«Народ страшно болел, болельщики любили нас», легенда «Знамени Труда» Анатолий Хорлин о невероятном кубковом походе
Легенда «Знамени Труда», финалист Кубка СССР-1962 Анатолий Хорлин в преддверии матча FONBET Кубка России рассказал о невероятном кубковом походе.
– Вспомните 1962 год, Кубок СССР, финал. В какой момент вы поверили, что ваш кубковый путь может быть таким долгим?
– Мы опасались только «Динамо» (Кировобад), а до этого играли спокойно. Почему Кировобад? Потому что они прошли киевских динамовцев. А так уверены в себе мы были максимально. Для примера в группе мы играли с ленинградским «Спартаком». Они приехали в Орехово-Зуево и были уверены, что пройдут дальше. По сетке победитель встречи встречался с ленинградским «Динамо». Перед игрой их тренер Фомичёв подходит к нашему тренеру и хлопает по плечу. Мол, ничего страшного. В тот день мы победили со счётом 5:0.
Дальше приезжает ленинградское «Динамо»: команда Высшей лиги, между прочим. Обыграли их тогда легко. Легче было, чем со «Спартаком». У нас была очень дружная команда. Я много коллективов повидал, тот же «Локомотив», но такой дружбы нигде не видел.
Мы настолько любили город и команду, что играли в любом состоянии. У меня было время, когда нога распухла и в бутсу не влезала. Что делать? Наш начальник Бухин разрезал сзади бутсы, я перетягивал шнурками ногу, чтобы бутсы не соскочили, и выходил. Тренеры спрашивали: «Толя, как ты будешь играть?». Говорю: «Давайте не буду играть». Они: «Не-не-не». Я: «А тогда чего вы?». Мы все нужны были, я выходил с такой ногой и играл. Не ныл, не плакал. Народ нас любил и уважал, а мы всегда были в контакте с болельщиками – общались и отвечали на вопросы.
– В чём заключалась такая дружба? Шашлыки, посиделки?
– Всё это было, но ключевое – в игре. Каждый был за всех, и все были за одного. Если я ошибся, то меня подстрахуют. Был сплоченный коллектив, каждый знал, что делать. Чтобы достичь такого взаимопонимания, нужно уважать друг друга, любить не обязательно, а уважать – да, надо. Никаких «я». Отличный коллектив у нас подобрался, всегда поддерживали друг друга. Были замечательные тренеры.
Из всех тренерских советов в моей карьере особенно запомнились слова Константина Ивановича Бескова – что игрок должен думать только о футболе. Остальное – жилье, еда, транспорт – это забота начальника команды. Для футболиста же важен спортивный режим и мысли исключительно о работе на поле.
– Вспомните свой самый красивый гол.
– В Орехово-Зуеве забивал в ворота «Динамо» (прим. предположительно брянского) головой. Идёт подача с левой стороны – я выскакиваю и забиваю.
– Полуфинал и финал проходили в «Лужниках». Что это была за атмосфера?
– Ой, ребята, что там было… Мы жили в гостинице в «Лужниках». Народ к нам валил, весь город, вся область приехала поддержать нас. Для этого даже запустили дополнительные электрички. Что там творилось! Это невозможно представить. Мы на игру шли под трибунами, иначе мы до поля просто бы не дошли. Народ страшно болел, очень громкие были болельщики, которые нас сильно любили. Бывало, идём в Орехово покушать, а они нам люди хлопают. Даже неудобно становилось.
В Орехово мы любили проводить время в городском парке, смотрели танцы, гуляли, дышали воздухом. Ходили в кино! Ещё из приятных воспоминаний – как Николай Озеров вёл репортаж из Орехово-Зуево, когда мы играли с московским «Спартаком».
Но вернёмся в «Лужники». После победы над Ереваном в полуфинале Кубка мы поужинали, вышли на улицу посидеть и отдохнуть. А народ домой не уезжал – так хотел нас встретить и чествовать. И тогда Ильичев и Людницкий (прим. – тренеры «Знамени Труда» в 1962 году) тогда попросили ребят дать нам отдохнуть, мы тогда действительно устали.
– Сильно волновались перед финалом?
– Нет, как-то спокойно мы себя вели. Не было такого, что мы всех порвём. Выходили и настраивались. Настрой только на победу. Никакого нашатыря, витаминов, таблеток. Только вера в себя и собственные силы.
– Опишите, пожалуйста, какими тогда были форма и бутсы?
– Форма – простенькая, не такая какая современная. В «Лужники» к финалу привезли новенькие комплекты, было приятно. Бутсы – тоже были хорошие, доставали мы их себе сами. Играли, конечно, не с квадратными носами (смеется), они у нас были импортные, качественные. Бутсы же – это твоё все, твой хлеб. Если ты хотел, чтоб ноги были здоровыми и хорошими, то за обувью нужно было ухаживать. Прочищать шипы, пройтись гуталинчиком, маслецом смазать. Не сливочным (шутит). Мячи тоже хорошие были, но сейчас лучше.
– Вернёмся к финалу. Команда была дружной и сыгранной, но не победила. Почему так произошло?
– На первой минуте наш вратарь Анатолий Хомяков, который играл тогда очень хорошо, допустил ошибку. Левый крайний соперника проходит и смещается в середину. Мне на фланге противостоял Родин – тоже очень приличный футболист. Он полностью раздел защитника киевского «Динамо» в полуфинале. Мы смотрели эту игру, и мне председатель профсоюза говорит: «Толь, видишь?». Я ему отвечаю: «Давай доживём до финала». Мы вышли, в итоге с ним и было тяжеловато. Мне бросить его – не вариант. А Толя вместо того, чтобы отбить кулаком, начал ловить мяч, который прошёл у по пальцам и упал за ним. Так и пропустили быстрый гол.
– Который сломал игру?
– Нет, мы начали играть в свой футбол. Но в моменте второго гола делали положение «вне игры», когда нападающий «Шахтёра» находился в офсайде. Мы подняли руки, помощник арбитра начал поднимать вверх флажок. Главный арбитр Ходин показывает ему: «Опусти руки». Мы все в стоячке, а нападающий забивает второй гол.
– Медали получили?
– Вон там (показывает на значок). «Шахтёру» дали медали, а нам как финалистам вручили значки.
– Самый сильный футболист с которым вы играли?
– У нас был Толя Пименов (всю карьеру провёл в «Знамени Труда», лучший бомбардир в истории клуба) – хороший футболист. Такая команда тогда подобралась… Уважение было друг к другу, никакой зависти, все дружные.
– Ваш самый памятный матч за «Знамя Труда»?
– С Ереваном в «Лужниках». Со «Спартаком» также была хорошая игра на Кубок. У них в составе выделялись Крутиков и Севидов. Он тогда на первых минутах чуть нам не забил, а там – кто знает, как сложилась бы игра… Мы выиграли тогда 3:2, а второй гол Хусаинов забил нам из вне игры. Говорю помощнику, что там офсайд, а он в ответ пошутил: «Да ладно, в Киев съездите, посмотрите как там». Я в ответ: «Мы и так посмотрим. Сами разберемся». Разобрались!
– Любили ореховский стадион?
– Конечно! Поляна была замечательная. Даже лучшая. Травка всегда покошена, очень приличная. Жили рядом со стадионом, играли в дыр-дыр на баскетбольной площадке. У меня жена баскетболистка, там и познакомились.
– Чего пожелаете болельщикам «Знамени Труда»?
– Передайте им, что я их люблю, обнимаю, уважаю, уважал и буду уважать, пока я буду жить. Они всегда нас поддерживали, никогда не было такого, чтоб кто-то хотел подковырнуть. Большой привет, желаю чтобы за нынешнюю команду болели так же, как за нас в наше время. Пускай поддерживают команду, и она будет играть.