Ханси Флик: «Раньше на Октоберфесте не было даже воды»
Г-н Флик, когда-то Вы были лучшим учеником на тренерских курсах. Но к нынешней ситуации, а именно внезапно перерыву и рестарту сезона без зрителей, не могут подготовить ни одни тренерские курсы, не так ли?
Есть ситуации к которым невозможно подготовиться. Но главное, что мы выкладываемся на максимум. Команда выглядит отлично.
В этом разговоре мы бы хотели сосредоточиться на футболе. Даже несмотря на то, что это может быть тяжело во времена коронавируса…
О футболе говорить приятно. И это не значит, что вы относитесь к короне недостаточно серьезно. Даже моя внучка в телефонном разговоре первым делом спросила меня:«Ты соблюдал дистанцию?».
Вы продлили контракт с «Баварией». Вам 55 лет и вы главный тренер в топ-клубе… Вы из тех, кто начинает позже остальных?
(смеется) Ну, возможно, моя карьера несколько необычна. Например, более 20 лет я держал магазин спортивных товаров и даже сам там работал. Я не торопился и хотел создать какую-то «подушку безопасности» в своей жизни, хотя я всегда знал, что хочу быть тренером. Затем, шаг за шагом, я начал действовать. Я начал в Оберлиге (пятая лига Германии – прим.) с «Бамменталем», потом была Региональная лига с «Хоффенхаймом», затем я был помощником тренера в «Зальцбурге», помощником Йоахима Лева в сборной Германии, спортивным директором в ДФБ. Это были чудесные времена. И я не хотел бы пропустить что-то из этого. Я многому научился во всех этих местах, и это отлично характеризует мою работу сегодня.
Чему именно Вы научились на своем пути?
Что командный дух – это самое важное. Без лояльности и уважения друг к другу очень трудно добиваться успеха. Каждый тренер действует по-своему. Для меня важно, чтобы мне доверяли, чтобы со мной общались и чтобы все уважали друг друга. И, главное, нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь.
Юпп Хайнкесс говорит, что Вы «идеальный тренер для «Баварии»». Наивысшая похвала от человека, выигравшего с «Баварией» требл…
(улыбается) Я прекрасно понимаю, что в «Баварии» все всегда зависит от успехов. Я бы не стал воспринимать слово «идеальный» настолько буквально. Я оптимистичный человек и всегда стараюсь смотреть на вещи позитивно. У меня было много тренеров, включая Юппа Хайнкеса, у которых я многому научился. Я благодарен за то, что у меня было так много хороших учителей.
Ваши отношения с Хайнкесом кажутся особенными.
Ни для кого не секрет, что Юпп Хайнкес отличается не только своим футбольным умом, но и своими навыками общения с людьми. Я впечатлен тем, как сильно он вырос и как человек и как тренер. Когда он тренировал меня в «Баварии» в начале 90-х, он был совсем другим, чем когда выиграл требл. Мы частенько созванивались в течении многих лет. Он человек, который делится своими знаниями.
Именно это делает Вас «идеальным тренером»?
Знаете ли вы, что на самом деле важно для хорошей работы? Идеальной, если вам так нравится? Хорошая команда. Вы можете быть успешными только все вместе. И я повторюсь, что я, например, очень доволен нашим тренерским штабом в «Баварии». Как мы можем обмениваться мнениями, как мы доверяем друг другу. Лично для меня это идеально.
Тем не менее, теперь Вы босс, а не находитесь в тени, как многие годы Вашей тренерской карьеры.
Да, это так. В итоге, именно я должен принимать решения. Но почему я не могу вовлекать своих сотрудников, моих ближайших доверенных лиц, в эти процессы? Если я хочу составить цельную картину происходящего, то мне нужны мнения, и все мнения в команде одинаково важны. Так я это вижу, и так мы работаем.
Это одна из тех вещей, которые Вы усвоили за годы работы помощником тренера, что босс должен слушать всех?
Это тоже сыграло свою роль. Мне долгое время нравилось работать во втором ряду, и мне всегда позволяли высказывать свое мнение. В качестве директора ДФБ мне приходилось иметь дело со многими людьми. Да, теперь я могу сам решать, но не думаю, что мне как-то поможет то, что на собрании все будут просто сидеть и слушать, ничего не говоря. Общение очень важно. Обмен мнениями помогает найти правильное решение. Если раньше кто-то говорил, что мы не можем поступить так или иначе, я всегда говорил, что тогда нам нужно другое решение. На мой взгляд, так и нужно делать. Мы всегда должны думать, какое еще решение мы можем найти. Давайте будем открытыми и любознательными!
Возможно ли это в «Баварии», где процессы выстаивались десятилетиями?
Конечно. Здесь очень много хорошего. Качество важнее количества. Mia san Mia. В этой фразе заложено множество вещей, которые делают этот клуб таким особенным. И именно это делает этот клуб таким успешным. Но при этом «Бавария» никогда не боялась адаптироваться к новым условиям.
Когда Вы были игроком, Вы были связующим звеном в команде. Именно поэтому командный дух так важен для тренера Ханси Флика?
Именно так я работаю. Когда я вижу, как Роберт Левандовски делает два голевых паса на Сержа Гнабри в матче против «Челси», мое сердце радуется. Все то, что команда берет с собой на поле и что делает за его пределами, это именно то, чего я хочу. В качестве игрока мне нравилось работать на команду и это одна из вещей, определяющих мой стиль работы в качестве тренера.
В бытность игроком, Вы жили по соседству с Лотаром Маттеусом. Он говорит, что Вы уже тогда уделяли особое внимание здоровому питанию и полноценному сну. Получается, тогда Вы опережали свое время?
(улыбается) Такого я не слышал. Но, например, я не любил алкоголь. Я до сих пор помню, что раньше, когда команда посещала Октоберфест, там даже не было воды! Тогда нужно было выпить масс (пивная кружка объемом в один литр – прим.) хотя бы один раз за вечер! Сейчас я, время от времени, позволяю себе бокал вина или пива. Но в разумных пределах. Моя жена следит за моим питанием и это хорошо. К сожалению, в старости мой метаболизм уже не такой, как в двадцать лет.
Можно сказать, что игрок Флик был несколько необычным для тех времен.
Когда-то мы с Людвигом Кёглем придумали особый напиток: свежевыжатый апельсиновый сок и немного соли. Сегодня есть тысячи кулинарных книг, а у нас было всего несколько, но мы всегда искали что-то новое. Тогда мы пекли банановый хлеб, сейчас это снова популярно. Тогда все было иначе. Еда в футбольным клубах, в том числе и в «Баварии» была, так скажем, особенной. И совершенно точно очень сильно отличалась от сегодняшней.
Знаменитая жареная свинина за несколько часов до начала матча…
(смеется) Всегда было одно и тоже, особенно первые несколько лет. Томатный суп со сливками, овощной салат с французской заправкой, а затем стейк с бернским соусом и картошкой фри. А после всего этого мороженное с горячей малиной и сливками. Итого 3000 калорий.
Когда-то Вы играли против Диего Марадоны в полуфинале кубка УЕФА. Вы будете рассказывать своим игрокам о подобном опыте, или сегодняшние мальчишки скажут: «Ой, да ну их, этих старых верблюдов!».
Я предпочитаю сдерживать себя. В любом случае, я не из тех, кто живет прошлым. Но сейчас я коротко расскажу Вам об этом, потому что, в любом случае, это был невероятный опыт. По сути, эта игра против «Наполи» была одной из главных в моей карьере. И не потому, что я играл против Марадоны. Атмосфера была невероятно напряженной весь день. И особенно те 90 минут. У меня даже шрам остался после той игры…
Что произошло?
Напоролся на локоть Андреа Карневале. Сперва я подумал: «О боже, у меня перелом скулы!». Все было в крови. Тогда «Мюлль» (доктор Мюллер-Вольфарт – прим.) взялся за меня. Я продолжил игру и это была одна из самых красивых игр в моей карьере…
…несмотря на серьезное повреждение лица?
Конечно! Я всегда говорю, что это часть профессионального футбола. И, конечно же, Марадона был сенсационным футболистом! После игры он подошел ко мне и спросил, все ли в порядке. Это было впечатляюще. Невероятные воспоминания
Внимание к деталям не отпускало Вас даже после активной карьеры. До того, как прийти в «Баварию», Вы стажировались во многих ведущих европейских клубах.
Во времена работы в ДФБ, я посещал множество академий. Сначала как тренер, а потом уже как спортивный директор. В том числе и академии «Реала» и «Барселоны». В течение трех дней я был гостем на тренировках «Манчестер Сити» и «ПСЖ». Я заходил и в «Баварию». Я посещал тренировочный лагерь «Арсенала» в Австрии три лета подряд. Как я и говорил ранее, для меня это просто взаимоуважение и обмен опытом. Как тренер, ты часто находишься в некоем пузыре, все держится на тебе. И когда подобные известные личности находили время для разговора, я никогда не относился к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. Я всегда был невероятно признателен за это.
Бывали ли у Вас когда-нибудь разговоры, подобные тем, что были между Томасом Тухелем и Пепом Гвардиолой. Когда солонки и перечницы перемещались по столу, чтобы обсудить тактику.
(улыбается) В таком виде нет. Но я никогда и не просил об этом. Иногда во время летних тренировочных лагерей температура воздуха поднималась до 40 градусов, что даже тренеры начинали потеть. Я всегда находил это впечатляющим, когда кто-то находит окно в расписании. Это стиль. Тогда я говорил себе: «Посмотри на это внимательнее! Как ты можешь подстроить это под себя?». Моя философия всегда держалась на том, чтобы не копировать все один в один. Но я ценю новые идеи и мысли.
Вы также стажировались у Феликса Магата, одного из Ваших предшественников. Он говорит, что тренер «Баварии» должен быть выше всех страданий. Это о вас?
Посмотрим. В каждом клубе успех определяется по-разному. Непрофессиональные клубы счастливы, когда у них тренируется 15 игроков. Некоторые клубы Бундеслиги празднуют, если им удается удержаться в высшей лиге. В случае с «Баварий» дубль практически обязателен, а требл очень желателен. Лично я смотрю на это несколько иначе. Для меня успех – это результат развития. В «Баварии» нужно постоянно совершенствоваться и выжимать максимум из своего характера и навыков. И я тоже должен это делать.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы снова будете работать главным тренером?
Я всегда думал о том, что в какой-то момент хочу вернуться к этому. Я рад, что решился сделать этот шаг. Я давно не был главным тренером, но я точно знал, в какой футбол я хочу играть, и я всегда был готов к этой роли. За эти годы я многому научился не только с точки зрения тактики, но и с точки зрения общения с людьми.
Как Вы справляетесь с конфликтными ситуациями?
Признательность и уважения друг к другу являются основой, благодаря которой все могут открыто выражать свое мнение. Вот так я с ними справляюсь. Я думаю, необходимость привлекать внимание к некоторым вещам, это часть ответственности. Вы можете быть не согласны со мной. Но всегда нужно обмениваться мнениями и приходить к общему знаменателю. Только так можно достигнуть успеха.
В течении многих десятилетий «Бавария» считалась клубом, в который лучшие футболисты просто покупались, а тренер ставился перед фактом. Можно ли сказать, что сейчас в «Баварии» стали прислушиваться к мнению тренера, а игроки подбираться под определенную философию?
В конечном итоге главный вопрос всегда один: чего хочет клуб? В какой футбол он хочет играть выходные за выходными, с каким его будут идентифицировать фанаты? В мое время, когда я был игроком, важен был только успех. Мы выигрывали 1:0, и этого было достаточно. Сегодня одной победы мало. И я думаю, что это правильно. В конце концов, речь идет не только титулах. «Бавария» хочет вдохновлять своих фанатам, давая им нечто большее, чем просто 1:0. Мы должны постоянно думать о том, как тот или иной игрок впишется в наш менталитет. Этот клуб - это нечто особенное. И если философия «Mia san Mia» будет видна и со стороны, то это можно использовать в качестве аргумента в переговорах с игроками. Это именно то, что важно сегодня. Клуб развивается и предлагает что-то, с чем игрок может отождествлять себя. Клубная культура и игровая философия очень четко обозначены в «Баварии».
Одна газета недавно писала о Вас, что есть люди, которые начинают как львы, а заканчивают в качестве шкуры у кровати, но в Вашем случае все было наоборот.
(улыбается) Значит, я был прикроватным ковриком, а теперь я стал львом?
Ну, мы скорее считаем это комплиментом.
Вероятно, так оно и задумывалось. Я ничего не могу с этим сделать. Есть хорошая поговорка: «пустые банки гремят громче всех». Мое жизненное кредо: «не считай себя самым важным!». Нужно доверять себе, своей команде, верности и компетентности. Кроме того, я всегда стараюсь привлечь в команду людей, которые лучше меня в каких-то вещах. Это может привести к разногласиям, но также это приведет к дальнейшему развитию. Очень важно прорабатывать какие-то моменты, если что-то не работает. Но не так, что ты сидишь и отчаянно пытаешь понять, что же было не так. Это искусство. И я люблю быть хорошо подготовленным. Потому что так можно минимизировать возможные проблемы.