Вячеслав Малафеев: «По-вратарски было жаль Оливера Кана»
В эфир Радио Зенит заглянул Вячеслав Малафеев - легенда сине-бело-голубых. Именно он 12 лет назад в игре с мюнхенской "Баварией" сохранил ворота "Зенита" нераспечатанными, тем самым стал важнейшим элементом разгромной победы над немцами.
– Как у вас проходит первомайский день?
– Засиделся на даче. Вчера с супругой заехали в город, провели свой четверг вместе. Немножко уединились: побыли дома вдвоем, в квартире. Сегодня собираемся уже на дачу вернуться.
– Эмоции от матча с Баварией спустя дюжину лет. Что это тогда было, Вячеслав?
– Если бы мне до игры сказали, что такое возможно, я бы не поверил. Слишком тяжелая была первая игра. Но это действительно запомнилось надолго. Такой классный потрясающий результат. Жаль, по-вратарски Оливера Кана. Но с точки зрения клубных пристрастий – «Зенит» на первом месте, командный результат превыше всего. Но карьера его подходила к концу, был его «прощальный» матч. Заканчивать таким образом, наверное, не очень приятно. Мы общались потом. Я просил Оливера присоединиться к своему проекту «Вся жизнь в перчатках», но он не отвечал. Мне даже пришлось ему писать сообщение: это он так обиделся на «Зенит» и тот матч? Но он сказал: «Нет, мало времени». Это был вежливый немецкий отказ.
– До столкновения с Баварией Оливер Кан был для вас знаковой фигурой?
– Он вызывал уважение. Не просто так в свой проект я приглашал самых лучших: Буффон, Касильяс, Бартез. Оливер Кан тоже легенда вратарского искусства, сборной Германии, Баварии. Он сейчас продолжает свою деятельность в роли комментатора, эксперта. У него все удачно получается. В то время, когда он играл, Кан был одним из лучших вратарей.
– У Вас был пиетет перед немецким футболом? Или были другие кумиры?
– Немецкий чемпионат всегда считался одним из самых сильных. С уважением относился ко всем командам. Не нужно бояться противостояний. Как показывает футбол и опыт – все возможно. Можно обыграть любой клуб, когда ты уверен в себе, когда есть конкретная цель.
– Были опасения за игру в обороне?
– Насколько помню, всегда чем уже была ситуация с игроками (удаления, травмы), тем лучше «Зенит» себя демонстрировал. Может, это мобилизация: фокусировались лучше на задачах. И игроки показывали футбол куда качественнее. Для многих ребят тот сезон был пиковым, где опыт, молодость, зрелость. И удалось тогда добиться многого. Не только обыграть Баварию, но выбиться в Суперкубок.
– Показалось, когда Зырянов сделал счет 2:0, команда не особо этому радовалась. В чем было дело? Сохраняли концентрацию?
– Сложно сказать. Может, были немного озадачены и удивились, как же так произошло. В любом случае, в футболе нельзя расслабляться. Всегда присутствует радость от забитых мячей, но мы знаем, что 2:0 – это самый «скользкий» счет. Я лично всегда радовался только после матча. В конце ты можешь порадоваться, когда вы переломили исход игры или забили решающий мяч на последних секундах. Поэтому я редко это делал, а на ребят не обращал внимание. Это темперамент. Есть вратари, которые готовы бежать на другую половину поля и обниматься с игроком, который забил.
– Что творилось в раздевалке после победы?
– Не помню конкретно, но предполагаю, что у всех возникла мысль «Мы действительно можем выиграть Кубок». Мы после каждого матча водой обливались. И «Марсель», и «Вильярреал» тоже были командами серьезными.
– Когда вы изучали соперников, на кого больше обращали внимание?
– Я часто задавался этими вопросами. Чем больше ты фокусируешься на ком-то конкретном, ждёшь от них подвоха или опасности, так и происходит потом на футбольном поле. Когда мы проводим собрания перед игрой, и тренер говорит о сильных сторонах соперника, я стараюсь не концентрироваться на этом. Я просто понимаю, что нужно делать свое дело: руководить командой, быть готовым к матчу, не дать возможности сопернику забить, вступать правильно в игру, когда это нужно. Мысли материализуются. Если начинаешь много думать «Да, такие звезды, такие футболисты. Сейчас точно кто-то тебе забьет», то эти мысли – в сторону. Я учитываю сильные стороны каждого игрока: куда он убирает, перебрасывает ли при выходе один на один, как бьет пенальти, как играет головой, куда подается стандартное положение... Ты анализируешь общую картину, чтобы понять, где оказаться в конкретной ситуации.
– После победы над «Баварией» были повышенные премиальные от клуба?
– Мы тратили кассу на сотрудников клуба. Несколько раз в год мы еще доскидывались, делали премии от себя. Некоторые были недовольны, когда распределялся этот пул. Но позиция была и ответственная, и смешная. Собираешь штрафы, а когда начинаешь распределять, думаешь: «А нафиг мне это надо было?». А премиальные, которые нам платили, мотивировали команду на достижение результата.
Ну а Слава к своему пику подошёл все же в сезоне 11/12, когда Игорька по делу на лавку в сборной усадил и феноменально в лч себя показал