Борис Николаевич, начальник команды, 1938 г.р., г. Орехово-Зуево;
Смирнов Дмитрий Александрович, генеральный директор, 1971 г.р., г. Орехово-Зуево;
Сухов Павел Станиславович, игрок, 1968 г.р., г. Орехово-Зуево;
Тутиков Владимир Владимирович, игрок, 1980 г.р., г. Ставрополь;
Тынянов Александр Николаевич, игрок, 1967 г.р., г. Орехово-Зуево;
Чавкин Василий Ильич, ветеран орехово-зуевского футбола, мастер спорта, 1933 г.р., г. Орехово-Зуево;
Мамонтов Александр Алимпиевич, водитель, 1965 г.р., Орехово-Зуевский район.
Сейчас на месте аварии расширили дорогу, поэтому никакой мемориальной доски там не осталось. В городе есть памятник — футбольный мяч и храм в память о погибших футболистах.