Легенды аргентинского футбола. Томас «Эль Тринче» Карлович
Две недели от рук воров, укравших его мотоцикл, в 71 год погиб Томас "Эль Тринче" Карлович. Descansa en paz.
Сын эмигрантов из Югославии, Томас Фелипе "Тринче" Карлович, он же "Эль Хитано" ("Цыган", за внешнюю схожесть с оными) и "Эль Рей" ("Король", за игру в футбол), сыграл всего несколько матчей за "Росарио Сентраль", а наиболее прославился игрой за другой "Сентраль" - из Кордобы. Во втором дивизионе Аргентины...
Как же такое возможно? Об игроке из второго дивизиона говорят как о легенде аргентинского футбола, а бывший главный тренер сборной, Хосе Пекерман, включил его в свою символическую сборную Аргентины за всю историю - c Пассареллой, Марадоной и другими богами аргентинского футбола.
В первую очередь, тут надо понимать, что времена были другие, аргентинские игроки ещё не разъезжались по всему миру в таком количестве, как ныне, даже близко. И даже второй аргентинский дивизион - это был ух какой уровень. Один мой аргентинский знакомый, примерно в те же времена, вовсе играл только в "С" (третий дивизион), а в Европе был кумиром в крепких испанских середняках ("Майорка", "Реал Сосьедад").
Путанные, особенно в переводе, тексты о Карловиче могут создавать странное впечатление и уводить легенду совсем далеко, будто он был ещё одним Марадоной. Конечно, он им не был: "Тринче" был высоким (рост - порядка 183 см) и играл, в основном, "пятёрку" - опорника - в креативном стиле. Именно на эту позицию Пекерман и включил его в свою сборную.
El Gran Capitan изучил мнение самых серьёзных профессионалов, в частности Карлоса Аймара, Марио Кемпеса, Маэстро Хуана Карлоса Монтеса (на видео ниже) и других, чтобы составить представление о сильных и не очень сторонах игры Карловича.
Что действительно общего у Карловича с Марадоной, так это мастерство обращения с мячом. Даже самые сложные и неудобные мячи он останавливал как нечего делать. Шикарно раздавал передачи на любые расстояния. И на высочайшем уровне владел той самой гамбетой, что идёт из аргентинских потрерос - дворов. В частности, коронным приёмом "Тринче", короля футбола в его чистом виде, был сложнейший "добле каньо" - двойной проброс между ног, когда сопернику прокидывают между ног раз, чуть ждут, когда он развернётся, и прокидывают туда же в обратную, изначальную сторону.
Несмотря на силу и отличную работу корпусом, по самым высоким меркам Карлович считался медленным и несколько ленивым. По крайней мере, так объясняют (или пытаются объяснить), почему он не проявил себя больше, чем проявил, хотя мог.
Главное тут, скорее, - что он не очень-то и хотел. Даже путешествия на не такие уж и большие расстояния внутри страны "напрягали" Эль Тринче в психологическом плане. Он не любил покидать надолго родные места. Футбол не был для него профессией в привычном смысле - скорее как хобби, любимое дело. Или вся его суть.
Причём, его невозможно было обвинить в трусости - как в той же боязни более сильных соперников или в чём-либо подобном. Он как раз был футболистом старой аргентинской школы. Те, кто выходили на поле и не боялись никого, показывая себя во всей красе.
Так, в 1974-м году, незадолго до Мундиаля, сборная Аргентины сыграла товарищеский матч со сборной Росарио, составленной, естественно, преимущественно из игроков "Ньюэллз" и "Сентраля" (в основе в том матче - по 5 из каждого клуба). Команду Росарио возглавляли тот самый Хуан Карлос Монтес и знаменитый Карлос Тимотео Григоль, в ней были характерные для росаринского футбола быстрые и жёсткие защитники, молодой Кемпес, но главная фишка, так уж сложилось, получилась именно в центре поля, куда Григоль предложил взять Карловича. Вместе с Карлосом Аймаром, "восьмёркой" Сентраля, в последствии ставшим более известным как тренер и, ещё позже, по работе на аргентинском спортивном ТВ, и великолепной "десяткой" Ньюэллз, Марио Санабрией, они буквально pintaron la cara главной сборной, как говорят в Аргентине, - "начистили рожу", если грубовато, но наиболее точно по смыслу перевести на русский.
Санабрия и Карлович
Игра была сделана ещё в первом тайме, сборная Росарио победила 3:1. А в перерыве Владислао Кап, возглавлявший главную сборную, попросил поменять Карловича, потому что футболист из второго дивизиона "заставлял выглядеть плохо" сборников. Это было настоящее унижение на глазах у всего честного народа - то, что вытворяли Карлович и Санабрия.
...Незадолго до инцидента двухнедельной давности Карлович в обширном интервью сказал, что хотел бы помолодеть, сыграть ещё 45 минут и отправиться - хоть в рай, хоть в ад. 100-процентный футболист с ныне вымирающим духом настоящего футбола - del futbol verdadero. На вопрос, с кем бы он хотел сыграть, он, не задумываясь, ответил: "Конечно, с Эль Дьего!" Возможно, его желание было или будет исполнено - где-то в параллельных реальностях.