Фабрегас был звездой «Арсенала», но недооцененным футболистом на уровне лиги
Каждый раз, когда мы задаемся вопросом о лучшем полузащитнике атакующего плана АПЛ середины нулёвых, или видим подобные опросы в социальных сетях, чаще всего мы встречаем два очевидных варианта - Френк Лэмпард и Стивен Джеррард. К ним иногда еще добавляется Пол Скоулз, как же без “Манчестер Юнайтед”.
Кандидатура Сеска Фабрегаса мелькает крайне редко, либо является такой себе неординарной альтернативой к вышеизложенным казуальным вариантам. И, конечно, на то есть причины, связанные с имиджем игрока, образом, сформировавшимся на протяжении карьеры, и, безусловно, достижениями.
Сопоставив эти критерии с Сеском и двумя другими вышеизложенными игроками, можно легко сделать умозаключение, что испанец проигрывает по каждому пункту.
Здесь, разве что старт карьеры Фабрегаса можно сравнить с Джеррардом, включая определенные нюансы. Испанец был воспитанником звездной Ла Масии, а Стиви Джи с 8 лет находился в академии “Ливерпуля”, за который дебютировал в 18-летнем возрасте. Дальнейшие детали карьеры Сеска и повлияли на тот застоявшийся образ в сознании некогда фанатов и почитателей таланта испанца.
Проведя 8 лет в составе “Арсенала” и не добившись тех вершин, которые были достойны его таланта, он решил вернуться в “Барселону”. Этот переход, а в особенности следующий, крайне разозлил фанатов лондонского клуба. Последние, единственным утешением которых является былое величие, назвали это “предательством”.
Такой образ никак не может соперничать с идеальными образами легенд своих клубов, которые есть у Джеррарда и Лэмпарда. Кроме внешнего имиджа эти игроки имеют за своей спиной громкие победы на европейской арене. Подобное сочетание игровых качеств и репутации всегда будет ставить этих игроков на самые высокие места в сердцах болельщиков. Это то, чего никогда не будет у Сеска.
Наличию такого резюме очень трудно что-либо противопоставить. Даже тезис о том, что судить нужно по качеству игры, здесь рискует потерять свою власть. Но попробовать всё-таки стоит. Вдруг именно этот тезис поможет заново взглянуть на Сеска Фабрегаса. Поможет понять, что он был не хуже их, но и не побоясь этого сказать, даже лучше.
Данные за последние два сезона Сеска в “Арсенала” в сравнении с двумя легендарными полузащитниками лиги могут помочь взглянуть на общую картину с новой стороны и самому сделать выводы. Более ранних данных в общем доступе нет, но стоит упомянуть, что на то время (сезон 2008/09) пришелся лучший по результативности сезон Стивена Джеррарда в карьере (16+9).
А вот лучший сезон Лэмпарда совпал со временем, когда к данным статистики стали относиться более серьезно и с его цифрами вы можете ознакомиться выше. Неудивительно, что именно под руководством лучшего учителя “химии” в современном футболе Фрэнк Лэмпард и показал ярчайшую игру в своей карьере по индивидуальным показателям. В том сезоне “Челси” Карло Анчелотти в упорной борьбе с “Манчестер Юнайтед” сумел взять титул, а Дрогба и Лэмпард стали лучшим бомбардиром и ассистеном лиги соответственно.
Возвращаясь к анализу выступлений испанца в Английской Премьер-лиге, будет уместно сказать, что порой лишь цифры и статистические данные могут заставить переосмыслить выступление того или иного футболиста. А для полного закрепления материала, и в качестве еще одних аргументов, предлагаю ознакомиться с видением журналиста The Telegraph Джей Джей Булла. Он использовал данные Opta, инвертировал их в радары, и сравнил Сеска с лучшими представителями полузащиты того времени. И вот, что из этого вышло.
Как звезда “Арсенала” нулевых, Сеск Фабрегас, конечно же, не был недооцененным во время его первого пребывания в Англии. Тем не менее, существует большая вероятность того, что мы не смогли понять в полной мере, насколько он был хорош.
Данные Opta говорят о том, что начиная с сезона 2008/09 Сеск был не просто лучшим игроком “Арсенала”, но и тем, кто с поражающей эффективностью тащил команду вперед.
С августа 2008 года только Давид Сильва отдал больше результативных передач, чем Сеск Фабрегас - 90 за 301 игру. Результат Сеска - 73 ассиста за 212 проведенные игры, включая период игры за “Челси”.
Из игроков, участвовавших в более чем 200 матчах в рамках Английской Премьер-лиги, только Руни, Азар и Сильва создали больше шансов с игры, чем Сеск.
Если бы не травмы, которые заставляли его пропускать длительные отрезки каждого из трех сезонов, начиная с 2008/2009, то Сеск был бы абсолютным топом по показателям “созданные шансы” и “успешные передачи в штрафную площадь соперника”.
Сезон 2008/2009
Статистика Фабрегаса ставит его на первое место в категориях “паса” и “видения поля” за каждый сезон, за который доступны игровые данные (с 2008 года).
В сравнении с Джеррардом в глаза бросаются сразу два атрибута - “атака” и “защита”. Эти показатели взаимосвязанны и упираются в различие игровых позициях на поле. Стивен Джеррард играл в супер-атакующей позиции, чем объясняется его превосходство в данном показателе. Фабрегас же, напротив, созидал, как один из тройки полузащитников, и был вовлечен во все стадии игры. Другими словами, выполнял роль глубинного плеймейкера.
Поэтому картина на радаре выглядит вполне логичным образом. Более низкая позиция на поле в сравнении с Джеррардом не только повлияла на индивидуальные показатели в атаке, но и сделала Сеска более целостным полузащитником, работающим на команду.
В среднем за 90 минут испанец делал 2.64 отбора, Джеррард - 1.74. Подобные цифры позволяли даже опережать опорных полузащитников, вроде Маруана Феллаини и Даррена Флетчера. К отборам добавляются перехваты, где Сеск тоже был впереди: Джеррард - 0.68 в среднем за матч, Флетчер - 1.04, Сеск - 1.27.
Сезон 2009/2010
Лэмпард, как и Джеррард, был полузащитником, заточенным на атаку, и имел фундаменальное значение для своей команды в чемпионский для нее сезон 2009/2010. Но если говорить о Сеске в том сезоне, то он был для “Арсенала” всем и даже больше. Он был вовлечен абсолютно во всё, что делали “канониры” на футбольном поле: испанец отбирал, перехватывал мяч, играл в стеночку, отдавал передачи на любые дистанции, отвечал за продвижение мяча вперед.
Категория “дриблинг” включает в себя не только количество успешных обводок, здесь используется более обширное значение. Она включает в себя подхват мяча и подальшее его продвижение, а также сохранение мяча при попытке соперника его отобрать.
Сложность заключалась в том, что Сеск стал настолько важной фигурой в команде, что во время своего отсутствия из-за мелких травм, как это достаточно часто случалось, команда показывала футбол совсем иного уровня. Уровень этот был заметно ниже, и это сильно сказывалось на результатах “Арсенала”.
Сезон 2010/2011
Фабрегас диктовал игру, контролировал ее темп и выступал главным плеймейкером “Арсенала”. Похожие функцие выполнял Лука Модрич в “Тоттенхэме” в сезоне 2010/2011. Благодаря хорватскому игроку, полузащита “шпор” смогла мощно прибавить. Модрич привнес креативной составляющей и добавил команде нужного движения.
В том сезоне Сеск действовал в схожей позиции, но его показатели превосходили оппонента
Игровые показатели демонстрируют развитие испанца как игрока. Вышеизложенное наглядно показывает постепенное превращение из игрока-одиночки в более командного футболиста.
Как играл тот “Арсенал”
К сезону 2010/2011 Арсен Венгер постепенно начал отходить от традиционных 4-3-3 к 4-2-3-1. Изменения схемы никак не отразились на характерном стиле игры “Арсенала”. Филигранная игра в пас и структура прессинга остались прежними. Команда всё также подавляюще доминировала на поле, сохраняла владение, и терпеливо выискивала места для взлома обороны соперника. Пожалуй, единственным реальным изменением стал личный состав команды.
Сеск переместился на позицию 10-ки, получил больше свободы перемещения и еще больше влияния на игру. Одной из главных задач испанца была постоянная поддержка и связь с Робином Ван Перси, который в той кампании забил 18 голов в 25 матчах. “Арсенал”, видимо для разнообразия, закончил сезон на 4-м месте, выиграв лишь раз в последних 6 турах и позволив обогнать себя “Челси” и “Манчестер Сити”.
Всё это сводится к извечной проблеме “канониров” с травмами ключевых игроков. Фабрегас и Ван Перси пропустили по трети сезона каждый. Остается лишь предполагать и гадать, чего бы смогла добиться команда, будь их лидеры на поле в трудные моменты.
Стержень полузащиты, состоящий из Сонга и Уилшера, не обеспечивал достаточной разрушительной мощи и нужной прочности, чтобы прикрывать центр защиты, которому и без того не хватало класса. Края атаки в лице Тео Уолкотта и Андрея Аршавина не показывали ожидаемого от них уровня игры. Временами они демонстрировали класс, но, к сожалению, это было редко.
Такой посредственный уровень и подстегнул испанца задуматься о возвращении в Барселону.
В недавнем интервью Сеск выразил мнение о том, что Венгер должен был проявлять больше жесткости по отношению к игрокам, хотя бы время от времени. Он сожалел о том, что тренировочный процесс потерял ту интенсивность, которая была присуща тренировкам “Арсенала” во времена Патрика Виейра.
Фабрегас, как капитан “канониров”, отличался от своих предшественников. Без таких личностей, как Вильям Галлас, Тьерри Анри, Жилберто Силва и Патрик Виейра, которые с радостью летели в отбор во время тренировочных игр, душа “Арсенала” размякла. Техническая составляющая всегда оставалась на высоком уровне, но игроки, которые являлись опорой и позволяли таким игрокам, как Фабрегас и Ван Перси, процветать, ушли в прошлое…
Сеск взвалил на себя груз ответственности и ожиданий в то время, когда он должен был отвечать за процветание магии футбола Венгера, а не быть дерижером и оркестром в одночасье.
Лучшие команды, как правило, имеют футболистов с игровыми качествами, которые естественным образом дополняют своих партнеров на поле. В то время “канониры” имели Джека Уилшера, который был недоразвитой версией Фабрегаса, и Сонга, который хоть и вкладывался в оборонительные действия, но не обладал грозной силой и более грязными лидерскими качествами, если хотите, присущих лучшим опорникам того времени.
Сеск Фабрегас был тем, кто пытался вывозить все обязанности центра команды. Он делал работу двух полузащитников, контролировал темп игры и постоянно создавал шансы своим партнерам. Успешное выступление в “Челси” не было случайным, а лишь подчеркивает выдающийся талант испанца, который не потерял в качестве своей игры после того, как пришлось приспосабливаться к новому строю игры.
Этот успех также объясняется наличием в “Челси” приличного опорного полузащитника, который позволял Сеску иметь больше свободы в атакующих действиях. Сначала таким партнером был Неманья Матич, а затем малыш Канте. Подобный пример подводит к вопросу с привкусом горечи: “Насколько ярче смог бы засиять испанец, будь у него свой Патрик Виейра на поле?”.
Фабрегас, безусловно, один из самых талантливых и технически одаренных футболистов, игравших за “Арсенал”, но для этой некогда великой команды он был обречен стать символом начала упадка. Арсену Венгеру нужно было заменить легенд великого прошлого и сотворить новую команду по своему образу. А Фабрегас должен был стать центральной фигурой нового проекта, выстроенного по “барселонскому” подобию.
Откинув все трудности того “Арсенала”, нет сомнений в том, что мсье Венгер сумел бы собрать великую команду. К сожалению, как и в любом сослагательном наклонении, есть свои “но”. Строительство нового стадиона сильно ударило по финансам клуба, Арсен Венгер все реже стал точечно попадать в трансферы молодых талантов.
“Арсенал” сначала застрял в периоде стагнации, а затем взял курс к регрессу.
Тот грандиозный проект мог легко запомнится, как шедевр. Но вместо этого, “Арсенал” часто испытывал неудачу в самые важные моменты, боролся с постоянными травмами ключевых игроков, так и не сумев добиться важных побед на европейской и внутренней арене. В поиске признания и успеха Сеск уехал на свою духовную родину.
Философия Венгера продолжала свой путь на полях Великобритании. Футбольный театр “Арсенала” был уникальным местом, придя в которое, вы получали 100% удовольствия.
Но эта уникальная радость была частью всем известной иронии - лучшая команда не всегда выигрывает, а лучшие игроки не всегда выступают за лучшую команду.