6 мин.

Будут ли футболисты в России выходить на поле по QR-коду?

21 июня должны возобновиться игры в РПЛ. Такого футбола мы никогда не видели. Некоторые тренеры и функционеры выступили против рестарта Чемпионата России, но экономические аргументы пока победили эпидемические. Правда, как 21 июня и начнется матч-реванш (хотя он может случиться и раньше).

Пока точно можно говорить о двух важных признаках российского футбола эпохи коронавируса.

Во-первых, совершенно точно чемпионат будет доигран без зрителей. Более того, многие боссы спортивных команд, а также руководители театров и концертных агентств, бывающие в высоких кабинетах уверены в том, что никаких массовых мероприятий до Нового года в России не будет. Кроме того, порядок их возвращения в нашу жизнь не прописан в методических рекомендациях Роспотребнадзора о порядке снятия карантинных ограничений в регионах. То есть в указанных там трех этапах нет ни единого слова о массовых мероприятиях, в том числе спортивных. И не забывайте публикации в иностранной прессе о том, что в Италии биологическим оружием стала игра в Милане между «Аталантой» и «Валенсией», которая и привела к тяжелой эпидемии на севере страны.

Во-вторых, уже в начале следующей недели должно быть подписано постановление правительства, разрешающее въезд в Россию иностранным спортсменам и тренерам, которые уехали домой на период действия карантинных ограничений. Правда, с учетом отсутствия регулярного международного авиасообщения клубам придется потратиться на бизнес-джеты, а прибывшим иностранцам предстоит двухнедельный карантин.

Все остальное вызывает большие вопросы. Тем более если прочитать утечки (подлинность написанного подтверждена членом исполкома РФС) о проекте протокола COVID, который был подготовлен РФС и РПЛ, а затем отправлен в правительство, Минспорт и Роспотребнадзор. Без утверждения этого документа никакой футбол не начнется.

Собственно, вот примерно такой распорядок ждет команды. И он вызывает множество вопросов, как спортивного, так и эпидемического свойства.

Тренировочный процесс

Пока всего две команды могут в ограниченном режиме начать тренировки – «Рубин» и «Зенит». Во всех остальных регионах, включая Москву и Подмосковье, действует запрет на массовое занятие спортом. В четверг мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что снимать ограничения только начнут «через недельку-другую». Между тем, массовые занятия спортом это не первый этап снятия карантина, прозванного у нас самоизоляцией. Более того, пропуска будут действовать до 31 мая с возможным продлением.

Таким образом, получается, что команды окажутся не в равных условиях при подготовке к сезону, о чем уже сказал тренер «Рубина» Леонид Слуцкий, выступивший против рестарта первенства. Тут стоит напомнить, что снятие ограничений президентом Владимиром Путиным передано на уровень губернаторов и федеральный центр никак не может их торопить. Но он может придерживать наиболее ретивых. Например, буквально вчера Роспотребнадзор выдал предписание губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву отложить начало снятия ограничений.

Второе, что поставит команды в неравные условия, это карантин легионеров. В «Спартаке» и «Крыльях Советов» к карантину игроков добавится еще карантин тренеров Доменико Тедеско и Миодрага Божовича.

Таким образом, многие команды соберутся в полном составе только примерно за две-две с половиной недели до рестарта первенства и начнут форсированную подготовку. Как верно замечает Леонид Слуцкий, уже это может привести к травмам и никакие введенные на время пять замен футболистов от них не спасут.

Важным является то, что тренировки должны будут проходить с учетом социального дистанцирования. Предлагается разделить команды на три группы по восемь человек, у каждой будет свое тренировочное время, и они не должны будут никак друг с другом пересекаться на стадионе или базе. Естественно, невозможно проживание игроков на базе, проведение совместных акций, в том числе спонсорских, но обязательным для игроков, тренера и персонала станет ежедневное тестирование на коронавирус. Кроме того, питание и душ будут возможны только дома, а не на базе или стадионе.

Игры

На стадионе во время игры смогут находиться 150 человек: по 50 на команду и 50 организаторов. И то только тогда, когда регион отменит ограничение «больше двух не собираться». Например, когда это произойдет в Москве и Подмосковье неизвестно с учетом того, что оба региона не начали снимать даже ограничения на индивидуальные занятия спортом.

Сам стадион будет поделен на три зоны: футбольное ядро, подтрибунные помещения и зона трибун. Вход будет ограничен, следить за этим будет специальное приложение, генерирующее QR-код. Если строго следовать проекту документа, то даже перед выходом на поле футболисты должны будут его предъявить.

На входе в подтрибунные помещения предполагается размещение дезинфицирующих тоннелей.

К слову, добираться на игры команды смогут только чартерами, причем, желательно только в те аэропорты, которые могут выделять для прибывающих футболистов отдельные терминалы.

Игровой же проблемой для многих команд могут стать истекающие контракты и арендные соглашения футболистов. ФИФА только рекомендует их продлить до окончания первенств, однако никакой обязанности нет. С учетом того, что у клубов начнутся финансовые проблемы, переговоры могут зайти в тупик.

Главная опасность

Самое страшное для футбола – обнаружение у кого-то из футболистов, тренеров или персонала команд коронавируса, пусть даже и в бессимптомной форме. Тогда двухнедельной изоляции подлежат все, кто с ним контактировал. То есть если игрок не выходил на игру, то точно все, кто с ним тренировался в группе из восьми человек, а также тренеры. Если он играл, то футболисты двух команд. Поэтому президент «Спартака» Леонид Федун, который лечится от коронавируса, считает, что шансы доиграть чемпионат составляют 50%. На самом деле их существенно, как мне представляется, меньше. РФС уже принял решение в случае его остановки зафиксировать турнирную таблицу на моменте последнего сыгранного тура.

Заражение вероятным делает еще и то, что спортивные врачи не обладают должными навыками в эпидемиологии, поэтому вряд ли смогут минимизировать возможности заражения. Да и у них будет своя работа, связанная с восстановлением игроков после долгого простоя и связанного с этим травмами.

Важным является и то, что футболисты должны будут жить дома с семьей и это повышает шансы инфицирования коронавирусом в быту. По статистике в ряде регионов именно в семьях заражается 70% выявленных носителей коронавируса.

Еще одним источников заражения может быть персонал и стюарды, потому что пока невозможно найти достаточное количество людей, организм которых вырабатывает антитела и не представляет эпидемической угрозы.

Так что по большому счету решение о рестарте РПЛ должны принять не футбольные власти, а коронавирус. В конце концов никто не знает, как он будет себя вести.