«Он не забудет, откуда пришел». Садьо Мане
Будучи подростком, он рисковал быть обнаруженным грозной мадам Брех, Матроной академии Меца, чтобы улизнуть на рассвете для часовой пробежки.
В Австрии он мог смотреть футбол по телевизору с приятелем только до поры до времени; он получил гири и коврик от Ред Булл Зальцбург за свою убогую квартирку, а вскоре вскочит и маниакально накачает железо.
А для его отдыха дома, в Сенегале? Паспортный контроль. Проверка багажа. Личный тренер-проверка. Но современный человек знает, как действовать самому рассудительно. В Метце он играл только раз в две недели. В Ливерпуле, когда матчи мелькают с интервалом в три дня, он тщательно восстанавливает силы, как и подобает образованному профессионалу, которым он стал.
И у него есть серьезное сообщение для среднего подростка, который предпочитает немного дополнительное время под одеялом. “Это настоящая ошибка, - настаивает Мане. “Когда ты молод, именно тогда ты должен извлечь из этого максимальную пользу, чтобы работать еще усерднее. Все, что случилось со мной, - это результат тяжелой работы.”
Пьер Буби, старший товарищ Мане по команде в Метце, позже вспоминал: “он был хорошо воспитанным мальчиком, милым, но вы не встали на его пути, потому что у него не было времени. Вы могли бы сказать, что он не был там, чтобы возиться. Его сила характера очень ярко выражена, и это тоже является его силой. Где бы ни был Садио, он всегда заявляет о себе.”
Молодой тренер Мане в Метце Оливье Перрен, который также позже тренировал свой детский клуб в Сенегале, описал его как обладающего “внутренней силой, которая исходит из него самого, но также из его прошлого и путешествия, в котором он был”.
- Для сенегальца, - сказал Перрен, - успех также связан с семьей. Вы должны сделать для них все, и это выходит за рамки того, что мы можем понять в Европе. Это источник мотивации, которой у нас нет. «Как однажды утверждал сам Мане: вы можете сказать: ‘я не знаю, куда иду’, но вы не можете сказать: ‘я не знаю, откуда я пришел’. Вы всегда должны думать о тех, кто вас воспитал и помог вам.”
Деревня Бамбали расположена на одном из обширных, ленивых изгибов реки Казаманс на юго-западе Сенегала. Для Мане это родной дом. Его улицы покрыты плакатами, называющими его "гордостью нации". Мусса Ндионе, школьный учитель и тренер первого клуба Мане, Мансакунда де Бамбали, жалуется, что их поле “неровно, пересечено детьми и коровами и реквизируется во время обрезания”. Возможно, ему не придется долго с этим мириться, поскольку Мане уже финансирует новую школу, больницу и мечеть в Бамбали, рядом с соломенными и жестяными крышами. Единственная проблема заключается в том, что слишком много детей опаздывают в школу, потому что они пытаются стать следующим Садио Мане, одетым в одну из 300 ливерпульских рубашек, которые он прислал. Даже проповедь от самого человека не смогла остановить это.
В мечети есть портрет отца Манэ, который умер, когда Садио было 11 лет. Его воспитывали мать, дядя и бабушка. Его большая семья-около 45 человек теперь живет в особняке, который он построил для них.
Его тетя, Тиана Сиссе, возмущена тем, что” люди " предполагают, что семья пыталась помешать Мане играть в футбол – что скорее игнорирует тот факт, что он является главным человеком, который так говорит. Однажды Садио рассказал, как он пришел домой с другом, чтобы не быть избитым за игру в футбол вместо учебы в школе (что он описывает как часть своего образования, за что “я благодарю свою маму каждый день”). Его дядя, Ибрагим туре, вспоминает, как кричал на Мане за отказ помочь с уборкой урожая: “он сказал: ‘Вы меня утомляете, дядя. Я собираюсь стать международным футболистом и сделаю так, чтобы ты больше не работал на полях. - Я ему сказал: "Быков * * Т! Как вам это удастся? Я же не богач. У меня нет денег, чтобы отправить тебя на обучение. ’ Я не верил в его сон.”
Когда ему было почти 16 лет, Мане сбежал в Дакар, столицу Сенегала, чтобы найти футбольную славу. В истинно подростковом стиле он спрятал свою спортивную сумку в высокой траве возле своего дома прошлой ночью и рассказал только своему лучшему другу. Его злоключения вскоре были раскрыты и пресечены, но он получил разрешение на реальную возможность реализации своей мечты в обмен на окончание учебного года.
В 2009 году его видели играющим на региональных чемпионатах в Мбуре, в 80 км от Дакара, и пригласили на суд с сотнями других молодых людей в столичном полицейском колледже. По словам Мане, "старик" выразил удивление тем, что он появился в своих рваных, зашитых сапогах и довольно любопытных на вид шортах. Но Абду Диатта, ветеран-разведчик в Академии Генериции, настаивает, что его первоначальный скептицизм был, по сути, вызван крайней сдержанностью Манэ. Однако он согласен, что его продали сразу же, как только он увидел юношу в действии. Мане был принят в академию и встал на пути к тому, чтобы стать международным футболистом, но он все еще возвращался домой, чтобы работать на рисовых и арахисовых полях каждое лето.
“Я видел в нем качества игрока топ-уровня-скорость, дриблинг, способность бить оборону, игру в связке”,-сказал Жюль Буше, бывший полузащитник Сенегала, а затем и тренер Génération. Он должным образом поставил Мане на крыло, и академия, основанная девятью годами ранее экс – про Мади туре “с листом бумаги, столом, двумя шарами и некоторыми идеями”, знала, что у них был алмаз.
Мальчики, которые играют в «Génération Foot», мечтают играть за ФК "Метц". Эти клубы находятся в партнерстве с 2003 года. Мане недолго оставался звездным наблюдателем: в конце 2009 года он присоединился к академической поездке в Мец, недалеко от границ Франции с Германией и Люксембургом. К январю 2010 года 18-летний подросток постоянно проживал в древнем городе.
Помимо шока от североевропейской зимы, первой проблемой Манэ была травма, которую он скрывал из-за боязни испортить свой ход. “Мне потребовалось два с половиной месяца, чтобы заметить это, потому что он ничего не сказал, - сказал Перрин. “У него была ужасная травма паха. Мы оперировали, и после этого все пошло лучше.”
Осенью 2011 года полузащитник "Метца" Давид Флейриваль провел свободную субботу из-за дисквалификации, играя за резервистов. После этого он подошел к тренеру Доминику Био и сообщил ему о Мане, который должен тренироваться с первой командой.
"Перрин сказал нам, что в Метц придет феномен, но мы понятия не имели, что он настолько хорош”, - говорит бывший защитник Меца Гаэтан Буссманн. "Я помню, как счастливо всегда выглядел Садио – как будто он никогда не чувствовал давления. Сейчас он играет так же, как и тогда, когда приехал во Францию. Физически он более развит, и может играть 90 минут на полной интенсивности. Самая большая разница, однако, заключается в том, насколько взрывной он является на поле, особенно в ситуациях один на один.
"Я помню один резервный матч против «Jura Sud» в ноябре 2011 года – это было так холодно и туманно, что вы не могли видеть 20 метров перед собой. Игра была практически отменена. Мане сидел на скамейке, и он подошел. Мы не могли толком разглядеть соперника, просто сказали: "Отдай мяч Садио."Мы хотели, чтобы он прошел мимо соперников и забил гол. В конце концов он этого не сделал, но устроил погром. В итоге мы выиграли со счетом 2: 1.”
Дебют Мане в первой команде в Лиге 2 оказался своеобразным поворотным моментом. Он появился на поле Stade Saint-Symphorien с 15 минутами, оставшимися от матча где Метц играл против Бастии. 14 января 2012 года. Они провели еще 10 игр без победы, и Мане только успел забить свой первый гол, в мае, когда проиграли Генгаму 5-2. Прежде чем Мец оказался в третьем эшелоне Франции – впервые в своей истории.
Представьте себе сообщение 20-летнего Мане, когда он смотрел из окна автобуса команды Меца в конце августа 2012 года, что его следующая поездка во Францию придет на пути к победе в Лиге Чемпионов. Тогда Садио готовился к четырех с половиной часовой поездке в Руан и игре против Кевильи, когда его попросили выйти из автобуса. Вскоре он уже сидел в самолете, который нес его немного дальше в другую сторону , в сторону Зальцбурга.
Это был первый опыт Мане быть финансовым товаром. Тем летом он дошел до четвертьфинала лондонской Олимпиады 2012 года с Сенегалом, и теперь знает, что его игра впечатлила Жерара Улье, который дал наводку своим новым работодателям, Ред Буллу. Метц полагал, что ценник в 2,5 миллиона евро окажется достаточным, чтобы удержать поклонников от покупки игрока, чей опыт составил 19 матчей в Лиге 2. Но они ошибались. Ральф Рангник, технический директор Ред Булл Зальцбург, был среди тех, чей аппетит был подогрет, увидев выступление Мане в августе. Внезапно у Меца было несколько предложений в размере € 2,5 млн на столе, поэтому они подняли свою запрашиваемую цену до €4 млн. В итоге, Зальцбург в конечном итоге остановился на приготовлениях, и низведенный Мец был преодолен финансовым прагматизмом.
” Мы видели большой потенциал в Садио", – говорит спортивный директор Зальцбурга Кристоф Фрейнд, который с тех пор привел в клуб Наби Кейта, Такуми Минамино и Эрлинг Брот Хааланд на большие вещи. "Мы видели его движение, его скорость и то, что он очень хотел забить. Когда мы встретились с ним тогда, было действительно ясно, что он хотел сделать следующий шаг.
“Хотя это было нелегко. Это был другой язык, другая культура. Когда вы подписываете игрока, вы видите выдающиеся атрибуты, но вы не можете быть на 100 процентов уверены, что они будут развиваться именно так, как вы этого хотите. Когда Садио начинал здесь, его прогресс был очень интересным.”
Это было почти так же, как если бы участие улье столкнуло молодого человека на пути тягового луча Мерсисайда. Человек, который только что взял на себя роль Зальцбургского босса, Роджер Шмидт, мечтал о том, чтобы обучить сторону играть, как Юрген Клопп в Боруссии Дортмунд – и Мане пришлось быстро адаптироваться.
Садио много работал тактически, главным образом в обучении контр-прессинга, чтобы вернуть мяч как можно скорее после того, как мы потеряли владение”,-говорит центральный защитник "Зальцбурга" Андре Рамальо. Шмидт пошел дальше, приписывая Мане возможность его переходов благодаря готовому пониманию тактики и альтруистической игре.
” Он был таким великим человеком, у которого было невероятное сердце", - продолжает Рамальхо. "Бразильцы и африканцы почти всегда ладят, так что он и я были еще одним примером того счастья, чтобы быть живым. В клубе было несколько человек, которые помогли ему вне поля, и с тех пор они поддерживали контакт.”
Мустафа Меслуб был тем, кого Зальцбург называл "менеджером по интеграции “или, по словам Мане,” как моя настоящая семья". Меслуб переводил Мане и тоже ел с ним; жена Меслуба присматривала за Мане и стирала его одежду.” Я никогда не забуду этот отрезок моей жизни", - сказал форвард.
"Первый год работы Садио в клубе был также первым для нашего нового директора Ральфа Рангника и тренера Роджера Шмидта”, - добавляет Рамальхо. “С точки зрения результатов, это было не самое лучшее – мы проиграли отборочный матч Лиги чемпионов, заняли второе место в Лиге и были выбиты из кубка в полуфинале. Однако на следующий год все щелкнуло, и все вышли на более высокий уровень – включая Мане.”
В 2013-14 годах Зальцбург вальсировал через групповой этап Лиги Европы с шестью победами из шести, но январь 2014 года товарищеский матч против Баварии Пеп Гвардиолы вызвал самый большой переполох –Ред Булл Арена была полностью заполнена в первый раз с Евро-2008. Рамальо называет победу 3: 0 "незабываемым матчем".
"Мы даже пенальти пропустили! - говорит защитник, смеясь. "То, что Мане сделал в этой игре, было выдающимся. Мне было жаль защитников "Баварии" в тот день – он был неудержим. «Мане забил первый гол после 13 минут, заработал пенальти за второй и установил третий. Гвардиола получил то, что он назвал “хорошим уроком” в свой 43-й день рождения.
"Зальцбург" вскоре добился еще одного захватывающего впечатления. В первом раунде плей-офф Лиги Европы, разгромив "Аякс" со счетом 6-1 в совокупности с Кевином Камплем, бегущим по флангу, и Мане, забивающим свои голы в каждом матче. Менеджер Дортмунда, наконец, получил аудиенцию с ним в 2014 году, но Мане говорит, что Клопп, который считал его неспособность подписать Мане в 22 года была “одной из моих самых больших ошибок”, стал жертвой рыночных сил.
Зальцбург хотел, чтобы Мане возглавил свою кампанию в Лиге Чемпионов 2014/15, но Рангник затем оказался против игрока: Мане пропустил тренировку и даже второй матч плей-офф Лиги чемпионов, который Зальцбург проиграл 3-0 в Мальме и вышел на совокупный счет 4-2 не в свою пользу. После того, как Стоуш опустился до оскорблений, Ред Булл были полны решимости продать его самым высоким покупателям: московскому "Спартаку". Игрок отчаянно хотел присоединиться к дортмундцам. По мере того как обе стороны не могли договорится, Саутгемптон появился на горизонте в качестве последнего средства.
“Я бы не сказал, что он излучал эту атмосферу”, - говорит Адам Лейч, бывший главный спортивный писатель в Южном Ежедневном Эхо. "Многие игроки в ту эпоху использовали Саутгемптон как трамплин – они уже продали много успешных игроков, особенно в Ливерпуль. Там было много игроков, которые старались изо всех сил для Саутгемптона, но на самом деле они старались изо всех сил для себя.” Сам Мане довольно аккуратно подвел итог своей траектории: "в Зальцбурге я открыл для себя настоящий футбол. В Саутгемптоне я все расставил по своим местам. После этого я был готов подписать контракт с одним из крупнейших европейских клубов.”
Однако Лейч не помнит, чтобы у сенегальца все было на своих местах. “У него был фактор хаоса-для оппозиции, но и для своей собственной команды", - говорит он. “Теперь я улыбаюсь, когда слышу, как люди говорят, что Вирджил ван Дейк прыгал на Энфилде, хотя на самом деле он тоже был хорош в Саутгемптоне. С Мане "Ливерпуль" купился на потенциал, а не на то, что у него было там и тогда. У Садио была одна игра, где он был абсолютным победителем мира, а другой, где вы думали: "ради Бога, что происходит? «В Саутгемптоне он был виновен в некоторых ужасных воплях перед воротами-либо ужасные промахи, либо плохие решения.”
Мане не смог забить или помочь в 46 из своих 67 матчей Премьер-лиги за "Саутгемптон", и в своем первом сезоне он имел тенденцию исчезать из матчей. Но все было на виду, когда он столкнулся с Астон Виллой в Сент-Мэри 16 мая 2015 года. Он забил то, что до сих пор является самым быстрым хет-триком Премьер-лиги: три гола за две минуты и 56 секунд. Мане назвал этот подвиг "спусковым крючком “, объяснив:" я сказал себе, что больше не имею права ошибаться. Я сказал себе, что прошел еще один этап и что с этого момента все возможно.”
Мане набирал тактическую гибкость. Когда Манчестер Юнайтед вырвал победу 3-2 в Сент-Мэри в сентябре 2015 года, он, тем не менее, затмил свою противоположную № 10, Уэйна Руни. На "Стэмфорд Бридж" в октябре он получил похвалу от менеджера Святых Рональда Кумана за то, что перехитрил заднюю линию "Челси" с его позиционным взаимодействием, забив при счете 3-1. Куман рулил и Мане шипел, святые записали рекорды лиги 7 - го и 6-го числа.
Однако последний не пощадил гнев своего босса. Действительно, Манэ был готов к поражению 1: 0 в Норвиче в январе 2016 года, опоздав на встречу команды. Лейч говорит, что причина была немного более невинной. “Возможно, Мане не всегда был самым подготовленным из персонажей, но я позже слышал, что он просто заблудился в отеле, пытаясь найти правильный номер”, - объясняет он. - Но Куману это не понравилось, и он велел ему убираться. Он никогда не хотел, чтобы кто-то из игроков думал, что они могут быть выше остальных.”
Как бы то ни было, акции Мане росли – и Клопп не забыл о нем.
С тех пор Мане признался, что был близок к тому, чтобы покинуть "Саутгемптон" и перейти в "Манчестер Юнайтед", но летом 2016 года "Ливерпуль" получил своего человека. Изначально гонорар в £ 34 млн казался рискованным, и, хотя Мане сделал это хорошо с самого начала, именно переход Филиппа Коутиньо в Барселону в январе 2018 года изменил все. Клопп сказал, что он провел частные переговоры с Манэ, чтобы помочь его уверенности после плохого показа в дерби Мерсисайда в прошлом месяце, что привело к раскрытию форварда “, - сказал Клопп, что ему пришлось сменить свой отряд. Был также тот факт, что Коутиньо был близок к отъезду, и он не хотел говорить мне прямо. Он сказал, что верит в меня, и что со временем я буду играть до полного изнеможения. Тем не менее, я сказал ему, что хочу играть, потому что Африканская награда лучшему игроку года был в балансе между Мохаммедом Салахом и мной.”
Если быстрый хет-трик Манэ был его "спусковым крючком" с Саутгемптоном, то выход Коутиньо имел тот же эффект в Ливерпуле. Меняя фланги, чтобы освободить место Салаху, Мане теперь имел собственную передышку. Эндрю Робертсон стрелял по левой линии, что означало, что он мог рисковать более централизованно и смешивать свои качества № 10 в своей игре. Это помогло, Мане в конце концов быть названном африканским игроком года в январе.
"Раньше он был только шоуменом Мане, пытаясь создать лучшие передачи",-говорит давний партнер по команде Сенегала Шейху Коуяте. - Теперь он знает, что его обязанность-забивать. У него полный комплект, потому что он получает голевые передачи и забивает голы. Он тоже стал лидером. Я помню застенчивого и скромного Садио; теперь он много говорит на поле. Вне его, он очарователен, но на поле он воин.”
Чуть меньше четверти передач и голов Мане в прошлом сезоне пришлись на последние 15 минут матчей. Он также сделал меньше выстрелов, чем в 2017/18, но с лучших позиций, что позволило ему быть более забивным.
“Это заставляет вас задаться вопросом, почему такой игрок, как он, еще не выиграл главный индивидуальный трофей, как Лионель Месси или Вирджил ван Дейк”, - продолжает Коуяте. "Для меня Садио был впереди их обоих в прошлом году. Я не думаю, что это справедливо. Он был лучшим бомбардиром в Премьер-лиге в прошлом сезоне, не принимая никаких штрафных санкций. Он также выиграл Лигу чемпионов и стал призерам Кубка Африканских Наций, заняв второе место вместе с Сенегалом. Но также: просто посмотрите, как он играет. Бывший наставник сборной Сенегала Амара Траоре выдвинул возможную причину, по которой Салах обогнал Мане в голосовании за 2018 года стал африканским игроком года. “Он был эгоистичен, а Садио был альтруистичен", - сказал Траоре.
"Тот гол, который он забил в ворота мюнхенской "Баварии" в четвертьфинале Лиги чемпионов-не так давно он бы его пропустил. Но он взял на себя ответственность. Теперь он должен продолжать в том же духе и не позволять своему альтруизму взять верх над собой.”
Он, безусловно, туда попадает – в прошлом сезоне Мане забил 22 гола в Премьер-лиге и ассистировал только одному. Теперь, эгоизм и самоотверженность, похоже, счастливо сосуществуют вместе– чуть более чем в середине этой кампании он отметил 13 голов и добавил семь передач в Англии и в Европе.
Жерар Улье утверждает, что рекомендовал Мане в "Ливерпуль", когда тот еще был в "Метце", но вы задаетесь вопросом о сроках такого трансфера. Есть такая фраза по-французски: "brüler les étape s", что буквально означает "прожигать фазы" – или наступать с неоправданной поспешностью. Юрген Клопп знает, что терпение-это добродетель. Как показывает прогресс Садио Мане, лучшие вещи требуют времени.
Источник: www.fourfourtwo.com