Как рождался, пожалуй, лучший* футбольный принт всех времён и народов (part I)
14 мая сего года официальный твиттер ФК «Зенит» разместил ролик, в котором запечатлён гол Игоря Денисова в финале розыгрыша Кубка УЕФА 2008-го года, празднование этого гола и слоган «Zenit Is My Religion»
Вспомнилось, как осенью 2009 или весной 2010, когда футболки и худи с изображением, напоминающим распятие, были настолько распространены, что массовые скопления зенитовских болельщиков по отзывам очевидцев напоминало «то ли шествие крестоносцев, то ли мушкетёров», коммерческий отдел клуба обратился к нам, создателям этого принта, с предложением о продаже прав на его производство и продажу. Мы согласились и предложили обсудить довольно скромную сумму (в 20 раз меньшую, чем заплатил «Зенит» какому-то креативному агентству за абсолютно провальный концепт "Команда супергероев»). Предложение было названо почему-то «крамольным». Нам было объяснено, что права на изображение игрока и название команды принадлежит клубу и мы продаём свои футболки незаконно. На том история с приобретением прав и закончилась.
Я так и не смог объяснить сотруднику коммерческого отдела, что ключевое - метафорическое (или даже метафизическое)- свойство этого дизайна заключалось не в изображении игрока «Зенита» Игоря Денисова и не в использовании названия команды.
«Увидеть» в празднующем гол игроке образ совершенно другого, на порядки выше, уровня, добавить с помощью слогана контекст этого уровня, придав тем самым изображению объём и дополнительные смыслы — именно в этом сочетании заключался абсолютно неожиданный (даже для нас самих) синергический эффект этого продукта истинно коллективного творчества.
"Синергия" - это когда 2+2=5 ... или 6. Или 10. Так и тут. Сошлось всё. И наивысший (на сегодняшний день) момент в истории команды, и фото, этот момент запечатлевший. Озарение дизайнера и риск предпринимателя. И помощь друзей )
А начиналось всё совсем не так и совсем не про это.
К осени 2008 у нас с Володей «Транком» Мелешкиным уже был опыт создания, так сказать, «событийных» футболок.
Была «чемпионская» футболка 2007-го года, были футболки для Финала КУЕФА и СуперКубка. Но это были вещи одноразовые, что ли. На память о матче и вряд ли более того.
Собственно, и легендарная «МайРелиджн» родилась из идеи «матчевой» футболки. Уж больно эмоционально взрывным был тот вечер в Манчестере и хотелось как-то его зафиксировать.
Тут надо отдать должное настойчивости нашего друга, Глеба "гдр" Путалова, который при каждой встрече убеждал нас заняться созданием такой футболки. А встречались мы в ту пору довольно часто )
И да, использовать для этого фото Денисова, было первое, что приходило в голову. Предлагалось, например, дать крупно лицо под футболкой и добавить слоган «Zenit — Better Than Sex». Сейчас это выглядит немного странным, а тогда казался вполне отражающим экстаз момента, который круче любого оргазма.
Но в целом, работа велась довольно вяло. Оставалось много футболок с СуперКубка, на которые придумалось поставить как бы штамп «Кубок НАШ!» для того, чтоб их всё-таки продать, чтоб отбить вложенные в них деньги и это интересовало больше, чем создание чего-то нового с неясными коммерческими перспективами.
Однако в начале сентября Глеб нас доконал и Владимир выкроил время на поработать над новым дизайном. Без особого, если я правильно помню, энтузиазма. Шутка.
Сначала столкнулись с тем, что на белом фоне это смотрелось совершенно невыразительно.
Потом, когда фон сменили на чёрный, стало лучше, но всё равно «не цепляло».
А потом случилось чудо — был «увиден» образ, отсылающий к кресту и распятию, вспомнилась футболка Арсенала, которую чуть не купил на выезде в Англию ещё в 2005-м со слоганом Football Is My Religion, Highbury Is My Church, ещё немного метаний под лозунгом «лучшее враг хорошего» и, в конце концов, вариант окончательнейший. Ничего лишнего.
Опрос в закрытой фокус-группе показал, что "О-о-о-о! Это БОМБА!" . Пришлось срочно искать деньги и печатать тираж, так как в это время как раз проходил турнир "СадыринКап", куда съехались болельщики "Зенита" со всего мира, и лучшего способа презентовать новую футболку сложно было придумать. Спасибо, Андрею "Мурзу" Муратову, за то, что рискнул и вложился двумя тысячами евро )
Презентация прошла на ура. Позже стали делать худи, бейсболки и поло. Образ пошёл в народ, появились наклейки на автомобили и татуировки И зависть болельщиков других клубов (у кого ещё есть символ, сопоставимый по своей мощи?))…
... а потом команду со скандалом покинул Игорь Денисов и интерес к легендарной футболке пропал.
Но к этому времени стало понятно, что этот образ несёт в себе гораздо более мощный посыл, чем просто эпизод из истории команды "Зенит" и началась его новая жизнь.
Жизнь, приведшая к возникновению Всемирной Церкви Футбола и проектов, с ней связанных.
Но об этом как-нибудь в другой раз.