10 мин.

Колбаски, Гагарин и рок-н-ролл. Чем живёт «швейцарский «Санкт-Паули»»

На стадионе «Шютценвизе» в Винтертуре, что на полпути из Цюриха в Шаффхаузен, царит особая атмосфера. Даже учитывая, что обстановка и настроение на футбольных стадионах Швейцарии в принципе очень разнятся от кантона к кантону, Винтертур и среди этого многообразия стоит особняком. Старенький и непримечательный с виду «Шютценвизе» в дни матчей преображается и начинает кипеть жизнью, представая одним из самых самобытных и уютных стадионов не только Швейцарии, но и, пожалуй, всей Европы. Попадая на домашнюю арену «Винтертура», оказываешься в совершенно особом футбольном мирке: сразу же бросается в глаза знаменитое табло, где счёт матча показывается с помощью табличек, которые до сих пор сменяют вручную. Большая часть трибун – стоячие. 

schuetzi

На «Шютци», как его ласково зовут местные болельщики, рады всем и каждому: на фанатской трибуне, Биркурве (пивная трибуна), названной так когда-то бывшим игроком «Винтертура» Ренато Бруньоли, можно встретить совершенно разномастную публику. Здесь собираются панки, эмо, хип-хоперы, рокабильщики и просто обычные фанаты, и все они очень гармонично сосуществуют и вместе поддерживают команду. Для самых юных болельщиков оборудована отдельная трибуна Сиропкурве – на неё за символические 20 франков за сезон можно даже приобрести абонемент, в который входит, помимо входа на трибуну, шарф, регулярный выпуск специальной детской программки и, конечно же, бесплатный сироп в баре. На детской трибуне даже есть барабаны, в которые можно постучать, а вместо фастфуда свежие фрукты.

Из напитков для взрослых на стадионе есть и традиционное пиво, и глинтвейн, чтобы не замёрзнуть в холодное время года. На матче против «Лозанны», с которой у «Винти» очень тёплые отношения вплоть до перекрикивания между фанатскими трибунами и флагов друг друга на секторах, специально для особенных гостей предлагалось белое вино. К тому же, над главной трибуной расположен уютный «Либеро-бар», где можно выпить и чего покрепче, а после матчей ещё и послушать живую музыку.

Выбору еды тоже могут позавидовать многие стадионы Европы. Здесь и пицца, и шаурма, которой, говорят, любил перекусить Мануэль Аканджи, когда заглядывал на матчи женской команды, за которую до недавнего времени играла его сестра, и вегетарианская еда, и, конечно же, традиционные колбаски и картошка. На колбасках стоит остановиться отдельно. Многие швейцарские стадионы предлагают болельщикам полакомиться разного рода обжаренными на гриле сосисками, и каждый, несомненно, гордится своими местными, а например, санкт-галлленцы считают свои колбаски лучшими во всей Швейцарии (и принципиально едят их без горчицы). Но даже они не идут ни в какое сравнение с «Винтивурст» – горячими, жирными, сочными и в меру острыми. И если есть что-то, что непременно стоит продегустировать из разнообразия снеди, предлагаемой многочисленными киосками, расположенными на территории стадиона, то именно их.

wurst

Впрочем, как бы ни было интересно рассказывать про гастрономическое многообразие «Шютценвизе», одной едой его уникальность вовсе не ограничивается. Клуб позиционирует себя как максимально открытый и дружественный ко всем слоям общества и выступает “за всё хорошее и против всего плохого”, поддерживая ЛГБТ-сообщество, заботясь об экологии и борясь против расизма и разного рода дискриминации.

История клуба уходит своими корнями в 1896 год, когда студенты местного техникума основали футбольный клуб «Эксельсиор». В декабре того же года, впрочем, название сменили на ФК «Винтертур». Позже, в процессе слияния с другими командами, имя ещё несколько раз менялось, но в итоге к 1946 году вернулись к названию «Винтертур».

В первой четверти 20 века «Винтертур» завоевал три чемпионских титула, и на этом большие успехи для клуба закончились. До самого начала 21 века «Винти» болтался между регионалками и второй лигой, иногда даже выползая и в высший дивизион, дважды выходил в финал кубка и дважды в финал кубка лиги, но пополнить клубный музей новыми трофеями так и не удалось.

В 2001 году «Винтертур» играл в Национальлиге Б (на тот момент второй дивизион, фактически предшественник Челленджа) и собирал на домашние игры не больше пятисот зрителей. Местное правительство даже начало задумываться о том, чтобы вместо стадиона, расположенного в центре города в пятистах метрах от вокзала, построить жилой комплекс. Помешал Ханнес Келлер, который занял пост президента и сразу же выкупил долг клуба в размере 2,5 миллионов франков, а также обязался покрывать дефицит клубного бюджета, который в некоторые сезоны достигал 1,5 миллионов. Именно благодаря Келлеру и энтузиасту Андреасу Мёзли клуб получил необходимый импульс для того, чтобы начать своё преображение.

Сезон, когда Келлер вступил в должность президента, клуб из-за старых долгов начинал с минус восьми очков, а для того, чтобы закрыть часть долга, фанаты самостоятельно собрали 15 тысяч франков. Именно это впечатлило Келлера и окончательно убедило вложиться в команду и помочь ей удержаться на плаву.

Звёзд с неба клуб, конечно, не хватает, но остаётся крепким и боевитым середнячком, серьёзно на повышение в классе не претендующим, но умеющим подпортить кровь даже более успешным и более финансово стабильным оппонентам. Зато «Винтертур» стал настоящей кузницей игроков для сборной: многие из нынешних звёзд Нати, такие, как Мануэль Аканджи, Ремо Фройлер, Адмир Мехмеди и Пайтим Касами, делали свои первые шаги в профессиональной карьере именно в красно-белой футболке «Винтертура».

Впрочем, любят куда менее успешный, чем соседи по кантону, «Винтертур» не за успехи и титулы, а за атмосферу и тесную взаимосвязь с фанатами. И конечно же, немалую роль в этом играет некая «контркультурная» ориентация и противопоставление скромного и приближённого к людям «Винти» всё больше набирающей обороты коммерциализации футбола. В начале правления Келлера совместно с болельщиками был выбран социальный курс клуба, которого «Винтертур» придерживается и по сей день. Концепт заключается в том, что футбол должен быть доступен для всех: бедных, богатых, для людей разного цвета кожи, разной религии и разных культур. Такой отчасти «левацкий» имидж стал привлекать внимание к клубу, и вот уже даже на товарняки против команд седьмого дивизиона стало приходить до нескольких тысяч человек.

Сыграла свою роль и дружба с «Санкт-Паули». Началось всё в 2008 году, когда гамбургский клуб приезжал в Винтертур на турнир. Тогда болельщики «Паули» и «Винти» стояли вместе на одной трибуне, а некоторые из гамбургских фанатов ночевали прямо на «Шютценвизе», на установленных для них в раздевалках кроватях. После этого болельщики «Санкт-Паули» пригласили ребят с Биркурве, с которыми успели скорешиться, в Гамбург на фанатский турнир, и с тех пор между ними завязалась пусть и неофициальная, но крепкая дружба. Время от времени клубы играют между собой товарищеские матчи, на которые, естественно, набивается полный стадион.

 

flag

«Винтертур» старается быть максимально продвинутым в вопросе экологии. На крыше трибуны были установлены солнечные батареи, которые вырабатывают энергию для стадиона, а излишки поставляются в близлежащие кварталы. Напитки на стадионе, как у многих больших клубов, разливают в дизайнерские стаканы из перерабатываемого пластика. За них взимается депозит в 2 франка, который после возврата стакана можно получить назад. Также стаканы можно выбросить в специальный контейнер, чтобы собранные деньги отправились на благотворительность. Большая часть ассортимента фаншопа – тоже очень экологичная: например, все футболки изготавливаются из экологически чистых материалов, некоторые – и вовсе из переработанного текстиля. Плюшевый символ клуба – лев – произведён совместно с WWF, и часть денег с его продажи, соответственно, идёт в фонд дикой природы.

Культуре и искусству в клубе тоже уделяют много внимания. «Винтертур» сотрудничает с городским музеем изобразительного искусства, а прямо позади «Биркурве», расположен «Салон Эрика» – небольшой просекко-бар и одновременно галерея, где постоянно выставляются работы местных художников и фотографов. Небольшой контейнер, на крыше которого гордо возвышается фигура космонавта, прозванного Юрием Гагариным, – место совершенно удивительное. Две стены выкрашены в красный, и на них в художественном беспорядке размещён с виду совершеннейший хлам родом откуда-то из семидесятых-восьмидесятых вперемешку со старыми любительскими фотографиями. Общее у всех этих объектов одно: они в той или иной степени связаны с футболом и клубом. Третья стена белая, и отведена она под сменяющиеся время от времени экспозиции работ местных художников, для некоторых из которых это хороший шанс заявить о себе.

gagarin

Идея создания такой мини-галереи возникла в 2004 году и принадлежит братьям Филиппу и Михелю Халлерам, давним фанатам «Винтертура», и их приятельнице, художнице и иллюстратору Балу Визманн, которые хотели предоставить художникам площадку, где они могли бы во время домашних игр «Винти» продемонстрировать публике свои работы, и где посетители могли бы выпить вместо привычного пива бокал просекко. Деньги с продажи напитков должны были отправиться частично художникам, частично – в казну клуба, поэтому, учитывая на тот момент не очень радостную финансовую обстановку, руководство «Винтертура» дало добро – и «Салон Эрика» открыл свои двери.

Салон, впрочем, работает не только как галерея. Иногда здесь сидит парикмахер, который готов бесплатно выкрасить волосы желающих в цвета клуба. Кроме того, здесь время от времени проходят различные лекции. Тут же выбирают «фаната месяца», а ещё принимают ставки на результаты игр, и все вырученные с них деньги перечисляют на различные благотворительные нужды, в том числе курсы немецкого для игроков, говорящих на других языках, или, например, футбольную школу при местном женском приюте. Даже оставшемуся не у дел после завершения карьеры бывшему вратарю «Винтертура» Эриху Хюрцелеру за счёт собранных средств помогли приобрести палатку, где он начал продавать во время матчей колбаски-гриль. 

Афиши домашних матчей «Винтертура» – тоже один из примеров того, как футбол может объединяться с искусством. Уже много лет графикой для клуба занимается иллюстратор Ян Заблонье. Его афиши и постеры, вдохновлённые ретро-плакатами и комиксами, тоже стали неотъемлемой частью образа клуба.

 

zablonier

Эти и ещё много других работ Заблонье можно посмотреть на странице художника: https://www.zablonier.com/ 

В большой степени такой образ клуба – заслуга Андреаса Мёзли, финансового директора, которого сильно вдохновил пример «Санкт-Паули». Именно Мёзли, на пару с вытащившим его прямо с Биркурве президентом Келлером, смог не только возродить находившийся на грани банкротства один из старейших клубов Швейцарии, но и превратил его в по-настоящему культовый.

Ханнес В. Келлер – человек в Винтертуре известный и уважаемый, хотя родился он в кантоне Санкт-Галлен, изучал физику в Техническом Университете Цюриха, а позже работал в США, в исследовательском центре в Миннеаполисе. Там в 1960 году он разработал интегрированную кремниевую измерительную ячейку. Эту технологию он в 1973 году привёз в Швейцарию, а год спустя основал в Винтертуре свою собственную компанию, занимающуюся технологиями в области измерения давления. Именно эта компания, Keller AG, стала впоследствии основным спонсором футбольного клуба «Винтертур» и остаётся им по сей день.

keller

Ханнес Келлер с игроками в 2012. Фото: Urs Jaudas

Андреас Мёзли же – человек совершенно иного характера и совсем другого поколения. Он, будучи настоящим бунтовщиком, является олицетворением нынешнего «Винтертура». В молодости Мёзли работал сначала на фабриках, позже – редактором в нескольких газетах, в том числе в Tages-Anzeiger, был волонтёром, участвовал в акциях в поддержку политзаключённых в 80-е и играл в панк-группах. И конечно же стоял на Биркурве как один из немногих преданных фанатов. После прихода Келлера он год работал в клубе бесплатно, делая всё возможное, чтобы «Винтертур» смог выжить, и только когда это удалось, занял должность финансового директора официально.

1

Андреас Мёзли. Фото: berneroberlaender.ch

 

На сегодняшний день клуб стал важной культурной составляющей шестого по численности населения города Швейцарии. В 2015 году на стадионе была построена новая трибуна стоимостью 10 миллионов франков. И 9 них выделило городское правительство, не так давно думавшее построить на месте «Шютци» что-нибудь более полезное.

В том же году Ханнес Келлер решил оставить пост президента и продать принадлежащую ему долю в активах клуба, однако, для него было принципиально, чтобы потенциальный покупатель был тесно связан с регионом, иначе, по его мнению, клуб потерял бы свой дух. Спустя несколько лет поисков и переговоров, сыновья Келлера, Тобиас и Майк, в конечном итоге решили отложить идею с продажей до лучших времён. С 2019 года пост президента занял Майк Келлер, а компания Keller AG по-прежнему остаётся главным спонсором клуба.

 

С использованием материаловfcwinterthur.ch, aargauerzeitung.chlandbote.chtagblatt.chtoponline.ch11freunde.despielfrei.at

За швейцарским футболом можно следить ещё в твиттере и вконтакте.