Шпаргалка для Леманна и драка после серии пенальти. Реконструкция ЧМ-2006. 1/4 финала. Германия — Аргентина
30 июня, Берлин. Германия 1:1 Аргентина (4:2 по пенальти)
Голы: Клозе (80) — Айяла (49)
Германия: Леманн, Фридрих, Мертезакер, Метцельдер, Лам, Швайнштайгер (Боровски, 74), Баллак, Фрингс, Шнайдер (Одонкор, 62), Подольски, Клозе (Нойвилль, 86)
Аргентина: Аббондансьери (Л. Франко, 71), Колоччини, Айяла, Хайнце, Сорин, Маскерано, Рикельме (Камбьяссо, 72), Гонсалес, Родригес, Креспо (Крус, 79), Тевес
Удаление: Куфре (120, уже после матча за буйный нрав)
Перед матчем с Германией журналисты спросили Карлоса Тевеса — а что делать, если вдруг будет серия пенальти. Тевес ответил: «Я буду целиться в голову Леманна. Либо снесу ее, либо мяч влетит в сетку». Ему напомнили, что весной Леманн взял пенальти от Рикельме в полуфинале Лиге Чемпионов, однако Тевес выдал еще один панч: «Тогда я приставлю ему пистолет к виску».
В общем, настрой у аргентинцев на матч с Германией после изматывающего поединка с Мексикой был более чем боевой. Немцы готовились в спокойном режиме — все основные игроки были в строю, так что Клинсманн выставил то же сочетание, которое укатало в 1/8 шведов в газон. Пекерман сделал несколько изменений в старте — Колоччини вышел вместо Скалони, Камбьяссо неожиданно в центре поля заменил Лучо Гонсалес, а партнером Креспо в атаке стал уже упомянутый выше Тевес.
Аргентинцы еще в матче с Мексикой по ходу игры отошли от расположения с тремя центральными защитниками — на групповом этапе Сорин и Родригес чаще выполняли роли латералей. Здесь Родригес был уже в чистой роли крайнего хавбека, а по флангам обороны у Аргентины действовали Колоччини и Сорин.
Одной из главных задач аргентинцев было разрушение выстроенной позиционной игры сборной Германии — в момент потери мяча Креспо оставался на одной линии с центральными защитниками и сразу же вступал в отбор. Вот первая такая ситуация — Подольски по привычке отдает пас в первую линию, однако Креспо уже готов сыграть на перехвате.
Сначала мне показалось, что это абсолютно случайный эпизод — однако Креспо с Тевесом и дальше оставались рядом с Метцельдером и Мертезакером. Немцы в других матчах часто задействовали в позиционных атаках своих центральных защитников, но у Аргентины сразу же нашелся простой прием для противодействия. В матче 1/8 Ларссон и Ибрагимович играли в отборе не так смело и отходили назад.
Расположение аргентинцев было крайне неудобным для немцев — очевидный перевес в центре поля (Баллак и Фрингс против треугольника Рикельме-Гонсалес-Маскерано) привел к тому, что у немцев элементарно не держался мяч. Однако первый момент все-таки создала сборная Германии, когда под передачу Шнайдера из глубины открылся Баллак, но пробил головой мимо ворот.
Еще одним из инструментов Пекермана был высокий и интенсивный прессинг — один только Тевес записал на свой счет несколько успешных отборов на разных участках поля. У немцев совсем не клеилась позиционная игра, фланговые защитники Лам и Фридрих были сосредоточены исключительно на обороне. Однако и Аргентина бегала тоже без моментов, несмотря на ощутимое преимущество.
Немцы упустили инициативу, но с предельной самоотдачей работали в обороне — Фрингс играл персонально по Рикельме, а Метцельдер и Мертезакер уверенно ставили последний заслон. Единственный момент в намеком на опасность возник только тогда, когда Шнайдер и Фридрих проспали рывок Сорина в свободную зону. Однако Леманн отделался лишь легким испугом — удар прошел мимо створа.
Сразу после перерыва аргентинцы забили — со стандарта во втором матче подряд. Рикельме навесил в центр, а Клозе проиграл борьбу Айяле, который расстрелял ворота Леманна. Тут стоит обратить внимание на то, что немецкие ЦЗ даже не были в центре событий — Мертезакер контролировал рывок Колоччини (рывок так и не состоялся), а Метцельдер играл по Креспо. В итоге, под раздачу попал Клозе. Плюс не совсем понятно, кого накрывал Баллак (который лихо увернулся от передачи).
До забитого гола преимущество аргентинцев по владению мячом было практически подавляющим (64% против 36%), немцы при 0:1 предсказуемо этот показатель стали выравнивать — Швайнштайгер в позиционных атаках чаще смещался в центр, а Клинсманн выпустил вместо Шнайдера реактивного Одонкора. Вингер «Боруссии», кстати, и заработал угловой, при розыгрыше которого травму получил Аббондансьери — удар коленом от Клозе был таким сильным, что на 71-й минуте голкипер «Бока Хуниорс» попросил замену и покинул поле на носилках. Его место занял Лео Франко.
После этого Пекерман провел еще две замены — снял с игры Креспо и Рикельме и выпустил Камбьяссо и Круса. Решение по такой игре было слишком консервативным — многие отмечали, что вместо Креспо можно было бы выпустить и молодого Месси. Однако Пекерман, видимо, надеялся засушить игру. Это сыграл с аргентинцами злую шутку. Немцы перешли к плотным атакам, а выход Боровски вместо Швайнштайгера стал ключевым — именно его подключение привело в замешательство аргентинскую оборону. Баллак навесил с правого фланга, Боровски свободно скинул мяч на Клозе, Хайнце заснул, как обычно — Германия сравняла. Даже Камбьяссо не помог.
Но до овертайма был еще один очень интересный момент — на 89-й минуте Макси Родригес ворвался в штрафную, а Лам откровенно лупанул его по ногам. Однако Любош Михел не зафиксировал нарушение правил и, более того, показал Родригесу желтую за симуляцию. Уровень судейства в некоторых матчах на ЧМ-2006 оставлял желать лучшего. Абсолютно судьбоносный эпизод для сборной Аргентины — пенальти был чистый.
В дополнительное время игра обошлась без опасных моментов — Пекерман, убрав с поля Рикельме, лишил свою команду главного распасовщика, а Германия тщетно искала возможности в позиционных атаках.
Психологическая война Йенса Леманна
Перед серией пенальти к Леманну подошел Оливер Кан и лично пожелал своему главному конкуренту удачи. А чуть позже подошел и тренер вратарей сборной Германии, сам в прошлом годный голкипер, Андреас Кепке и передал Леманну клочок бумаги. Это была та самая шпаргалка с разбором того, как бьют одиннадцатиметровые игроки сборной Аргентины (направление удара - от вратаря, чтобы знал куда прыгать). Вот ее содержание:
Рикельме — в левый верхний угол
Креспо — если длинный разбег, то удар вправо. Если короткий разбег, то удар влево
Хайнце — несильно влево
Айяла — длинный разбег, долгая пауза перед ударом, вправо
Месси — влево
Аймар — долгая пауза перед ударом. Влево
Родригес — влево
В своей автобиографии Леманн так описывает эту историю: «Едва увидев бумажку, я сказал Кепке: что ты там накалякал, ни один нормальный человек не прочтет! Ну да ладно, во время серии кое-как разобрал его корявый почерк. Смотрю: у мяча Айяла. Читаю - правый угол от вратаря. И что мне делать? Слепо верить написанному? Не знаю почему, но я прыгнул влево. Мяч оказался у меня в руках. Наверное, интуиция».
Сэйв Леманна вывел Германию вперед в серии пенальти — Нойвилль и Баллак пробили Лео Франко, а выстрел Круса был неберущимся, хотя Леманн тоже угадал направление удара. Айяла пробил слабо и низом — голкипер «Арсенала» спокойно взял мяч.
Далее свою пушку разрядил Лукас Подольски — Лео Франко снова не спас, однако Макси Родригес оставил Аргентину в игре (хотя Леманн и здесь угадал направление удара). Следующим бил Боровски — еще один безукоризненный удар. А затем к мячу подошел Камбьяссо. Снова предоставим слово Леманну:
— После удара Айялы я уже не воспринимал кепкинскую писульку всерьез. Впрочем, когда к мячу подошел Камбьяссо, я все-таки в нее взглянул… и вообще не нашел такой фамилии! В долю секунды вспоминаю: матч с «Интером», Камбьяссо бьет со штрафного в правый от себя угол. Я еще раз шепотом произношу его фамилию и прыгаю туда же. Есть! Мы идем дальше!
Перед ударом Леманн демонстративно вытащил из гетры помятую записку и долго ее изучал. Возможно, это как-то смутило Камбьяссо, игрока с неплохим ударом. И самое интересное, что фамилии Камбьяссо действительно не было в списке. Мяч полетел на удобной высоте, Леманн угадал и вывел сборную Германии в полуфинал.
Кстати, легендарная шпаргалка была продана на благотворительном аукционе за миллион евро. Хотя, как выяснилось, она совершенно не помогла Леманну. Но оказала мощнейший психологический эффект — все начали верить, что немецкие аналитики просчитывают все наперед. Заметно этой легенде помог сам Леманн, угадавший, повторюсь, направления всех четырех ударов.
Но и это был не конец. У аргентинцев так бомбануло, что после серии пенальти они спровоцировали драку — сидевшего в запасе Куфре судья Михел удалил с поля уже после потасовки. По слухам, аргентинцев спровоцировал жест Боровски после забитого пенальти — приставленный к губам указательный палец (ну как Аршавин голы праздновал), потом на словах закусились Колоччини с Нойвиллем. В итоге, FIFA, чтобы хоть кого-то наказать из числа немцев (на Аргентину уже было пофиг), сделала крайним Фрингса, который просто защищался от ударов. Ему впаяли дисквалификацию на матч с Италией.
Аргентина контролировала большую часть матча, вышла вперед, но Пекерман своими консервативными заменами сломал игру. В серии пенальти немцев вообще исторически мало кто может переиграть — тут эффект был усилен еще и удачной игрой Леманна в сочетании с психологическими трюками. Аргентинцы, осознав свой провал, на эмоциях устроили побоище. Но итог остался неизменным — одна из самых играющих команд мундиаля бесславно покинула турнир. Нервы у немцев оказались покрепче.