15 мин.

Эмилио Бутрагеньо: «Стервятник»

Данный материал является переводом статьи с сайта TheseFootballTimes

Эмилио Бутрагеньо выглядел скорее, как кинозвезда, нежели как футболист. Хотя у него было прозвище «Стервятник», он был приятным футболистом, который играл в красивый футбол в тяжелые дни грязных полей. Его скромные голубые глаза, легкие вьющиеся локоны и идеальная улыбка больше подходили кинозвезде, чем нападающему Мадрида, но Бутрагеньо выдерживал давление игры в самом большом футбольном клубе мира в течение 12 лет.

Его отец, которого также звали Эмилио, владел парфюмерным магазином в центре Мадрида, недалеко от главной улицы города Гран Виа. Он учился в престижной школе Сан-Антон, а затем перешел в частную школу Каласансио, когда его семья переехала в другую часть города.

Именно в Каласансио его увлечение спортом росло, сначала с уклоном в баскетбол, а затем в футбол. За его прогрессом следил учитель физкультуры Хосе Антонио Сакристан, страстный фанат Реала, который был полон решимости увидеть своего протеже в сливочной футболке. Его отец был также фанатом Реала. Но у клуба был другой взгляд. Они не разыскивали его так, как Атлетико Мадрид, а потом не выбрали его из 40-50 детей, которые участвовали в первом просмотре Бутрагеньо в Реале.

«Мы позвоним вам», - сказали они ему. Однако в 1981 году Атлетико сделал серьезное предложение, которое, по мнению подростка, он должен был рассмотреть, и которое заставило его тренироваться в красно-белых цветах в течение трех дней. «Но, сынок, как ты можешь играть за Атлетико Мадрид?» - отец спросил его однажды вечером, - «я не могу этого допустить». Итак, Эмилио-старший использовал все свои контакты в клубе, чтобы устроить еще один просмотр. На этот раз его сын был принят в академию Реала. Все остальное, как говорят в Мадриде, - «это уже история». История, которую сделал Эмилио.

Реал Мадрид играл в Кадисе 5 февраля 1984 года. В перерыве андалусийцы вели со счетом 2:0, а тренер бланкос Альфредо Ди Стефано выпустил на поле молодого парня из Кастильи, который еще не играл за первую команду. «Я знаю, что Ди Стефано доверял мне», - вспоминал позже Бутрагеньо. «Но он был очень немногословным». Фактически легенда клуба произнес тогда всего два слова 20-летнему парню: «Малыш, разминайся».

Молодой человек отплатил за доверие должным образом. Он играл великолепно. Всего через 15 минут после дебюта за первую команду он забил, отправив мяч в нижний угол из-за пределов штрафной. Счет стал 2:1. За две минуты до конца матча Рикардо Гальего сравнял счет, после чего, буквально через минуту, Бутрагеньо, получив мяч от Хуанито, принес победу Мадриду.

«Это потрясающе», - сказал красиво одетый юноша после матча. «Как будто кто-то на небесах решил, что это должно произойти». Учитывая, что фанаты Реал Мадрида считают Ди Стефано Богом, определённо было какое-то божественное вмешательство, и тренер решил оставить Бутрагеньо в составе первой команды до конца сезона, в котором нападающий провел еще девять матчей и забил еще пару голов. Он также забил 21 мяч за Кастилью в том сезоне, что сделало его вторым лучшим бомбардиром второго дивизиона, хотя он участвовал в матчах за Кастилью только до перевода в состав первой команды в феврале.

Эти голы помогли Кастилье выиграть второй дивизион в том году, это был единственный раз в истории, когда молодежная команда клуба сделала это. Конечно они не смогли претендовать на повышение, учитывая присутствие первой команды в первом дивизионе. Однако это была заслуга не только Бутрагеньо, поскольку в этой команде Кастильи было гораздо больше талантов, и они, в конечном счете, оказались в первой команде Реала. В частности, это были Маноло Санчис, Рафаэль Мартин Васкес, Мичель и Мигель Пардеса, четверо мужчин, чьи карьеры были тесно связаны с Бутрагеньо, с тех пор, как журналист Хулио Сезар Иглесиас придумал термин «Quinta del Buitre» - «Пятерка стервятников».

В статье для El País от 14 ноября 1983 года Иглесиас использовал прозвище Бутрагеньо, родившееся в фонетическом стиле «Buitre» - «Стервятник», по-испански - и слово «Quinta», которое относится к военной службе и к тем, кто призывается вместе в одно и то же время. Ответ Испании «Классу 92», почти за десять лет до того, как легендарные выпускники Манчестер Юнайтед засияли так ярко. В любом случае, «Класс стервятников» родился.

Тем не менее, более важным, чем имя, присвоенное им, была похвала Иглесиаса этим пяти игрокам, отличившимся выступлением за Кастилью в сезоне 1983/84. «Серия забитых мячей Бутрагеньо - это демонстрация индивидуального качества, которым он обладает, а также объединённых усилий», - говорилось в статье. «За «Стервятником» стоит изобретательный тренер Амансио Амаро и талантливые игроки, такие как Мичел, Пардеса, Санчис и Мартин Васкес. Подъем «Стервятника» стал общим явлением, поскольку его игра и его голы стали возможными благодаря любви фанатов и группе потрясающих игроков».

Иглесиас был явно одурманен этими пятью восходящими звездами, и вскоре большая часть Мадрида присоединилась к нему, и дошло до того, что команда Кастильи начала играть некоторые из своих матчей на Сантьяго Бернабеу, и даже привлекла более 80 000 фанатов во время матча с Атлетиком Бильбао в декабре того года.

Вскоре квинтет стал регулярно играть перед переполненным Бернабеу. Все они, за исключением Мичела, оказались в первой команде в сезоне 1983/84, тогда как полузащитник дебютировал раньше, он на самом деле сыграл за первую команду еще в 1982 году, но считал своим настоящим дебютом первую игру сезона 1984/85. Хотя в этом сезоне они заняли неутешительную пятую позицию в лиге, отстав от Барселоны на 17 очков, это был не самый провальный год, так как тогда Реал Мадрид выиграл свой первый Кубок УЕФА, а Бутрагеньо забил четыре мяча на пути к этому трофею. Они также выиграли в этом году Кубок испанской лиги. Впрочем, звание чемпионов им покорится очень скоро. Причем они выиграют 5 титулов подряд.

Хотя они были квинтетом, Бутрагеньо на самом деле сыграл на высшем уровне с Митчелом, Санчисом, Мартином Васкесом и Пардесой всего один раз, в полуфинале Копа дель Рей в 1986/87 году против Атлетико Мадрид. Пардеса так и не смог сделать шаг из второй команды в первую и вскоре перешел в Реал Сарагосу. Это объясняет, почему первая фотография, которая появляется при вводе «Quinta del Buitre» в Google, - это фотография Пардесы в рубашке Сарагосы, стоящим рядом со своими четырьмя друзьями, все еще в мадридских цветах.

Иглесиас, журналист El País, позже признался, что написал свою статью о группе из пяти игроков ради повествования, так что Пардеса в большей степени нужен был для «красоты повествования», хотя Иглесиас почти включи Фрэнсиса Родригеса вместо него.

И все же четверым, которым удалось закрепиться в Мадриде, достигли многого. В конце этого кисло-сладкого сезона 1984/85 года, в котором они выиграли два кубка и стали пятыми в лиге, Луис Моловни был назначен главным тренером, и все стало по-настоящему сложным. Прибытие Уго Санчеса было воспринято неоднозначно, ведь он перешел летом 1985 года, после того как переезд в Барселону провалился в последний момент. А переходил он из Атлетико Мадрид.

Но Уго Санчес смог быстро адаптироваться в Мадриде и стал пятым членом квинтета, даже несмотря на то, что он был купленным иностранцем, а не выпускником Кастильи.

Наряду с молодым аргентинцем Хорхе Вальдано, который приехал прошлым летом, Санчес покорял Ла Лигу. Мексиканец в этом году забил 22 гола, а аргентинец - 16, но Бутрагеньо также смог достигнуть двухзначных показателей, несмотря на 22-летний возраст (достаточно юный для тех лет). Реал Мадрид штурмовал титул, привезя 11 очков Барселоне. Это положило конец шестилетней засухе, самой продолжительной за три десятилетия.

Команда стала лучше, и Бутрагеньо тоже. Летом он объявил о себе на мировой арене, забив пять голов в Мексике на Чемпионате мира 1986 года, четыре из которых в одном матче против Дании. «Это было похоже на матч один на один с ним», - сказал впоследствии вратарь датчан Ларс Хог. Вернувшись домой, Бутрагеньо осознал себя звездой, так как в магазине его отца на следующий день после победы над Данией было так много звонков, что управляющий магазином назвал это «катастрофой для бизнеса».

Вернувшись на клубный уровень, он, его коллеги-юноши, Уго Санчес и обладатель Кубка мира Вальдано сохранили титул лиги, опередив Барселону в странно отформатированном чемпионате, который был разделен на три группы. На этот раз Бутрагеньо увеличил свой счет в Ла Лиге до 11, а в следующем сезоне сделал еще один крошечный шаг, забив 12 голов.

Возможно, лучший гол в его карьере, это гол в Кубке Короля, который долгое время оставался в памяти: 7 номер получил мяч на краю штрафной площади, прежде чем начать свой непредсказуемый дриблинг, обыграв двух защитников и вратаря. Его действия было невозможно предсказать. Это может быть его самый известный гол, но он проделывал это неоднократно, снова и снова забивая с такой грацией, которую испанская лига редко видела раньше.

Бутрагеньо был отличным бомбардиром, но он также обладал способностью помогать забивать другим. «Один из способов получить удовольствие от игры - забивать голы», - сказал он однажды. «Но другой способ заключается в том, чтобы придумывать хорошие моменты и помогать другим забивать. Если игра закончится, и я забил два гола, но не сыграл хорошо, то чувствовал бы себя не так комфортно».

На просьбу собрать образ идеального игрока, он объяснил, что ему нужно будет иметь голевое чутье Уго Санчеса, ум Йохана Кройфа, скорость Пако Хенто, дриблинг Диего Марадоны, игра в воздухе Сантильяны и уверенность Хосе Антонио Камачо. В то время как игрок, которого он описал, был воображаемым, Бутрагеньо был не далек от его живого воплощения.

Обладая этим уникальным талантом, Реал Мадрид выиграл пять чемпионских титулов подряд, что команда сделала только один раз до этого (с 61/62 сезона по 64/65), и с тех пор не делала. На самом деле никакой испанской команде не покорялось это достижение. Столичная команда убедительно выиграла свои пять чемпионатов подряд.

В начале сезона 1987/88 они буквально летали, победив Кадис со счетом 4:0, а затем разгромив Спортинг Хихон со счетом 7: 0. Новый президент Атлетико Мадрид Хесус Хиль заявил, что это случайность, и что сливочные не смогут снова забить семь голов. Всего шесть дней спустя, они выиграли 7:1 у Реала Сарагоса. Это было слишком легко, и единственный сезон, в котором было какое-то подобие титульной гонки, был в 1986/87, когда они опередили Барсу на три очка.

В конце концов, однако, внутренний успех не утолил жажду. Реал Мадрид Бутрагеньо явно был лучшей командой в Испании, но могли ли они наводить такой же ужас на соперников на всем континенте?

Несмотря на то, что «Quinta del Buitre» продолжали претендовать на пять последовательных титулов в Ла Лиге, они никогда не выигрывали Кубок Европы - трофей, который определял Реал Мадрид с тех пор, как они одержали победу в первом розыгрыше в 1956 году. К 1966 году Реал выиграл турнир шестой раз, но с тех пор они не поднимали «Ушастого», и фанаты теряли терпение.

Это был 1988 год, и Реал мог похвастаться своей лучшей командой в поколении, поэтому настало время вернуться на европейский трон. Им просто нужно было уничтожить всех на своем пути. Однако у Ханса Ван Брекелена из ПСВ было другое мнение.

Реал Мадрид нокаутировал Наполи Марадоны, чемпионов из Порту и победившую в прошлом году Баварию на пути в полуфинал 1988 года. Понятно, что они отправились в Голландию с полной уверенностью, даже после ничьи (1-1) дома в первом матче. И все же они натолкнулись на вратаря в вдохновенной форме. Ван Брекелен разрушил полдюжины явных шансов забить и сделал 6 апреля 1988 года худшей ночью в карьере Бутрагеньо, по словам самого нападающего.

Второй матч закончился со счетом 0:0, и голландская команда прошла дальше, благодаря голу на чужом поле, выиграв в финале у Бенфики по пенальти после очередной безголевой ничьи. В среднем всего с одним голом за игру и без побед в течение 90 минут после четвертьфинала, ПСВ стал одним из наименее захватывающих чемпионов Европы за всю историю. По крайней мере, они стали чемпионами Европы. А «Пятерке Стервятников» это так и не покорилось.

В конце концов, Бутрагеньо вернулся в Испанию, чтобы поднять над головой еще один титул Ла Лиги, прежде чем он и его товарищи по команде взяли реванш за голландское унижение в следующем сезоне, победив ПСВ в четвертьфинале.

Тем не менее, они столкнулись с еще более страшным противником - Миланом Арриго Сакки. На этот раз борьбы в полуфинале даже не получилось, так как итальянцы разорвали Реал в клочья на «Сан-Сиро», одержав победу со счетом 5:0 и одержав общую победу 6:1. В следующем сезоне последней подряд победе в Ла Лиге, они снова были остановлены миланцами в Европе.

Бутрагеньо и его товарищи по команде остаются одной из легендарных команд Реала всех времен, даже если рядом с их рекордом стоит звездочка, напоминающая будущим поколениям, что они не поднимали над головой ни один из 13 Кубков Европейских Чемпионов. Как объяснил Мичел в книге Сида Лоу «Страх и ненависть в Ла Лиге», «Мы не выиграли Кубок Европы, но все же нас помнят, и у нас все еще есть место в истории клуба. Даже без Кубка Европы мы оставили наследие».

Еще в 1980-х годах он заметил, что ему и его товарищам по команде следует прекратить так часто и так легко выигрывать лигу, чтобы их фанаты ценили ее больше и ценили то, что это был на самом деле подвиг. Со временем мадридисты действительно осознали истинное величие «Quinta del Buitre», и, конечно, они осознали величие человека, давшего свое имя команде - Эмилио Бутрагеньо.

Всему хорошему приходит конец. Летом 1994 года Реал Мадрид нанял бывшего нападающего партнера Бутрагеньо Хорхе Вальдано в качестве тренера, всего через год после того, как его команда из Тенерифе победила сливочных со счетом 2:0 в последнем туре, лишив Мадрид очередного титула в Ла Лиге. В тот день на Канарских островах «Стервятник» упустил четыре отличных шанса.

Когда Вальдано приступил к исполнению своих полномочий на Бернабеу, легендарного 7-го номера не был в его планах.

Несмотря на то, что великий друг и соперник Вальдано Кройфф заметил, что стартовый состав Реала должен состоять из «Бутрагеньо плюс десять других игроков», Вальдано не был в этом убежден. В итоге Бутрагеньо сыграл только 171 минуту в Ла Лиге, а Реал Мадрид впервые со времен «Пятерки стервятников» вернул себе титул Ла Лиги (впервые с сезона 89/90).

В конце сезона 1994/95 года стало ясно, что между тем, кто все еще играет, и тем, кто руководит командой, было некоторое трение. Это были 1990-е годы, и все было возможно, даже прямое телевизионное интервью между конфликтующей парой. Бутрагеньо появился вместе с Вальдано на испанском телешоу Un Paseo Por El Tiempo - «Прогулка во времени» - в эпизоде, посвященном Бутрагеньо.

Несмотря на то, что Реал Мадрид только что принял участие в летнем товарищеском матче против Копенгагена, аргентинский тренер сел в кресло, чтобы поболтать о карьере Бутрагеньо и объяснить, почему его больше не считают достаточно хорошим игроком для Реал Мадрида. Это было более откровенно, чем любая дискуссия на ESPN или Match of the Day в 21 веке. Это было также честно и по сути, поскольку Вальдано говорил аудитории, что ссора со стареющей легендой клуба была для него трудным решением, но он знал, что с Бутрагеньо ему будет сложнее добиться поставленных целей.

Вальдано, тем не менее, явно восхищался своим бывшим товарищем по команде, и тот об этом узнал из интервью, хотя даже тот факт, что он нашел время, чтобы выступить в передаче, посвященной Бутрагеньо, уже говорил о многом.

Вальдано, очевидно, любил стиль, в котором играл Бутрагеньо, но явно не имел места для 32-летнего нападающего в своей команде, в то время, как молодой Рауль прорывался в команду и был готов унаследовать рубашку с номером 7.

Бутрагеньо хотел остаться в клубе всей своей жизни. Даже если бы ему сказали, что ему нет места, как собаке, которая возвращается обратно, он все равно хотел бы вернуться, но в конечном итоге решение было принято за него, поэтому он отправился в Мексику в клуб Селая. Хотя его связывали с переездом в Японию, который в то время был еще более странным, чем сейчас, он в конечном итоге решил объединить усилия с бывшими товарищами по команде Мичелом и Уго Санчесом в мексиканской лиге. Он забил 29 голов за три сезона, оставив после себя такое наследие, что в итоге клуб попытался переименовать свой стадион в его честь, но просьба была отклонена местным правительством. В конце концов, в 1998 году, в возрасте 34 лет Бутрагеньо решил повесить бутсы на гвоздь.

Однако он не отказался от футбола. Он всегда был умным человеком и всегда говорил о важности образования, а сам нападающий изучал бизнес. Он даже получил степень магистра в области спортивного менеджмента после своего пребывания в Мексике, а затем привез эти знания обратно в столицу Испании, когда доказал, что у него нет серьезных проблем с Вальдано, согласившись присоединиться к его команде в 2001 году. «Моя жена всегда говорила, что, когда я выйду на пенсию, у меня будет больше времени для моей семьи, но факт в том, что у меня сейчас его еще меньше», - пошутил он в ФИФА.

В настоящее время он является директором по внешним связям Мадрида, и для него это идеальная роль. Бутрагеньо никогда не потворствовал СМИ, и при этом он никогда не любил конфронтации, о чем свидетельствует тот факт, что он заработал только пять желтых карточек во время своего пребывания в Реале. Он даже занимался йогой, поэтому никогда не собирался быть тренером. Таким образом, его нынешняя роль идеально подходит ему, поскольку он может потушить любые искусственные пожары, созданные в мадридских СМИ, и в то же время может похвастаться уважением, которое оказывают только настоящей легенде клуба.

Даже сейчас, в 56 лет, никто не будет с ним связываться. Бутрагеньо – это человек, который был жестким и грациозным, человек, который был ангельским стервятником.

P.S. https://tele.click/madrid_fan - лучший Телеграм-канал о Мадриде! Подписывайтесь!

И на Youtube не забудьте подписаться! Наше последнее видео ждет, чтобы Вы его посмотрели! Заглядывайте и ставьте 👍, и не забудьте оставить свой комментарий! Нам важно Ваше мнение!