Noize MC выпустил клип про аварию в Чернобыле: там есть отсылка к матчу киевского «Динамо» и «Спартака»
82 тысячи болельщиков сразу после трагедии.
Трагедия на Чернобыльской АЭС произошла 34 года назад – 26 апреля 1986 года. В годовщину аварии Noize MC опубликовал клип на песню «26.04», который за пару дней набрал почти миллион просмотров на ютубе. «Посвящаем эту работу всем людям, жертвующим своими жизнями и здоровьем ради спасения других», — написал музыкант в инстаграме.
При этом исполнитель связал события тех дней с актуальными: «Помните, как начиналась пандемия коронавируса? Как снисходительно смотрели на «паникеров»; как упорно толпами ломились на шашлыки; как игнорировали итальянскую статистику; как все менее уверенно повторяли мантру «да от обычного гриппа каждый год умирает больше»? Так же, наверное, отмахивались от предвестников извержения и жители Помпеи 2000 лет назад».
По сути, весь второй куплет ровно об этом. Как ничего не подозревающие об опасности люди продолжают заниматься своими делами. Есть там и футбольный след:
Энергии навалом у нас тут: спасибо мирному атому
Махнем к твоим на Пасху, к моим – на Девятое
На этих выходных – картоха, на Первое – в лес
На наши планы целой эпохи хватит только в обрез
На наши планы сил и здоровья нужен целый вагон
Айда на мост бегом – оттуда, говорят, виден огонь
Там по грязному притоку в прекрасное далеко
Начинают путь дары четвертого энергоблока
Да все в порядке, в целом, с фоном радиационным
Уже вот-вот откроют новый парк аттракционов!
Пожар пожаром, но есть и поизысканней драма:
Кто кого – московский «Спартак» или киевское «Динамо»?
Скрипят колясками мамы, неспешно крутятся спицы
Некуда торопиться – впереди еще лет тридцать
Плутоний в Зоне превратится в америций
Время разложит очевидцев по онкобольницам.
***
27 апреля 1986 года в календаре советского футбола был большой день – дерби между киевским «Динамо» и «Спартаком», за которые играла основа сборной СССР. Несмотря на катастрофу, матч прошел по расписанию. Ничего не подозревающие 82 тысячи зрителей пришли на киевский стадион, который находился всего в 110 км от Припяти.
«К тому времени еще никто ничего не знал. Никаких объявлений, – говорил в интервью «Чемпионату» Вячеслав Колосков (в 1986-м он был начальником Управления футбола Спорткомитета СССР). – Общепризнанный факт – трагедию пытались скрыть. Соответственно, о переносе игр речи не шло. Этот вопрос вообще не поднимался. Ни звонков, ни обсуждений. Ни сразу после трагедии, ни потом. Хотя сейчас понятно, что в Киеве и Минске играть тогда было нельзя. Но передавали фон радиации: в Припяти он был один, в Киеве – другой».
Защитник киевского «Динамо» Владимир Бессонов вспоминал, что какое-то время никто из игроков не осознавал масштабы трагедии. Все стало ясно, когда на следующей неделе динамовцы поехали в Лион на финал Кубка Кубков (выиграли у «Атлетико» 3:0): «Авария произошла в конце апреля. Узнал о ней в автобусе после матча со «Спартаком». Лобановский рассказывал Пузачу: «На Чернобыльской станции взорвался реактор. Ничего страшного. Пожар потушили, два человека погибли». Никто подумать не мог, насколько там все серьезно. Подробности узнали через пару дней во Франции, куда прибыли на финал Кубка Кубков. Там по всем каналам крутили репортажи о Чернобыле. А от нас шарахались, как от прокаженных: «Да вы облучены!».
«Нас тогда во Франции чуть ли не с дозиметрами в аэропорту встречали, – рассказывал капитан «Динамо» Анатолий Демьяненко. – В СССР об аварии сначала ничего не говорили. А на Западе кричали в полный голос: «Европа в опасности!». И мы только там, посмотрев сюжеты по ТВ, поняли масштабы случившегося. Но у нас у всех в Киеве остались семьи, дети. Представьте наше состояние. Лобановский на установке перед игрой попросил: «Ребята, у нас такая трагедия, поэтому мы просто обязаны выиграть, чтобы в такое время дать нашим людям повод для радости».
«В матче со «Спартаком» я не участвовал – получил небольшую травму, элементарно не успел восстановиться к игре, – вспоминал Олег Блохин. – Зато уже в финале Кубка кубков вышел на поле и забил гол. Помню, в одной из французских газет написали, что «Динамо» выиграло Кубок кубков благодаря Чернобылю. Мол, мы наглотались радиации и стали бегать, как заведенные. Вся футбольная Европа гудела по этому поводу. В Киеве слухи о трагедии в Чернобыле поползли уже на следующий день после аварии. Сначала я не верил – думал, «утка». Семья оставалась в Киеве. По возвращении из Франции переговорил с генералом КГБ, жившим в моем доме. Он сказал, что в Чернобыле дело серьезное. Я сразу отправил семью в Миргород, к родственникам жены».
Защитник «Спартака» Александр Бубнов считает, что футболистам и зрителям повезло, что ветер дул не в сторону Киева: «Помню, перед матчем с «Динамо» нас почему-то поселили в другой отель. И я очень плохо спал. Возможно, из-за радиации. Утром – вялое состояние. И на стадионе, кажется, мы были довольно вялыми. Киев победил – 2:1. Повозили нас. Что еще было необычного? Очень сильный ветер. Никогда такого не было на стадионе в Киеве. Но нам повезло – он дул не от Чернобыля. А ночью, возможно, была другая радиационная ситуация».
В сезоне-1986 чемпионат СССР выиграло киевское «Динамо». Команда Лобановского на один балл обошла московское «Динамо» и на два – «Спартак». Форвард киевлян Игорь Беланов выиграл по итогам года «Золотой мяч».
Noize MC – 35! Представляем, какие явления нашего футбола идеально подходят под его треки
Просмотр данного клипа вызывает только негативные эмоции.
Или сериал про Чернобыль от HBO для тебя не жуткий? Ведь от того, что он жуткий, он не становится качественно плохим.
А почему бы вы мне не дали источником собственно предсмертную стенограмму кассет Легасова? Или любую из книг очевидцев аварии? Или просто историю реактора РБМК? Ну или в конце концов отчёт МАГАТЭ об аварии в редакции INSAG-7?
я последний певец демократии