Немцы строят футбольный Гарвард и меняют мышление тренеров (например, с помощью авиатренажеров): готовятся к Евро-24
От редакции: вы в блоге «Заметки города Б». Его автор – Кирилл Серых, русскоязычный тренер, который живет в Германии. Сегодня он рассказывает про новую немецкую футбольную революцию. Наслаждайтесь!
Известно, что Германия добилась победы на ЧМ-2014 во многом благодаря успешным футбольным реформам 2000-х. После Бразилии немцы осознали необходимость нового витка в развитии, поэтому в том же 2014 году задумались о создании единого центра развития футбола – академии во Франкфурте (DFB-Akademie). Провал сборной на ЧМ-2018 послужил дополнительным стимулом для скорейшей реализации планов, сейчас академия – приоритет Немецкого футбольного союза: они даже называют его «проектом века».
На самом деле немцы задумались о таком центре еще в 80-х. Тогда тренер сборной Франц Беккенбауэр предложил создать единое место подготовки для лучших спортсменов, но падение Берлинской стены отвлекло на другую важную задачу – объединение структуры немецкого футбола. На это ушли все 90-е, а в нулевые появился новый важный и более фундаментальный приоритет – перезагрузка системы подготовки молодых футболистов. Поэтому к идее создания глобальной академии вернулись только в середине десятых.
В 2017-м одним из руководителей проекта стал Оливер Бирхофф, который 13 лет отработал спортивным менеджером сборной. Вместе с Тобиасом Хауптом они ответственны за воплощение «немецкого футбольного Гарварда»: именно так называет свой проект Бирхофф. Тогда же федерация выделила на создание академии 150 млн евро, планируя начать строительство в мае 2019 года и завершить летом 2021-го. Академия строится в районе Нидеррад на территории бывшего ипподрома размером в 50000 квадратных метров. Вместе с офисным зданием на 500 рабочих мест в комплекс войдут 3 футбольных поля с натуральным газоном для тренировок основной и старших юношеских сборных, а также по одному полю уменьшенных размеров для тренировок младших юношеских и детских сборных.
Но главное в Академии – не инфраструктура, а задачи, которые она покрывает. Все ее проекты можно разделить на 3 большие группы.
• Подготовка тренеров. Теперь упор не на тактику, а на психологию. Тренерам, учащимся на программе Fussball-Lehrer (немецкий аналог категории UEFA Pro), помогает уже личный ментор от DFB. Находясь вместе с тренером в клубе, ментор наблюдает за тем, как тренер применяет полученные знания, отслеживает прогресс в обучении и постоянно дает обратную связь. Углубления в тактические и аналитические детали в процессе обучения отходят на второй план, но конечно же, не забываются. Еще одно важное изменение – само обучение в большей мере переместилось из базы DFB в Хеннефе непосредственно в сами клубы, где работают участники курса. Это дает больше времени на применение полученных навыков именно на своем месте работы. Ниже мы остановимся на этом поподробнее.
• Технологии. Успешные примеры «Дортмунда» и «Хоффенхайма» привлекли в академию системы Footbonaut (поле размером 14 на 14 с 72 воротами-зонами, в которые игроку нужно отправить мяч после получения из одной из них) и Heliх (большой экран, изогнутый либо на 180, либо на 270 градусов, позволяющий игрокам тренировать видение поля), предназначенные для дополнительных тренировок игроков. А еще академия подписала контракт с американской компанией P3, которая много лет работает с НБА. P3 анализирует физические показатели игрока с помощью датчиков захвата движения и восьми камер, обрабатывающих движения футболиста во время выполнения специальных упражнений. Программа выдает отчеты о физической мощи и ловкости, проблемах в игровом движении, а также рекомендует, как нужно контролировать организм спортсмена, чтобы уменьшить риск травм.
• Медицина. Академия создала совместную программу с университетской клиникой Франкфурта, чтобы исследовать причины возникновения травм. Если игрок получил травму задней поверхности бедра и в течение 72 часов успел сообщить об этом во франкфуртскую клинику, то он без очереди получает бесплатное МРТ, дальнейшую диагностику и две дополнительные проверки после процесса восстановления. Приоритет для участия в программе отдается спортсменам-любителям, чтобы поддержать небольшие клубы, у которых не всегда бывают страховки, покрывающие многие травмы.
Проводят хакатоны, как в IT-компаниях: соревнуются с голландцами, организовывают полугодичный курс во время коронавируса
Важный момент: немцы дают возможность поработать с уникальными данными не только профессионалам из футбольной индустрии, но и энтузиастам из IT-сфер, интересующимся футболом, тем самым привлекая свежие мнения и идеи извне.
В сентябре 2019 в Гамбурге провели первый хакатон. Немцы организовали его вместе с Голландской федерацией футбола и приурочили к матчу отбора Евро-2020 между двумя сборными. Он длился 3 дня и проходил в формате соревнования между немецкими и голландскими аналитиками. В первые 2 дня участники слушали лекции об анализе футбольных данных как от футбольных людей, так и от представителей науки, а также посетили саму игру. После матча участники разделились на 7 команд по 2-3 человека и получили трекинговые (координаты всех игроков и мяча с частотой 25 кадров в секунду) и событийные (координаты каждого события игры: пас, удар, подкат, отбор и т.п) данные по прошедшей игре. Всю следующую ночь они готовили свои решения и презентации по разным темам: тактика в фазах атаки/защиты, действия при потере/отборе мяча, тактика при стандартных положениях, изменение хода игры и свободной темы на выбор. В отличие от футбольного матча, в хакатоне победила сборная Германии со счетом 5:3.
Спустя 5 месяцев начался второй хакатон, только уже продолжительностью в три месяца, а в партнерах – «Айнтрахт». В 2019 клуб из Франкфурта провел 60 официальных матчей – больше, чем любая европейская команда, и аналитики клуба не успевали разрабатывать новые решения из-за объема текущей работы. Хакатон позволит клубу наверстать упущенное, а академии – использовать полученные разработки уже для сборной Германии.
Теперь участники делятся на команды минимум по двое – в каждой должен быть как минимум один представитель футбольного клуба и один аналитик данных. Команды получают трекинговые и событийные данные по матчам «Айнтрахта», а также основной сборной и сборной U-21 Германии в сезонах 2018-19 и 2019-20. Дальше нужно решить 18 различных задач, у каждой команды они разные. Пример: создание альтернативы показателя Packing (количество соперников, отрезанных пасом или дриблингом): первоначально метрика не отличает оппонентов, отрезанных пасом горизонтально или вертикально, а также не учитывает положение тела футболиста. Данные, предоставляемые компаниями-партнерами DFB, позволяют построить новую версию Packing.
Laptop Coach уже устарел, а умение выстраивать отношения с игроками выходит на первый план
Возможно, самые радикальные перемены коснутся подготовки тренеров.
«Мы живем в очень цифровом мире, который развивается беспрецедентными темпами, – пояснял глава Академии Тобиас Хаупт. – Футбол в целом стал более глобальным, и требования, предъявляемые к тренерам, сильно изменились и усложнились за последние три-пять лет. С 2008 года мы относительно мало изменили содержание курса подготовки тренеров высшей категории, поэтому сейчас самое время для масштабных изменений».
После 10 лет во главе системы подготовки тренеров категории Fussball-Lehrer Франка Вормута сменил Даниэль Нидцковски – молодой функционер с тренерским и игровым опытом: хотя на профессиональном уровне он играл максимум в Региональлиге Вест (четвертая немецкая лига), после окончания карьеры он проработал несколько лет ассистентом в Байере и сборной Германии U-21. Несмотря на свою новую административную должность, Нидцковски до сих пор продолжает работать в штабе сборной, чтобы понимать с позиции тренера, как можно по-новому структурировать процесс обучения.
В первый год на новой должности Нидцковски пытался выяснить, что идет не так. Для этого он консультировался со спортивными директорами клубов Бундеслиги и других европейских чемпионатов, а также сотрудниками различных футбольных федераций. Свои наблюдения он озвучил в интервью для книги Mensch. Beyond the Cones: «В Германии мы очень сфокусированы на детальном развитии отдельных элементов подготовки команды и футболистов. Поэтому сейчас много говорят об изменениях в тактике и новых методах физических тренировок, предполагая, что остальное улучшится само собой. Но этого не происходит просто так, ведь многие люди, особенно если они из другой культуры, не привыкли к такому стилю работы. Конечно, к нему можно приспособиться, но футболистам также очень важно личное взаимоотношение с тренером».
Нидцковски также считает, что в последние годы слишком много внимания уделяется тактике: «Когда тренер считает, что лишь тактика является основным ключом к успеху, то связь между игроком и тренером теряется. Это может работать до тех пор, пока команда побеждает, но при кризисе это не поможет. Если команда показывает плохие результаты, тренеру сложно установить связь с игроком, поэтому важно сделать это до наступления проблем, когда все идет хорошо. Конечно же, не стоит полностью забывать про тактику и максимально использовать имеющиеся знания, но в последнее время на нее сделан слишком большой акцент. Посмотрите, как много тактических блогов появилось в последние годы. Это прекрасно, что люди интересуются тактикой, но не стоит ее переоценивать в ущерб другим аспектам».
Еще один важный нюанс Нидцковски подсмотрел во время визита в Англию: там тренеры реже покидают клубы для обучения, так как FA сама приезжает в клубы и обучает тренеров на месте. Подобный подход очень подходит и Германии, ведь упор на развитие и подготовку тренеров внутри своей инфраструктуры сейчас перенимает все большее количество немецких клубов. Самые яркие примеры таких тренеров в Бундеслиге – это конечно же, Юлиан Нагельсман (6 лет тренировал команды U-17 и U-19) и Флориан Кофельдт (c 2006 года проработал почти со всеми возрастами академии Вердера). Но такой подход во многом неприменим для топ-клубов, требующих сиюминутный результат.
В 2019 году Нидцковски предложил переформатированный курс обучения с упором на отношения между тренером и игроками внутри клуба под контролем ментора из DFB, который наблюдает за работой тренера и как минимум еженедельно дает фидбэк по его действиям. Тренеров стимулируют развиваться не только в области футбола: в рамках сотрудничества с Академией им предоставляется бесплатный доступ к приложениям Babbel (программа для самостоятельного изучения иностранных языков) и Blinklist (библиотека кратких пересказов книг).
Акцент на развитие soft skills (личностных и социальных навыков), ставится даже для тех тренеров, кто уже давно получил свою лицензию. Тренеры, обладающие званием Fussball-Lehrer (как и тренеры любого уровня в Германии) должны проходить курсы повышения квалификации раз в три года.
И это не просто скучные лекции про психологию, остановимся подробнее на самых интересных упражнениях.
Например, Нико Ковач, работая в «Айнтрахте», посетил курс, часть которого проходила в лётной школе в Эссене. В паре с Мануэлем Баумом (на тот момент – тренер «Аугсбурга») ему предстояло посадить пассажирский самолет в симуляторе. Ковач оценил эксперимент: «Как и пилот самолета, тренер несет ответственность за людей и в спокойное, и в турбулентное время. Поэтому опыт, который я получил за этот курс, будет очень полезным в моей работе».
Еще один из курсов повышения квалификации посвящен правильной речи и языку тела, для чего DFB привлекает лучших коучей Германии. Вместе с тренерами коуч моделирует ситуации, с которыми сталкивается тренер: разговоры один-на-один с игроком о предстоящем матче или о его недовольство ранней заменой в прошлой игре. Много внимания уделяется деталям – как тренер приветствует игрока, куда направлен его взгляд во время разговора, какие слова он подбирает и каким тоном говорит.
Об этом курсе рассказывает Маркус Вайнцирль – бывший тренер «Шальке» и «Штутгарта»: «Это действительно сложная задача – уметь правильно выстраивать отношения с игроками и улавливать мельчайшие детали, которые на это влияют. Свою лицензию Fussball-Lehrer я получил 10 лет назад, и несмотря на то, что почти все это время я тренировал, я хочу использовать свое свободное время для дальнейшего обучения. Такие курсы DFB дают отличную возможность для этого».
Академия делает профессию тренера не только популярной, но и доступной для всех
В конце апреля на ARD (один из центральных телеканалов Германии) показали документальный фильм о двух тренерах с последнего курса Fussball-Lehrer - и это тоже часть плана Академии.
Первая героиня фильма – Имке Вюббенхорст, одна из немногих тренеров-женщин, дошедшая до высшей ступени тренерского обучения. Чтобы его оплатить (обучение стоит чуть больше 10000 Евро и требует отказа от полной занятости на протяжении 11 месяцев), Вюббенхорст отказалась от аренды квартиры и все это время жила у друга на накопления. До начала курсов она работала школьным учителем физкультуры и тренировала женские и мужские команды Клоппенбурга – небольшого города на северо-западе Германии.
Еще она первая женщина-тренер в истории немецкого футбола, возглавлявшая мужские команды Оберлиги и Региональлиги (пятая и четвертая лиги соответственно): после окончания курсов в марте этого года ее пригласил на должность главного тренера «Шпортфройнде Лотте» из Региональлиги Вест. У Вюббенхорст были и другие предложения – после стажировки в Лейпциге Нагельсман предложил ей войти в свой штаб ассистентом, но она отказалась, чтобы продолжать карьеру главного тренера, пусть и в гораздо меньшем клубе.
Второй герой – Дино Топмюллер: и пока что он известен не своими успехами в качестве игрока и тренера, а фамилией – его отец Клаус Топмюллер выводил Байер в финал Лиги Чемпионов 2002 года. В этом же сезоне Топмюллер-старший сделал «вице-требл», после которого Байер и прозвали Vizekuzen (или «Неверкузен»): вдобавок к поражению в финале Лиги Чемпионов, он проиграл в финале Кубка Германии и занял второе место в Бундеслиге. Дино только начинает свою тренерскую карьеру, но уже имеет одно достижение как тренер – в 2019 году он впервые в истории клуба вывел люксембургский «Дюделанж» в групповой этап Лиги Европы.
Дойти до вершины тренерской карьеры в Германии может каждый: вместе с Вюббенхорст и Топмюллером курс 2019-20 окончил и Конни Фритш – тренер сборной Германии по футболу для людей с церебральным параличом. Фртиш – бывший профессиональный футболист: он вызывался в сборные U-15 и U-17, но в 2005 году попал в аварию, после которой его профессиональная карьера во взрослом футболе завершилась в 21 год. Спустя 9 лет он узнал о существовании неофициальной сборной футболистов с церебральным параличом, добился признания ее официального статуса (она принадлежит не структуре DFB, а ассоциации спортсменов-инвалидов), стал ее капитаном, а в 2017 начал ее тренировать. Помимо этого, он тренировал команды женской Бундеслиги и несколько юношеских мужских баварских команд. Свое место на курсе он получил без каких-либо поблажек, пройдя процесс отбора наравне с остальными 600 кандидатами.
Даже несмотря на эпидемию коронавируса, немцы продолжают вести работу академии в режиме онлайн: проводят хакатоны, организовывают обучение тренеров и проводят видео-подкасты на тему лидерства с лучшими футболистами и тренерами страны – например, в мае своим опытом делились Мануэль Нойер и Юрген Клопп.
Уже в следующем году во Франкфурте окончательно появится большой футбольный кластер: один из самых прогрессирующих немецких клубов и самое важное здание немецкого футбола находятся в одном микрорайоне – примерно в полутора километрах от академии располагаются тренировочная база и стадион Айнтрахта. Вполне вероятно, что в скором времени Франкфурт будет ассоциироваться не только как финансовый, но и футбольный центр Германии.
***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал «Laptop Coach», где я выкладываю информацию о футбольной аналитике, рассказываю о своей работе тренером в Германии и просто делюсь личными футбольными историями и наблюдениями.
Фото: dfb.de; ssv-elspe.de; facebook.com/DFB.Akademie; globallookpress.com/BEAUTIFUL SPORTS/Wunderl, Bernd Feil/M.i.S., Ben Majerus/imago sportfotodienst
Может и есть проблема с немецкой молодёжью, но немцы любят самокритику и часто сыпят пепел на голову. По идее не так и все плохо.
Потом не знаю, чтоб немцы не видели решения. В частности скажем РБ Ляйпциг, уже сформировал программу работу в академии, поняв, что из академии не выходят пока игроки для основы. Тоже молодцы. Какие воспитанники, если РБ Ляйпциг буквально недавно ещё не существовал. По любому нужно время.
Вот здесь говорится об этой программе.
https://youtu.be/80TAaKI9Ggg
И это один клуб, уверен, что и другие клубы ищут проблемы и решения.