11 мин.

Почему бы частично не открыть трибуны? В НФЛ хотят вернуть фанатов с сентября, но главное препятствие – страх людей

Возможно, потребуется реконструкция трибун.

Спортивные мероприятия по всему миру (за исключением пары стран вроде стойкой Беларуси) остановлены примерно с марта. Только-только вернулась Германия, в планах возвращение других футбольных чемпионатов. Разумеется, без зрителей.

Но футбол с пустыми трибунами – совсем не то, к чему мы привыкли. Есть ли варианты спасения? Можно ли рассаживать людей на стадионе через кресло, два или три? Безопасно ли это? Давайте разбираться.

Опросы показывают, что люди не будут сразу возвращаться на стадион. В Англии считают, что молодежь слишком напугали

Жесткий медицинский протокол Бундеслиги удивляет многих. Например, Йенса Леманна. «На этот вопрос мне еще никто не смог ответить. Почему на такой стадион, как «Альянц-Арена», который вмещает 70 тысяч человек, нельзя пустить 20 тысяч? Расстояние 10 метров – и, вероятно, это никому не помешает», – говорил бывший кипер сборной Германии. В комментариях тоже регулярно удивляются: а действительно ли на футболе при ограничении посещаемости так же опасно, как в общественном транспорте или магазине?

Хорошо, если предположить, что трибуны откроют, пойдут ли на них фанаты «Баварии»? В США, где проблема коронавируса стоит наиболее остро (более полутора миллионов заболевших – почти треть от мировых случаев), считают, что отношение зрителей к посещению спортивных мероприятий сильно изменится. Дело не только в опасениях клубов и правительства (ведь решения по массовым скоплениям людей принимают наверху), но и в ощущениях людей, которые ходят на стадион – будут ли они так же спокойны, когда им придется пройти через толпу на входе на арену?

Косвенно версию об изменении отношения болельщиков подтверждают соцопросы: согласно ответам американцев, которые посещают спортивные мероприятия (ну, посещали до пандемии), 72% не собираются возвращаться на стадионы до появления вакцины от коронавируса (по данным опроса университета Сетон-Холл). Практически идентичные результаты в Великобритании: согласно майскому опросу компании Ipsos Mori, 67% респондентов не готовы возвращаться на стадионы (или концерты) сразу после снятия ограничений на передвижение, общение и прочее. Причем результаты возрастных групп на самом деле отличаются не сильно – реакция молодежи очень разочаровала некоторых врачей. Например, Дэвид Шпигельхальтер, британский статистик и профессор по общественному пониманию риска из Кембриджа, полагает, что предпринятые меры слишком сильно напугали людей, установив им психологический барьер – и даже после снятия ограничений людей с трудом можно будет вытащить на улицу.

«Это действительно очень тревожно, и наше исследование показало, что люди в Великобритании обеспокоены и неохотно выходят на улицу. Можно понять людей из группы риска, они поступают ответственно, но чем человек моложе, тем ниже риск, – рассуждал мужчина в эфире радио BBC. – Нам понадобится провести какую-нибудь кампанию, чтобы побудить людей с очень низким риском [заболеть] выйти и начать жить снова, когда мы сможем это сделать».

В США же предполагают, что ждать массового распространения вакцины еще слишком долго, поэтому даже после отмены рекомендаций по самоизоляции люди будут долго жить в рамках дистанцирования – и это даже может стать нормой. Рональд Уолдман, профессор глобального здравоохранения в Университете Джорджа Вашингтона, настроен пессимистично: «Мысли, что все когда-нибудь вернется на круги своя – возможно, ошибочны».

«Несмотря на всю неопределенность, одна вещь совершенно очевидна: ожидания людей изменятся, и наши уровни осведомленности изменятся, – объяснил ESPN Джозеф Аллен, профессор науки оценки воздействия в Гарвардском университете. – Думаю, что люди будут смотреть на окружающую среду по-другому». 

«Не думаю, что был бы готов посетить публичное массовое мероприятие, – сказал доктор Энтони Чоу, профессор в области инфекционных заболеваний из университета Британской Колумбии, болеющий за «Ванкувер» в НХЛ. – Думаю, что вакцина появится. Я не сомневаюсь. Но как скоро это произойдет, остается только гадать».

Правда, есть и другая точка зрения: на самом деле такая реакция людей обусловлена нынешней критической ситуацией. Им нужно немного времени после выхода из карантина – и все станет нормально, считает профессор в области спортивного менеджмента из Калгари Дэвид Легг. «Через два месяца могут сложиться совершенно другие условия и другой сценарий, где люди не будут так обеспокоены физической дистанцией при возвращении на спортивные мероприятия. Во время локаутов люди клялись, что не вернутся, – вспомнил Легг. – Но как только локаут прекращался, все бежали на трибуны. Когда НХЛ вернется, думаю, запрос на билеты вернется на докоронавирусные цифры. Не думаю, что страсть к спорту сотрется за три-четыре месяца».

Правда, все же локаут, кажется, несравним по последствиям с локдауном.

Торопиться с возвращением фанатов никто не будет. По крайней мере, в Европе

Сейчас слишком рано говорить не только о возвращении болельщиков на стадионы, но и в принципе о проведении массовых мероприятий. Они отменены по всей Европе. Где-то – до особого распоряжения, где-то, как в Нидерландах, до 1 сентября. Именно поэтому местные чемпионаты прекращены досрочно.

У топовых европейских лиг есть планы по возвращению в июне, доиграть рассчитывают к августу, там – Лига чемпионов и Лига Европы, а потом новый сезон, практически без перерыва. Болельщики точно не попадут на стадион этим летом, если в борьбе с вирусом не случится колоссального прорыва (фантастический сценарий).

В АПЛ полагают, что начало следующего сезона тоже пройдет при пустых трибунах, вице-президент «Барселоны» Жорди Кардонер проговорился, что клуб рассчитывает на возвращение болельщиков только в следующем году. «Следующий сезон? Это будет очень сложно. Ла Лига может начать играть с болельщиками не раньше февраля 2021-го», – убежден Кардонер.

Советник АПЛ по медицинским вопросам Марк Джиллетт вообще опасается, что придется играть без фанатов весь следующий сезон. Эксперты, с которыми консультировалась лига, ждут появление вакцины не раньше середины 2021 года (к слову, во Всемирной организации здравоохранения считают, что до конца 2020-го вакцины в массовом производстве не будет точно). «Абсолютно понятно, что в течение 6-12 месяцев ситуация не изменится. Важно, чтобы люди понимали, что им придется иметь дело с этими изменениями», – сказал Джиллетт.

«Реальность такова, что мы просто не знаем, как все сложится. Но из-за социального дистанцирования в течение некоторого времени мы действительно столкнемся с существенными изменениями во всей футбольной экосистеме, – говорил руководитель FA Грег Кларк. – Например, трудно представить, что болельщики, которые являются жизненной силой игры, вернутся на матчи в ближайшее время».

Его слова практически повторяет глава EFL (дивизионы с Чемпионшипа по Лигу 2) Рик Пэрри: «Хочу честно дать оценку текущей ситуации: по-прежнему неясно, когда вы сможете вернуться на трибуны. Но будьте уверены, что это произойдет, как только это будет безопасно». Министр здравоохранения Британии Мэтт Хэнкок убежден: правила дистанцирования будут сохраняться минимум до конца года.

Почему рискованно возвращать людей на трибуны, пока нет вакцины? Для примера: по данным Роспотребнадзора, почти половина всех заразившихся в России переносят коронавирус бессимптомно: то есть даже на входе на арену нельзя будет установить, переносит ли человек инфекцию. У коронавируса достаточно высокий коэффициент заражаемости – в два раза выше, чем у обычного сезонного гриппа.

Маски и перчатки не дают полной гарантии от заражения, а лишь снижают вероятность. К тому же коронавирус может оставаться в организме даже у переболевших, а Всемирная организация здравоохранения пока не знает, вырабатывается ли у выздоровевших иммунитет – и если вырабатывается, то сколько в организме сохраняются антитела.

Несмотря на предосторожности, прорабатываются варианты игры со зрителями – в первую очередь, в США

Профессор Эндрю Питерсон, специалист по спортивной медицине из университета Айовы, считает, что стадион может стать идеальным местом для распространения вируса – но при искусственном ограничении посещаемости его можно сократить до минимума.

«Риск передачи инфекции в толпе вполне реален. Предположим, что есть определенный процент населения, который переносит его бессимптомно. Если он может распространять его, то чем меньше людей в здании, тем меньше больных без симптомов, – считает Питерсон. – Если на стадионе небольшая группа людей, то можно предпринять определенные меры, чтобы снизить риск. Проще справиться с уборкой и соблюдением дистанции. На большом переполненном стадионе это почти невозможно сделать».

Медик считает, что потенциальное развитие событий можно сравнить с чашкой Петри. Это невысокий плоский цилиндр, который используют для разведения микроорганизмов – в нем им комфортно распространяться. Ее назвали в честь изобретателя – немецкого бактериолога Юлиуса Петри. Интересное совпадение: Петри был ассистентом Роберта Коха, именем которого назван институт – главная лаборатория Германия в эпоху коронавируса. Этот термин настолько прижился в английском языке, что его часто пишут строчными буквами, а его переносный смысл – ситуация (помещение, место и так далее) с благоприятными условиями для размножения, распространения чего-то (как в негативном смысле, так и положительном).

При этом Питерсон отмечает, что у студенческого спорта есть опыт жизни в условиях карантина: вузы и колледжи в США уже неоднократно сталкивались с инфекционным мононуклеозом. Это вирус Эпштейн-Барра, который чаще всего проявляется у подростков – школьников и студентов (его даже называют студенческой лихорадкой или болезнью поцелуев, потому что передается через слюну), симптомы и способ передачи схожи с тем, как распространяется коронавирус, но летальность, конечно, намного ниже – даже симптомы проявляются всего у 20-30% заболевших, не более, чем у 15% обычно возникают осложнения. Рекомендации в этом случае простые: мыть руки, не пить из одной бутылки/кружки, не есть из одной тарелки, дезинфицировать общие помещения (в первую очередь туалеты) и так далее. Хотя, конечно, «моно» (так его называют в Штатах) в целом менее заразен, но случались даже отмены матчей в колледжах и переносы экзаменов.

Американские франшизы в этом плане опережают европейцев. Главный пример – клуб НФЛ «Майами Долфинс». Его руководители уже вовсю консультируются с экспертами по логистике, чтобы до стадиона дошла хотя бы часть болельщиков.

Вот план «Майами»: ограничить число болельщиков, которые смогут прийти на 65-тысячный Hard Rock Stadium, 15 тысячами, развести потоки на вход (по времени) и выход (по словам исполнительного директора Тома Гарфинкеля, это «будет что-то вроде церкви, когда ряды выходят не вместе, а по очереди»).

Как отмечает доктор Энтони Фауси, директор Национального института инфекционных заболеваний США, в лучшем случае фанаты (в очень ограниченном количестве) смогут попасть на стадионы в сентябре. Но все зависит от того, как будет развиваться вирус.

Кроме того, владельцам стадионов, которые хотят пустить болельщиков, придется в любом случае проапгрейдить проходы, трибуны и все внутренности арены. Помимо очевидных мер вроде продажи ограниченного числа мест, нужно будет установить сенсоры для измерения температуры тела и дополнительные точки с антисептиком, продумать способы разноса еды (или вообще отказаться от нее) и прочее.

Дон Барнам, специалист в спортивной архитектуре, полагает, что если вирус не победят за год-два, то количество мест придется сократить не виртуально, а физически, чтобы у людей не было желания подсесть друг к другу в порыве радости. Его DLR Group уже общалась с владельцами некоторых спортивных команд в США. Пока что оптимальный вариант – компактные ложи из четырех кресел, отделенные друг от друга со всех сторон расстоянием в два метра. Такой вариант позволит не так сильно портить телекартинку.

«В краткосрочной перспективе можно просто продавать билеты ограниченному числу людей, выделяя им места, чтобы была дистанция, – заявил Барнам. – Но если это станет нормой в течение пары лет, клубам придется снимать кресла и превращать такую среду в постоянную, чтобы постоянно было дистанцирование и разделение».

Вывод простой: если стадионы откроют до появления вакцины или действующего препарата, то социальное дистанцирование станет нормой.

«Думаю, что матчи на пустых стадионах и постепенное возвращение имеет определенный смысл. Лучший способ – возвращение болельщиков в изолированных районах, в небольших лигах, чтобы можно было следить за тем, как это работает, – считает Питерсон. – Худший сценарий для возвращения – это осень, когда заполнятся стадионы НФЛ на 60 тысяч человек и стадионы колледжей на 100 тысяч. Тогда случится очередной всплеск, и в возвращении не будет никакого здравого смысла. Если делать все постепенно, и если все пойдет гладко, тогда есть смысл двигаться дальше. Но если делать все сразу, то придется возвращаться».

«Я будто пошел в первый класс, как 46 лет назад». Как же Клопп рад возвращению тренировок

Слуцкий говорит, что коронавирус особенно опасен для футболистов. Это правда?

Фото: globallookpress.com/Hannibal Hanschke/dpa, via www.imago-images.de, Guido Kirchner/dpa; Gettyimages.ru/Mark Brown; Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro