Возможно, «Уфа» войдет в империю Red Bull. Клуб давно мечтал о таком, взамен инвестор получит бизнес-свободу в регионе
«РБ Уфа»!
В российский футбол может зайти очень крупный инвестор. По информации Романа Нагучева, у «Уфы» есть два больших предложения о плотном сотрудничестве: от «Ман Сити» и «Ред Булл».
«Одно из них (предложений) от тех же, что купили Александра Зинченко, – пишет Нагучев в телеграм-канале «Он Эйр». – Когда к тебе приходит такой клуб хочется вместо 4 миллионов попросить хотя бы 10, но «Уфа» даже не попыталась пририсовать к договору сотые доли. Четыре так четыре. На Востоке это ценится. Плюс Башкортостан – нефтяной регион и это дает массу возможностей для взаимовыгодного сотрудничества.
Второй вариант – «Ред Булл». И любопытно, что именно в эту сторону склоняется гендиректор «Уфы». Тут заметно меньше сиюминутных денег, но гораздо больше перспектив. «РБ» не бросил ни один свой спортивный проект. Что в Бразилии, что в США, что в Австрии, что в Германии – это работа на результат и стремление быть на виду. Руководство «Уфы» уже провело несколько встреч. Все решится скоро».
Возможно, «Уфе» повезло. «Ред Булл» не только скупает клубы, но и выстраивает глобальную академию
Захват спорта Red Bull начал с экстрима: логотип с быками мелькал на турнирах по клифф-дайвингу, серфингу, скалолазанию. Еще 25 лет назад «Ред Булл» брендировал «Заубер» в «Формуле-1», а затем выкупил у «Форда» Jaguar Racing – так глава концерна Дитрих Матешиц основал собственную гоночную команду, позже добавив еще одну, «Торо Россо» (ее сейчас представляет Даниил Квят). В 2003-м компания запустила соревнования по аэробатике (воздушным гонкам) Red Bull Air Race World Championship – российский этап стабильно проводится в Казани.
Из ниши экстрима «Ред Булл» шел дальше – хоккей (несколько команд), биатлон (сборная Австрии), наконец, футбол.
2005 год: «Ред Булл» выкупил зальцбургскую «Аустрию», поменял название клуба и стадиона и отрекся от прошлого, вплоть до эмблемы и цветов. За 15 лет – девять чемпионских титулов и шесть Кубков Австрии.
2006: приход в США и покупка «Нью-Джерси Метростарс». Матешиц вложил в проект 200 млн долларов, возвел новый стадион и привез в Нью-Йорк Тьерри Анри. Пять раз «Ред Буллс» становились лучшими в Восточной конференции.
2007: основан клуб-академия «Ред Булл Бразил» из четвертого дивизиона.
2008: «Ред Булл Гана» достиг первого ганского дивизиона за год. В 2014-м клуб поглотила Восточно-африканская академия футбола, проект «Фейеноорда». Оттуда до Австрии добрались, например, Феликс Аджей и Самуэль Теттех (принадлежит «Зальцбургу», арендован в «ЛАСК»).
2009: приобрели главный футбольный актив Red Bull – «Лейпциг». Задача – за десять лет выйти в первую Бундеслигу – перевыполнена: вместе с «Зальцбургом» «РБ Лейпциг» стабильно участвует в еврокубках. Получить имя спонсора в названии не позволяет суровый регламент, и RB в названии клуба – сокращение от RasenBallsport.
2019: «Ред Булл Брагантино» – снова Бразилия, вторая лига, инвестиции – 10 млн евро. Не самый успешный филиал: от «Брагантино» и «Ред Булл Бразил» ждали большей продуктивности.
Во всех странах «Ред Булл» не ограничивается флагманским клубом с узнаваемым лого, а выстраивает глобальную академию. До 13 мая шефом всего футбольного отдела был Ральф Рангник, прежде главный тренер и спортивный директор «Лейпцига» (скоро может всплыть в «Милане»). Под его руководством скауты оценивали новичков по сложной системе и должны были «составить досье на каждого футболиста в мире, где бы он ни играл» – не только в странах, где есть филиалы Red Bull.
Вот как свою работу в «Ред Булл» описывал Дитмар Байерсдорфер, который потом как спортивный директор привозил в «Зенит» Халка и Витцеля: «Я должен был связать друг с другом пять независимых клубов, сформировать общую философию развития и образовательные методики, чтобы, скажем, игроки, которые выросли в Гане или Бразилии, без труда могли адаптироваться в Зальцбурге или Лейпциге».
Образцовый пример работы футбольной школы Red Bull – Тайлер Адамас: в 2011-м он пришел в «Академию Ред Буллс» (Нью-Йорк), там дорос до «Ред Буллс-2», с которой выиграл United Soccer League. Через пару сезонов в МЛС с «Ред Буллс» – трансфер в «Лейпциг».
Пока такой путь скорее редкость, своих воспитанников очень мало, и главная сила Red Bull – скаутинг. Аналитики давно используют продвинутую статистику и тонкие данные вроде интенсивности бега. Показательно, что «Зальцбург» до полуфинала прошлой Лиги Европы вместе с Марко Розе довел тактический блогер и сооснователь сайта Spielverlagerung Ране Марич.
Тратиться на большие покупки тоже приходится, причем «Лейпциг» вовсю закупается у «Зальцбурга» – настолько активно, что это смущает УЕФА. Помните, как добрались до «Ливерпуля» Садьо Мане и Наби Кейта? «Зальцбург» нашел их во Франции (Станислав Черчесов любит напоминать, что заметил африканцев еще в чемпионате Австрии – как и краснодарского бразильца Вандерсона). Мане привел в «Саутгемптон» скаут Пол Митчелл, которого позже привлек к работе в «РБ» Рангник, а вот Кейта «Зальцбург» продал «РБ Лейпцигу» за 15 млн евро – и уже там ценник Наби увеличился в пять раз.
Прошлым летом «Лейпциг» приобрел у «Палмейраса» Луана Кандидо за 8 млн евро – и отдал в аренду «Ред Булл Брагантино».
«Уфа» целенаправленно искала инвестора. Клуб продавал игроков, чтобы показать бизнес-модель. Теперь они хотят запустить биржу прав на футболистов
«Уфа» – молодой проект. Клуб появился 10 лет назад с приходом к руководству республикой Рустема Хамитова. Его мечта – создать в Башкирии клуб высокого уровня. С самого начала под этот проект пришел Шамиль Газизов, сначала как председатель местной федерации футбола, затем как гендиректор клуба. Сезоны-2012/13 и 2013/14 «Уфа» играла в ФНЛ, следующий начала в РПЛ. Первая продажа за живые деньги случилась через два года – Зинченко.
«Даже без этих трансферов мы бы выдерживали конкуренцию в РПЛ, – говорил Шамиль Газизов в прошлогоднем интервью Александру Головину. – Влияют два других фактора. Первый – как мы можем того же Облякова держать, если ему предложили играть против «Реала» в Лиге чемпионов? Второй – это показатель того, что в футболе можно делать бизнес. Мы ищем инвестора, показываем модель. Мы как опытный образец, реально сегодня занимаемся одним – ищем себе инвестора».
В ходе того разговора Газизов снова возвращался к идее с инвестором и даже говорил конкретно о Red Bull: «Мы понимаем, что клуб должен прийти к тому, чтобы быть инвестиционно привлекательными. Не так, чтобы нам платили деньги [партнеры] и ничего с этого не имели. Должна прийти фирма, группа лиц или лицо, которые поймут, что здесь реально делать бизнес. Я говорил Red Bull: «У вас есть четкая модель развития футбола, мне она нравится». Но они пока не идут к нам. Почему – не знаю. Но попытки были. Они могли бы под себя забрать клуб, но не пошли».
По словам гендира, в обмен на помощь клубу Башкирия готова дать такому инвестору преференции для ведения бизнеса в регионе. Власть, как и он, тоже ищет инвестора для «Уфы».
Летом 2019-го «Уфа» заработала на продажах и арендах игроков 7,8 млн евро (около 560 млн рублей) – больше половины годового бюджета (один миллиард рублей). Четверо из пяти игроков, за которых выручили деньги, уехали в главные клубы страны: Живоглядов – в «Локомотив», Круговой – в «Зенит», Дивеев – в ЦСКА, Игбун – в аренду в «Динамо».
И так стабильно каждое межсезонье: летом 2018-го Обляков ушел в ЦСКА (4 млн евро), а Стоцкий – в «Краснодар» (2 млн евро), двумя годами раньше Лунев оказался в «Зените» (4 млн евро), а Зинченко – в «Ман Сити» (5 млн евро). Похожая история с тренерами: Гончаренко после «Уфы» сразу оказался в ЦСКА, Семак – в «Зените». За обоих клуб получил компенсацию.
Шамиль Газизов этой весной делился со Sports.ru совсем футуристической идеей. Он обещал запустить в «Уфе» биржу прав на игроков: «Мы создаем продукт, где ты можешь покупать токены игроков. То есть виртуальный футбол соединить с настоящим. Человек может участвовать в продаже игроков, но не влиять на его трансферную стоимость. Это как акции игроков.
Условно, ты скачиваешь приложение, заходишь в футбольный клуб «Уфа» и видишь, что клуб оценивает игрока на миллион долларов, а токенов выпущено на 500 тысяч. И ты сам решаешь, стоит в эту историю влезать или нет. Если ты покупаешь, а клуб продает этого игрока дороже, то ты получаешь дивиденды. В то же время ты можешь их перепродавать, клуб на это влияние не имеет. Он дает дивиденды только тому, кто купил этот токен.
У тебя может быть токен игрока на 500-1000 рублей, не обязательно большие суммы. Футбол – это игра. Но чтобы она существовала, надо на что-то жить. Нельзя все время сидеть и ждать, чтобы тебе деньги давал какой-то дядя. Завтра дядя скажет, что устал. И что дальше?».
«Уфа» – Европа: продают в топ-клубы, хотят делать бизнес, звали инвестором Red Bull
Маркетинг «Ред Булла» – это будущее, но он уничтожит все, что вы любите в футболе
Фото: globallookpress.com/Wu Zhuang/Xinhua, Jan Woitas/dpa; vk.com/ufafc
Вперёд, Уфа!
МЫ С ТОБОЙ!