13 мин.

Италия – Нидерланды на Евро-2000: Тольдо тащил все, веря нумерологу, Тотти выдал паненку, а Де Бур два месяца приходил в себя

Sports.ru продолжает сериал «30 великих матчей, которые хочется пересмотреть». Список составил Вадим Лукомский, руководствуясь тремя критериями: важность, зрелищность и наследие конкретной игры.

Почти половину (точнее, 17) матчей не знать и не помнить невозможно, поэтому мы рассказали о них единым материалом.

Остальные 13 матчей мы вспоминаем отдельно. Вот новый эпизод.

В финале Евро-2000 Италии не хватило пары минут: Франция сравняла счет на 90-й, а в овертайме Давид Трезеге забил золотой гол. Франческо Тотти возмущался: «Все говорят, что в полуфинале с Нидерландами мы играли плохо. Но выиграли. Теперь все говорят, что в финале мы сыграли очень неплохо. Но проиграли. Может, лучше играть плохо?!»

Никакой логики в словах Тотти, конечно, нет – Италия прошла Нидерланды не потому, что играла плохо. В плане экшна и зрелищности тот матч стал одним из худших на турнире, но выдающаяся драматургия сделала его культовым.

Голландцы не видели в Италии угрозу. Игра подтвердила их преимущество

В четырех матчах перед полуфиналом Нидерланды забили 13 голов: 7 в группе с Францией (3:2), Чехией (1:0) Данией (3:0), 6 – в четвертьфинале с Югославией (6:1). Этот разгром окончательно убедил и без того воодушевленных болельщиков: команда Франка Райкарда может рассчитывать на победу в домашнем турнире.

«Амстердам Арена», на которой проходил полуфинал, пылала оранжевым – синие цвета терялись среди почти 50 тысяч фанов Голландии. Команда была настроена так же, как и трибуны. «Я возглавил сборную с одной целью – выиграть Евро», – заявлял Райкард. «Мы прибавляли с каждым матчем, болельщики невероятно нас поддерживали. Все были уверены, что мы сможем повторить успех сборной-1988, которая стала чемпионом Европы. Мы не считали Италию преградой на нашем пути к победе», – писал в книге центральный защитник Нидерландов Яп Стам.

У Дино Дзоффа, тренера Италии, было другое мнение: «Мы приехали на Евро мотивированные, уверенные в себе, в своих силах и своем таланте. Хотя, как обычно, пресса была против нас. Но я предпочитал оперировать фактами, а факты были такие – у нас была очень сильная сборная. Талантливая команда с несколькими бриллиантами в составе».

Вряд ли Дзофф считал одним из бриллиантов Франческо Тольдо – вратарь «Фиорентины» получил место в основе только из-за травмы Джанлуиджи Буффона. Скорее речь шла о полевых игроках. Накануне турнира тренер Италии на вопросы об игровой философии рассказывал, что для него в первую очередь важен баланс. В полуфинале в действиях итальянцев никакого баланса не было: вратарь и защита отработали блестяще, но на чужой половине поля не получалось ничего.

«Может ли кто-то вспомнить, когда в последний раз Италия была так плоха? – удивлялась The Guardian в текстовом онлайне после первого тайма. – Голландцы дожмут их. Это вопрос времени».

До перерыва Италия не нанесла ни одного удара, осталась в меньшинстве (к 35-й минуте Дзамбротта заработал две карточки, нарушая правила против Зендена), Бергкамп попал в штангу, а Тольдо потащил пенальти от Де Бура (Неста придержал за майку Клюйверта). «Мы были в полном порядке, – вспоминал Стам. – Абсолютно не переживали, что Италия может забить».

Во втором тайме ничего не поменялось: еще один пенальти от Нидерландов (Клюйверт попал в штангу, Юлиано сфолил на Давидсе), ноль остроты от Италии (первый удар в створ Дельвеккио нанес на 90-й минуте), тотальное преимущество команды Райкарда по владению (65% против 35%). Но счет 0:0 на табло «Амстердам Арены» провисел со стартового свистка до окончания дополнительного времени. «У меня начали закрадываться сомнения, – рассказывал Стам. – Италия играла ради серии пенальти с самого начала и добилась своего».

Итальянские болельщики освистывали Дзоффа: он оставил в запасе Тотти

Пение голландцев заглушало свист группы итальянских болельщиков, но Дино Дзофф знал: свистят в его сторону. «Я пошел на богохульство – не поставил Тотти в основу. Италия во время больших турниров превращается в огромный спортбар, и в тот момент этот бар вопил о скандале. Если бы мы проиграли, меня бы публично казнили».

Тотти вышел в старте в трех из четырех предыдущих матчей Италии на Евро (в третьем туре группового турнира против Швеции, который уже ничего не решал, играл Дель Пьеро). Франческо забил Бельгии и Румынии в четвертьфинале, медиа были в восторге, а Тотти уверен: с Нидерландами он будет в старте.

«Я был в отличной форме, – вспоминает он в книге «Капитан». – Не читал газеты и не знал, что Gazzetta все предугадала: они поставили в ориентировочный состав Дель Пьеро. За завтраком мне об этом говорили, но я не верил. Когда Дзофф озвучил свое решение, я оказался в нокауте. Сразу же написал пару сообщений друзьям с оскорблениями Дино. Меня переполняла ярость, тренер заметил это и пригласил поговорить один на один.

«Я представляю, что тебе плохо. Ты устал. Матч может быть долгим. Ты будешь нужен мне в конце (Тотти вышел на 81-й минуте вместо Фиоре – прим. Sports.ru). Так что ищи в этом хорошее», – сказал Дзофф.

Я устал? Пять дней назад я был лучшим на поле против Румынии! В третьем матче группы я не играл. Но я смолчал. Мог сказать, что понимаю, но не сделал этого. Как и не высказал подозрения о том, что спонсоры сборной попросили выпустить своего амбассадора. Других объяснений у меня не было. Мы играем на поле фаворита, а ты оставляешь в запасе игрока в лучшей форме? Где логика? Перед матчем я вел себя как дерьмо. Остановился перед выходом на поле прямо у камеры, начал показательно поправлять прическу, давая понять, что не играю. Тифози начали освистывать Дзоффа».

Позже Тотти извинился перед тренером и перед Дель Пьеро. «Он провел потрясающий матч, – говорил Франческо. – После удаления Дзамбротты Дзофф отправил его на правый фланг. Если бы я был на месте Але, меня бы быстро заменили – я бы не справился с таким объемом работы».

Дзофф так рассказывал о своем выборе: «Я хотел дать шанс Дель Пьеро. Он был очень мотивирован, я был уверен, что он проведет выдающийся матч. Так и случилось. Играл по всему флангу, делал исключительно точные и умные пасы, помогая нам обороняться. Голландцы не могли прорваться по центру и давили на фланги. Мальдини съел Овермарса. На другом фланге работали все, потому что на 34-й минуте Дзамбротту удалили.

Удаление помогло нам. Оно заставило нас реагировать. Нас было не остановить. Футболисты – отождествление всего народа. Мы, итальянцы, как раз такие – показываем характер, когда этого никто не ждет. Либо мы побеждаем, либо все заканчивается провалом – и мы пытаемся скинуть вину на кого-то, ищем козла отпущения, ноем и жалуемся.

Можно было сразу понять, чем все закончится. Голландии не повезло. Один из худших моментов в футболе – когда вратарь команды-соперника берет все. Де Бур пробил классно. Но это был день Тольдо. Он решил не пропускать. Отбил пенальти и отбил все остальные удары».

Нумеролог предсказал Тольдо, что тот станет героем Евро

Слово герою финала – Франческо Тольдо:

«В конце 1999-го я ужинал с женой, друзьями и знакомыми. Тогда я познакомился с Альберто. Он рассказал, что занимается нумерологией, я очень заинтересовался. Мы быстро нашли общий язык.

Анализируя мою дату рождения и другие цифры, он пришел к выводу: «В 2000-м ты добьешься успеха. Сыграешь на чемпионате Европы основным. Нумерология не врет».

Я скептически отнесся к его предсказанию. Мы решили поспорить на кофе. Он настаивал, что я проведу великолепный турнир – не только буду основным, но и стану героем. Я в это абсолютно не верил. Когда мы созванивались, я говорил ему: «Альберто, играть будет Буффон. Готовься приехать во Флоренцию и угостить меня кофе».

А он уверенно отвечал: «Думай что хочешь, но придется тебе приехать в Кастельфранко Венето и угостить меня».

Наступил май, время оглашения заявок на Евро. Дзофф дал первый номер Буффону, я получил 12-й. Уверенный, что выиграл спор, снова набрал Альберто: «Жду тебя во Флоренции».

Ответ: «Не спеши. Сейчас май, а чемпионат Европы – в июне».

Шутя, я послал его подальше, думая, что он просто ищет оправдания.

В начале июня в товарищеском матче с Норвегией Буффон получил травму. Я позвонил Альберто, чтобы рассказать о случившемся: «Ты начинаешь меня пугать. Завтра я приеду и куплю тебе кофе».

Через несколько дней зазвонил телефон: «Слушай, все только начинается. Будет день, когда все будут говорить о тебе. Я не шучу. Позвоню, когда придет время».

В шутку я постоянно звонил ему посреди ночи накануне матчей: «Ну что, Альберто, завтра та самая игра?»

А он продолжал заверять меня, что позвонит сам.

Это случилось утром 29 июня: «День настал. Все сходится, числа не врут. Будет много пенальти. Не бойся: или ты отобьешь их, или они будут промахиваться. Ты станешь героем. Доверься инстинктам. Это твой день».

Я вышел на поле, вспоминая его слова. Остальное – история. Все прошло именно так, как он обещал.

Когда Стам послал мяч над перекладиной, я встал, улыбнулся и, подняв кулак вверх, дважды прокричал имя: «Альберто! Альберто! Невероятный безумец, Альберто Феррарини».

В том матче Тольдо били шесть пенальти: два в основное время, четыре – в серии. Забил только Клюйверт, в серии. Три 11-метровых Франческо отбил (два от Де Бура, один от Босвельта), Клюйверт в игре попал в штангу, а Стам пробил выше ворот. Недавно Тольдо рассказал, что полагался не только на нумеролога – накануне матча изучал видео с ударами голландцев с пенальти. «Я прекрасно знал, как они будут бить», – сказал Франческо.

Ди Бьяджо боялся бить пенальти, Тотти поспорил, что сделает паненку

На трех чемпионатах мира подряд – с 1990-го по 1998-й – Италия вылетала в серии пенальти. «Все очень боялись, – вспоминал Дзофф. – Это кошмар нашей сборной. Слезы Барези, выражение лица Баджо. Я знаю людей, которые так и не пришли в себя после незабитого пенальти: промах повлиял не только на их карьеру, но и на жизнь. Но есть кое-что хуже промаха. Это боязнь ударить».

Дзофф составил список очень быстро – чтобы успеть до того, как игроки начнут отказываться. Первым к тренеру подошел Ди Бьяджо. Луиджи не забил в четвертьфинале с Францией в 1998-м – он не хотел бить.

«Ди Бьяджо дрожал, в прямом смысле слова, – рассказывал Дзофф. – Я сказал ему: «Ты должен бить, не сопротивляйся. Я так решил». Он сразу понял, что не переубедит меня. Я видел отчаяние в его глазах, но он попросился бить первым. Он шел с опущенной головой, стараясь не смотреть на ван дер Сара. Мне потом рассказали, что Тотти еще и троллил его: «Посмотри, какой огромный у них вратарь». Удар был неидеальным, но Луиджи забил. Тогда я понял, что мы победим».

По словам Дзоффа, психологически голландцев добил Тотти. В своей книге Ческо рассказывал, что тренировал паненку после тренировок, когда Дзофф уже уходил с поля. Неста, Мальдини, Индзаги и Ди Бьяджо постоянно подкалывали его, говорили, что в матче он себе такое не позволит, и у Тотти не было выбора: пришлось доказать, что он не балабол.

«Когда идешь бить один из важнейших пенальти в карьере, не нужно думать о миллионах людей перед телевизорами – не справишься с давлением. А если воспринимать это как спор в баре с другом, становится намного легче. Я шепнул Ди Бьяджо: «Сейчас будет паненка» – и расслабленно пошел навстречу ван дер Сару. Эдвин казался очень большим, но у меня получилось. Мы ведем 3:0, я – не балабол. На скамейке Индзаги схватился за голову, а Тольдо смеялся, будто уже праздновал победу».

Игроки не стали рассказывать Дзоффу о задумке Тотти – думали, что тренер разозлится. «Чего злиться? – удивлялся он после Евро. – Главное – чтобы мяч был в воротах. Настоящий чемпион – как Тотти – может делать что хочет. Голландцы проиграли в тот момент, когда ван дер Сар дернулся вправо, а мяч медленно полетел по центру ворот».

ВИДЕО

Нидерландский аналитик спрогнозировал поражение сборной в серии пенальти

После чемпионата Европы Стам уехал в отпуск в Нью-Йорк – не хотел, чтобы ему напоминали о незабитом пенальти. «Почти сработало, – рассказывал Яп. – До тех пор, пока мы не встретили парней из ЮАР. Они, конечно, напомнили о промахе».

«Если бы мы прошли Италию, то стали бы чемпионами, – уверен Де Бур. – Меня было очень плохо месяца два. Я сидел в машине, орал, бил по рулю».

Франк Райкард плакал прямо после финального свистка и вскоре ушел из сборной. «Мы каждый день тренировали пенальти. Но этот матч показал, что тренировок мало, – говорил тренер Нидерландов. – Я выбрал тех, в ком был уверен. Де Бур обычно не промахивался, он хотел бить первым».

В 1998-м голландцы вылетели от Бразилии в серии пенальти, и аналитик Гьюри Вергау, который 20 лет собирал данные по 11-метровым, написал книгу с подробным анализом исполнения пенальти, чтобы помочь сборной избежать провала в будущем. Накануне Евро-2000 он подарил книгу всем игрокам национальной команды и пришел в популярное футбольное шоу Villa Barend and Van Dorp. В онлайн-голосовании телезрителям предложили выбрать пятерку футболистов, которые должны исполнять пенальти. Лидерами голосования стали Клюйверт и Франк Де Бур. Вергау заявил, что болельщики ошибаются – этим игрокам нельзя доверять 11-метровые. «После поражения от Италии моя книга стала легендарной», – говорит он.

На своем сайте Вергау оценил все удары голландцев в полуфинале по шкале от нуля до десяти. За первый пенальти Де Бур получил «пять», за второй – «ноль». «Безнадежный ужасный удар. Все было сделано неправильно. Просто позор для футболиста», – написал аналитик.

***

В сезоне-2000/01 Королевский национальный союз Нидерландов ввел новое правило – все матчи молодежных чемпионатов, вне зависимости от счета, заканчиваются серией 11-метровых.

Великие матчи, которые хочется пересмотреть: «Депортиво» размолол «Милан» и подарил один из главных камбэков нулевых

Бразилия – Нидерланды на ЧМ-1998

Франция – Португалия на Евро-2000: игру продавали как «Фигу против Зидана», Зизу провел великий матч (возможно, лучший в карьере)

В 1953-м Венгрия выиграла матч столетия: англичане шутили над ростом и весом Пушкаша, а потом пропустили 6 голов (2 – от него)

Те самые 5:4 «Ливерпуля» и «Алавеса»: Джеррарда перед игрой просили не пить (он все равно напился), а испанцы выдали камбэчище

Фото: Gettyimages.ru/Lutz Bongarts, Henri Szwarc/Bongarts, Henri Szwarc, Sandra Behne