7 мин.

В 2000-м за Батистуту сражались «Рома», «Лацио» и «Интер». Капелло обыграл всех, использовав знакомого журналиста

За семь минут до конца матча с «Венецией» Габриэль Батистута забил третий гол, упал на газон за линией ворот и расплакался. Он добился цели – сделал хет-трик и опередил Курта Хамрина, легендарного бомбардира середины 50-60-х. 152 гола за «Фиорентину» в Серии А – Батистута побил рекорд, став самым результативным игроком флорентийской команды в чемпионате Италии.

Габриэль плакал, 40 тысяч зрителей аплодировали, президент клуба Витторио Чекки Гори готовился к катастрофе. На протяжении всей игры болельщики требовали «не трогать Батистуту», но Чекки Гори уже ничего не мог изменить. 14 мая 2000-го 31-летний аргентинец сыграл последний матч за «Фиорентину».

После 9 лет в «Фиорентине» Батистута хотел уйти. Он мечтал о титулах

«Фиорентина» 90-х была командой настроения: вылетала в Серию Б и возвращалась в элиту, выиграла Кубок и Суперкубок Италии, занимала десятое и третье места. В сезоне-1999/2000 флорентийцы дебютировали в Лиге чемпионов. Батистута забил «Барселоне», «Арсеналу» и «Манчестер Юнайтед» (в двух матчах), но команда остановилась на втором групповом этапе, и Габриэль понял, что все-таки перерос уровень «Фиорентины» (Батистута девять лет подряд становился лучшим бомбардиром команды). Трофеи ей ближайшем будущем не светили – команда не удержалась среди лидеров Серии А и болталась в конце первой десятки, претендуя максимум на место в Кубке УЕФА. А Батистута хотел побеждать.

9 мая 2000-го агент Батигола Сетимио Алоизио выступил на аргентинском радио La Red: «Габриэль точно уйдет из «Фиорентины». Он подпишет контракт с итальянским клубом, хотя Чекки Гори и хотел бы продать его в другую страну». На следующий день Алоизио сказал, что никакого интервью не было, но медиа подхватили наживку – Батистута уходит.

Чекки Гори сопротивлялся. Говорил, что не может представить «Фиорентину» без Батистуты и строит амбициозные проекты. Однако болельщики все поняли: офис телеканала Canale 10, который принадлежал Витторио, забросали коктейлями Молотова, а на матче с «Венецией» (последнем в чемпионате) устроили акцию протеста, призывая Чекки Гори убираться подальше, но не продавать Батистуту.

Габриэль похоронил надежды тифози в послематчевом флеш-интервью: «Я попросил руководство продать меня. Дело не в деньгах. Я люблю Флоренцию, люблю болельщиков, но у нас с клубом слишком разные взгляды на ситуацию. Я тут почти десять лет и делаю намного больше, чем обычный футболист. Я хочу просто играть в футбол, а в нынешней «Фиорентине» это невозможно. Надеюсь, болельщики меня поймут, потому что я абсолютно откровенен. У Чекки Гори есть проекты, но я в них не верю. Не верю, что в ближайшие годы он добьется побед. А мне бы хотелось побеждать».

Чекки Гори

Батистута оказался прав. Через год «Фиорентина» из-за финансовых проблем продала Франческо Тольдо и Мануэля Руя Кошту, через два вылетела в Серию Б, а после этого обанкротилась, перезапустившись в Серии С2. Чекки Гори арестовали, обвинив в отмывании денег, которое стало одной из главных причин краха клуба.

Батигола звали в «Рому», «Лацио» и «Интер». Капелло всех перехитрил

Алоизио сразу предупредил «Ювентус» – можно не пытаться. «Габриэль не хочет пойти по пути Баджо (Роберто в 1990-м перешел из «Фиорентины» в «Юве», разозлив флорентийских болельщиков – Sports.ru)», – заявил агент. На руках у агента было три предложения: от «Лацио», «Интера» и «Ромы».

Бело-голубая римская команда в 2000-м стала чемпионом, и президент Серджо Краньотти не считал деньги. Массимо Моратти давно звал Батистуту в свой клуб. «Роме», финишировавшей шестой, по словам Фабио Капелло, очень нужен был нападающий, гарантирующий 20-25 голов за чемпионат. Статистика Батигола соответствовала требованиями.

Битва за бомбардира продлилась около двух недель: 9 мая Алоизио сообщил, что Габриэль уходит, а 25-го аргентинец подтвердил, что будет играть за «Рому».

Поначалу «Рома» в этой гонке была третьей. «Батистута предпочитает «Интер», потому что Моратти не первый раз приглашает его в клуб. Габриэлю приятно такое внимание. Мы ужинали с Массимо, переговоры прошли очень хорошо. Я бы сказал, что «Интер» – наиболее вероятный вариант», – рассказывал Алоизио 17 мая.

«Лацио» предлагал «Фиорентине» больше – 80 миллиардов лир (около 41 млн евро, на тот момент второй по сумме трансфера переход после Кристиана Вьери в «Интер» за 46,5 млн). Президент «Ромы» Франко Сенси дал понять, что не будет платить больше 30 миллиардов, но намекнул, что у него есть преимущество – они с Чекки Гори дружат. Еще в 1999-м Витторио шутил: «Если я когда-нибудь и продам Батистуту, то только моему другу Сенси».

Франко Сенси

Капелло и спортивный директор «Ромы» Франко Бальдини видели в Габриэле то, чего не видел президент – игрока, который поможет команде стать чемпионом. Сенси нужно было убедить потратиться, и на помощь пришел Марио Скончерти, главред Corriere dello Sport.

После чемпионства «Лацио» тираж газеты сильно упал – болельщики «Ромы» не хотели читать хвалебные статьи о своих врагах. Corriere нужна была бомба, и Капелло с Бальдини ее подкинули. Они пригласили Скончерти на ужин и рассказали, что ведут переговоры по Батистуте, но Сенси не хочет тратиться. Возможно, если о переходе напишут в Corriere, это пойдет всем на пользу: болельщики «Ромы» снова начнут покупать газету, а Сенси увидит ажиотаж среди фанов и откроет кошелек.

Через два дня на первой странице Corriere dello Sport появилась новость о том, что Батистута станет игроком «Ромы». «Я шел на работу и видел, как матери, проводив детей в школу, держат в руках газету и обсуждают, какой фантастической будет атака «Ромы» с Тотти, Монтеллой и Батистутой, – вспоминает Скончерти в книге Габриэле Маркотти «Капелло: портрет победителя». – На радиостанциях, посвященных «Роме», запустили кричалки о Батистуте. Сенси встречали аплодисментами, все благодарили его за покупку Габриэля».

Марио Скончерти

Президент не спешил, но Corriere давила. «Где Батистута? Почему он до сих пор не в Риме?» – интересовались в газете. Сенси понял, что рискует авторитетом, и дал Бальдини указание действовать: «Покупай его за любые деньги, иначе болельщики меня никогда не простят».

Алоизио продолжал флиртовать с претендентами. «Мы поговорили с Сенси, приятная встреча. Габриэль понял, что у «Ромы» особенные болельщики, для него это очень важно. Если раньше я давал 51% на то, что он перейдет в «Интер», то теперь у «Ромы» ровно такие же шансы, как у миланского клуба», – говорил агент 18 мая.

Через неделю Батистута определился: «Я перехожу в «Рому», потому что они больше всего хотели меня. Капелло и Сенси работают над серьезным проектом. Они хотят поскорее побеждать, а я хочу помочь им добиться цели. До того, как уехать из Италии, я мечтаю стать чемпионом».

3 июня сделку оформили официально. «Рома» установила клубный рекорд, который не побит до сих пор, – заплатила 70 миллиардов лир (36 миллионов евро). Это был самый дорогой трансфер футболиста старше 30 лет до перехода Леонардо Бонуччи в «Милан» в 2017-м за 42 млн. Через год рекорд обновил Криштиану Роналду.

***

Президент «Лацио» Краньотти сделал вид, что не пытался купить Батистуту, и высмеял «Рому»: «Немыслимо тратить такие деньги на 31-летнего футболиста. У нас другая стратегия. Мы и так сильны, а вот Сенси нужно усиливать его слабую команду».

Однако именно «Лацио» тем летом побил итальянский трансферный рекорд – взял у «Пармы» Эрнана Креспо за 110 миллиардов лир (около 56 млн евро).

Креспо с 26 голами стал лучшим бомбардиром Серии А-2000/01. Батистута забил на шесть меньше, но Капелло не ошибся – с Габриэлем «Рома» выиграла чемпионат.

Батистута, Капелло, Сенси и Тотти

Габриэль Батистута – любимый бомбардир детства. Он снимался в «Диком ангеле» и мог бы стать мэром Флоренции

Мы прочитали огромную книгу Франческо Тотти и сейчас расскажем вам самое интересное. Там много и про Батистуту

Фото: Gettyimages.ru/Grazia Neri/Allsport, Michael Steele/Allsport; facebook.com/Mario-Sconcerti