19 мин.

Ориунди Италии. Часть вторая - «Звезда и смерть. Бразильская волна»

 

Здравствуйте, дорогие ценители  итальянского футбола, любители футбола бразильского и фанаты «Ювентуса»!

Сегодня мы продолжим свою беседу про ориунди, и поскольку уже всем понятно кто они, то кавычки по краям слова я убираю, по причине того, что это слово для людей, которые считают футбол Италии «своим», не является условным наименованием, а является почти обиходным. То же самое, если использовать кавычки при упоминании в письме слова "легионер". А поскольку ориундо это и есть легионер, но с паспортом Италии, то есть, уже гражданин этой страны,надобность в кавычках исчезает автоматически, хотя бы для Вас, уважаемые ценители итальянского футбола.

 

Бразильский футбол это карнавал. Я всегда больше любил футбол аргентинский, так и продолжается, считаю технику аргентинцев не такой броской, но в ней глубина и смысл футбола. Техника Диего Марадоны великая потому, что все его движения были подчинены тактике и ситуации на поле. Он никогда не играл на публику, просто принимал решения, какие и нужны были на тот момент.

Решения эти молниеносны и необходимы, по большой части. Например, его «сатирический» пас головой на Феррара в финале кубка УЕФА со «Штутгартом», никак нельзя назвать игрой на публику. Это бы кратчайший путь к успеху на тот миг, и всё. Как и его знаменитый проход в матче с Англией на чемпионате мира в Мексике. Это тоже был кратчайший путь к цели, а если Вы посмотрите на этот момент еще раз, то заметите, что Диего следил и за Вальдано, который старался не попасть в положение «вне игры» и ждал паса. А Марадона подумал «раз все считают, что сейчас я избавлюсь от мяча, то я не избавлюсь» и  рационально использовал момент до конца, забил гол, которого считают лучшим в истории.

Поверьте, Диего не думал об эффекте, он думал о цели. Он считает, что самым трудным в тот момент было для него «не попасть под поезд», под Шилтона, огромной махины, которая понеслась на него. Я не считаю этот гол самым ярким подтверждением таланта Марадоны, потому что видел еще лучше в его исполнении, и более «правильный» гол для «получения диплома гения». Как-нибудь опишу. Он не красивый. Тот гол образцово доказывает разницу в мастерстве между Марадоной и всеми. Вернемся к бразильцам.

 

 

 

Футбол Бразилии действительно карнавал. Эти великие кудесники мяча всё делают эффектно, броско, и во всех движениях есть элемент игры на публику. Когда в 1982-м году эта сборная играла и плела свои просто невообразимые комбинации, зацепила одна деталь. Не знаю, поймете ли Вы меня, но мяч летел по-другому. Мячик был как будто «хамелеоном», по пути меняя свой вес и траекторию несколько раз.

Например, Фалькао пасует Сократесу направо, скажем на расстояние где-то 10-12 метров, по воздуху. Что делал мяч? Он набирал вес, потом сбрасывал его и становился похожим на воздушный шарик, поднимался на высоту баскетбольного кольца, дальше шёл немного направо и в воздухе менял направление еще раз, как будто посмотрев с высоты, где же находится Сократес, уточнив его положение, вносил коррективы, опять набирал вес и падал к ногам великого «доктора», вновь набрав свои нормальные кондиции. Это где-то в треть секунды происходило. А дальше Сократес, оценив обстановку во время полета мяча, пасовал, например Эдеру, и мячик опять начинал свое причудливое  движение, а Эдер таким же методом находил Зико и так далее. Соперники бегали за мячом во время такого «диалога мастеров», словно дрессированные собачки, прыгали между бразильцами-жонглёрами, ожидая промаха.

До сих пор не могу поверить, что Энцо Беарзот нашел управу на этих фокусников! Команда Теле Сантаны была самой красивой (по игре), что я видел в футболе, а это очень много матчей. Такой техничной команды не было. Это точно. Поверьте, я не сбрасываю со счетов «Аякс» (первой эпохи), Францию (1982 -1986), Голландию (1988), Данию (1985-86), «Барселону» (двух созывов), «Реал» (Дель Боске). Такой техничной команды не было, пишу еще раз. Та Бразилия была какой-то волшебной, и лично я считаю,что ее провал на Мундиале-1982 есть самая большая неожиданность. После матча с СССР я подумал, даааааааа….. Во дают! Но мы-то ещё держались. Сейчас многие забыли. После матча, советская пресса наших футболистов чуть ли в ранг национальных героев не вознесла! После поражения! Смею напомнить, что сборная СССР тогда, перед чемпионатом мира, вдруг взлетела на первую строку классификации «Франс футбол», то есть неофициально была сильнейшей.

А потом бразильцы в стиле для гурманов одолели Шотландию, 4-1. Шотландцы привезли в Испанию яркую и играющую команду, может даже лучшую в истории. Сами посудите, в полузащите играли Грем Сунесс, Гордон Страчан, Кенни Далглиш и кудрявый Джон Уарк,в атаке Арчибальд, то есть амбиции были. Какое там! Игра бразильцев была такой сильной и одновременно легкой, что всякие мысли о «кончины» Бразилии на этом чемпионате считались иллюзией . Горжусь, что именно Италия поставила жирный крест над надеждами этой божественной команды.

 

Футбол бразильцев это музыка. Эта такая музыка, где каждый играет как хочет, а в результате получается красивая мелодия. Это не джаз, там всего 4 инструмента. Здесь инструментов на целый оркестр, а каждый умеет сыграть и на саксофоне, и на рояле, и на органе. Когда всё налажено, то всё. Конец всем! Неспроста Бразилия пятикратный чемпион мира.

Что же касается неудач последних лет, то здесь причин много. Аргентина и Бразилия пали жертвами «глобализации» по-футбольному. Их неудачи прямое следствие переориентации «внутреннего рынка на рынок внешний". Оба сборные стали немного другими и на полях этих стран уже всё реже появляются игроки «а-ля» Роналдиньо или Ортега. Теперь в моде «бессердечные» типажи. Фантазия и артистичность потихоньку уступают место техногенному футболу, и появляются ни Ривелино или Тостао, а Фреды и Халки. После последних мытарств «не толстокожего» и технически одаренного Коутиньо, не знаю даже куда развернется местный конвейер.

Это еще одно доказательство в пользу тех, кто всегда бережет свою историю, самобытность, культуру. Нельзя отходить.

 

 

Вернемся к ориунди. После объединения Италии в 1861 году, когда столицей выбрали Турин, откуда родом «Ювентус», многие итальянцы мигрировали в Южную Америку, Канаду и США. Небольшие группы выбрали местом проживания даже Чили и Эквадор, были миграции и в Ливию. Усилилась миграция в годы Первой Мировой Войны, а итальянские общины, которые создавались во времена первых переселений, достигли своего процветания и имели в этих странах негласный статус «республики в республике».

Итальянцы в Сан-Паулу.

Они влияли на общественную жизнь этих стран серьезно, и имели вес и голос. Кроме того, итальянцы привнесли в культуру этих нынешних государств, собственно высокую «культуру». Многие артисты, музыканты, деятели искусств, политики и спортсмены названных стран имеют итальянские корни. Бразилия, в определенный отрезок своей истории, ввела девиз «паспорт всем». Перелёт на постоянное место жительства «свободных птиц» (революционеров, авантюристов, банкротов и всякого разнообразного люда) из Италии никого удивлять не должно.

Народ привыкал к новой родине, уживался с остальными и постепенно чувство «чужого» уходило, как корабли с грязных портов Риу-Гранды, Сальвадора, Порту Аллегри и Рио. Постепенно итальянцы стали частью общества, хотя свою историческую родину не забывали, но и новую любили. Одно но.  «Итальянцы народ своеобразный, они творят историю других стран, меняют их историю, быт и политический строй, а умирать собираются именно в Италии, узы итальянцев с исторической родиной очень сильны». Читал где-то, кажется Гарибальди говорил.

 

В среде итальянских переселенцев в Бразилии, естественно, рождались и футболисты. Да еще какие! Первый бразильский футболист, который дотронулся до Кубка Мира, был этническим итальянцем. Великий капитан Идералду (о) Беллини, удостоился такой чести в 1958 году в Швеции. Итальянские корни имеют Пауло Фалькао, Роберто Ривелино, Марио Загалло… Список можно продолжить.

 

В начале двадцатого века итальянские власти тоже пошли по пути «паспорт всем», кто имеет итальянскую кровь. Некоторые италобразильцы вернулись в свою историческую родину, среди них были и футболисты.

На протяжении прошлого и этого столетия, статус ориундо из бразильцев получили всего 14 человек. Они сыграли за 30 клубов Италии и из них четверо защищали цвета «Ювентуса».

Хотелось бы отметить, что некоторые перечисляют Сандро Маццолу к ориундо, но эта большая ошибка, поскольку путаница связана с прозвищем «ювентини»  Жозе Альтафини, который играл под именем «Маццола». Жозе Альтафини, конечно же, великий ориундо, о нем поговорим.

Сандро Маццола не ориундо

 

Эти 14 ориунди из Бразилии всего сыграли за Италию 104 раз и забили 18 мячей. Рекордсменом  по количеству игр среди «бразильцев» является Тиагу Мотта, сыгравший в форме «Скуадро адзурри» 30 матчей, а по количеству мячей Эдер Мартинс, у которого 6 мячей за 26 матчей, у Альтафини 5 мячей в 6 поединках.

Тиагу Мотта

 

Всех ориунди из Бразилии можно поделить на группы:

В первую входят футболисты довоенной эпохи, и в их числе Алессандро Де Мария, Педро Сернаджотто, Октавио Фантони, Элизио Габардо, Анфилоджино Гуаризи, Пауло Инноченти.

Во вторую  группу история упаковала мастеров середины двадцатого века, они легенды движения ориундо – Жосе Альтафини, Дино Да Коста играли за «Юве» . Анджелио Сормани, хотя и успел в Италии сыграть за 7 клубов, «Ювентуса» среди них не оказалось.

В третьей группе ориунди "нашей эры" – Тиагу Мотта, Амаури, Эдер, Жоржиньо и Эмерсон дос Сантос. Амаури за «Ювентус» выступал, но самый важный свой гол «забил за нас», выступая за другой коллектив. Как это получилось и о Амаури - во главе посвященной бразильским ориунди «Ювентуса», поговорим отдельно.

Некоторые расширяют список ориунди. Например , добавляя туда Заго или Андре Виапиана .Нет, они не ориунди, они оставались для ФИФА гражданами Бразилии. В этом разница.

Эдер

 

Что можно сказать об этих личностях  первой группы? Сейчас попробуем.

Аллесандро Де Мария был высоченным нападающим, довольно популярным в довоенные годы. Основную свою известность «Алешандро» получил, выступая за римский «Лацио», куда перешел из знаменитого «Коринтианса» в 1931 году. В римском дерби имеет героизм, что заключается в трех мячах при счете 0-3, принесших команде ничью. На открытии стадиона  «тимау» «Сан Жосе» в Сан-Паулу, забил первый гол, на 30 секунде. Кстати, стадион часто менял название, фанаты всегда любили свое  – «Фазендинья» и последний матч «Тодо Подерозо» (всесильный) провели там в 2002 году.

Фазендинья...

Алессандро Де Мария провел 4 матча за Бразилию и имеет 3 забитых мяча, а за сборную Италию сыграл дважды, но официальный статус эти матчи не имеют. Как в Италии начался фашистский шабаш, уехал обратно в Бразилию, точнее в свой родной «Коринтианс», и играл там заметную роль. Титулов в Италии не имеет, потому что в годы его карьеры там правил блистательный «Ювентус» Карло Каркано, где играл другой бразильский ориундо – Педро Сернаджотто. О нем в следующей главе, он наш.

Аллесандро Де Мария

 

Октавио Фантони, или Нининьо, как его называли в Бразилии. Родился в футбольной семье, выступал за «Палестра Италия» и является одним из самых важных фигур в его истории. Октавио человек с трагической судьбой. Его смерть одна из причин, по которой в матчах серии-А присутствие докторов обязателен. В матче с «беданосным Торино», парень получил травму носа, ему оказали помощь, как могли, и отправили обратно на поле, а там у него случился обморок. Дело вот в чем, оказалось, бедный парень получил за несколько туров до этого травму колени, но казалось повреждение легкое.

А в матче с б.н «Торино» случилась «катализация» процесса. Октавио доставили в больницу, он не приходил в себя, потом вроде нашлись силы, но травма колени оказалась судьбоносной. После 17 дней страшных мучений Фантони скончался от заражении крови, умирая часто вспоминал жену, которая ушла чуть раньше из этой жестокой жизни, остались две маленькие дети. За Бразилию не играл. За «Лацио» выступал также в годы гегемонии «Ювентуса», 1931-35, с Де Марией. За 108 матчей отличился 5 раз, полузащитник. В итальянской национальной команде показался в одном матче. Помните, в статье про Орси, я говорил о матче Италии за попадания на чемпионат мира в Италии (да, да) с Грецией, 4-0 ? В этой игре и появился Октавио.

 

«Палестра Италия» это «Крузейро», название поменяли, когда болельщики в знак протеста против фашистской Италии перестали посещать матчи команды. Могли бы и вернуть, столько лет прошло уже.

 

 

Элизио Габардо, тоже выступал за «Пелистра Италия», но сначала в другом, из Куритибы. Показал себя и перешел в главный итальянский клуб Бразилии. За два с половиной сезона забил 34 мяча и привлек внимание нашего «Ювентуса». Бросив всё, переехал на историческую родину, но в «Юве» решили парня не брать. Тогда через свои связи в «Милане», а конкретно через Висенте Арнори, тоже бывшего футболиста «Пелистра», сумел пробиться в «Милан».

За великий клуб провел 62 матча, забил 9 мячей, но ничем примечательным не выделялся, больше играя в подыгрыше. Дальше его путь пересекся с «Лигурией», где выступал сезон и с «Дженоа». В Генуе играл в годы начала Второй Мировой Войны, 1939-1941. Места в составе почти не имел. Забил за этот клуб в течение двух лет 13 мячей. А завершал свой путь в футбольной Италии в скромнейшей «Гаттинаре» из серии-С, куда его пригласили в возрасте 36 лет, после 6 лет  простоя, чтобы учить молодежь. За основную Италию не играл. Один матч был неофициальным. Игра была с частью Франции.в Бразилии его звали немного по другому - Габардиньо.

 

 

А вот Анфилоджино Гуаризи за сборную Италии выступал. И является чемпионом мира 1934. Этот нападающий в отличии названных выше, завершал свой путь в «Пелистра Италия», а до этого играл за «Португезу» и «Коринтианс» в Бразилии и за «Лацио» на исторической родине. За римлян этот щуплый италобразилец провел 134 матча, с 1931 по 1937 год, и поскольку мы помним, что доминировал тогда Каркано, то есть, «Ювентус», то успехов с клубом достичь не сумел. Глобальных, имеется ввиду.

Забивал в этих матчах 43 мяча. В сборной Бразилии играл «хорошо», имеет в активе 6 матчей, 2 гола и финал Copa Amerika. Тогда финал проводился в два круга, и Аргентина выиграла в первом матче у Бразилии 4-1 , а во втором через 12 дней, сыграли вничью 2-2. До матча и в промежутке, обе великие сборные тренировались на Парагвае, забив ему 13 мячей. Фило отличился при " первой казни" Парагвая, открыв счет.

К слову, тогда за Бразилию выступал величайший бразилец довоенных лет Фриденрайх, Артур. Сын немца и рабыни. Артур имеет в своем активе просто феноменальные показатели. За «Паулистано», этот необычный бразилец, забил 230 мяча в 180 матчах! Это даже для тех лет блеск. Наш же герой, Гуаризи за Италию надевал футболку 6 раз, забил 1 гол. Если бы не конфликт между многочисленными федерациями «футболов» Бразилии, то он не выступал бы за Италию. А тут, сыграл и носит звание чемпиона мира. Надо же.

Артур  Фриденрайх

 

Пауло Инноченти тоже, как и Фриденрайх выступал за «Паулистано», но раньше, в 1921/23 г.г. Потом началась карьера в Италии. Этот жесткий защитник имеет в своем активе «Скудетто" 1925, в составе «Болоньи», и еще финал общеитальянского футбольного главного турнира. Тогда чемпион определялся в финале и «Болонья» проиграла, конечно же, нашему «Ювентусу» 2-2 и 0-0 и в переигровке в Милане 1-2.

Это был второй чемпионский титул «Ювентуса», после 20 лет. Первый был в 1905 году. Пауло Инноченти является одной из легенд «Наполи», сыграл за южан 213 матчей, забил 6 мячей. Гордо носил капитанскую повязку. За Италию имеет 4 матча, неофициальных. Что касается первого титула «Ювентуса», то можно сказать, что тогда чемпионат проводился наподобие Кубка СССР вначале 80-х, и победители зональных турниров в финальной пульке определяли чемпиона. В финал вышли «Дженоа», «Миланезе» и наш «Ювентус». Титул чемпиона принес гол Форлано на 10 минуте матча с «Дженоа». Соперникам нужна была победа, но не смогли, 1-1.

Пауло Инноченти слева

 

Луиджи Форлано был одним из основоположников «Ювентуса». Во время Первой Мировой Войны был офицером, и погиб на поле брани. Сын пошел по стопам отца, был футболистом и также погиб на войне, но уже во Второй Мировой. Его могила в России, куда он попал в составе итальянской группировки.

Луиджи Форлано герой войны...

Сегодня мы рассказали о бразильских ориунди довоенных лет серии-А.

Всего за «Ювентус» выступали 4 ориундо из Бразилии. Это Жосе Альтафини, Педро Сернаджотто, Дино Да Коста и Амаури Карвальо.

О них, а также немножечко о «новых итальянцев» последних лет поговорим в следующий раз. Самым сильным и ярким среди всех «бразильцев» серии-А, был несомненно Жосе (Хосе) Альтафини – «Маццола». Ему мы посвятим чуть больше времени, ибо он, как и Сивори, Орси, Платини, Виалли, Дель Пьеро имеет особое место в судьбе «Ювентуса», а «Ювентус» в его жизни.

Альтафини  «Маццола» и Сандро Маццола

Сейчас ходят слухи, что клуб может пополнить и Жоржиньо, так что история ориунди из Бразилии, где живут страшные обезьяны, в Туринском клубе может продлиться. Против Жоржиньо ничего не имею и хорошо отношусь переходу. Если Бог даст, мы увидим его в  футболке «Ювентуса», которая уже не полосатая.

Желаю Вам не болеть и чтобы Третья Мировая Война не началась. Одного коронавируса достаточно. Берегите себя .

Пока!