Мастер-класс от Клозе и шедевр Макси Родригеса. Реконструкция ЧМ-2006. 1/8 финала. Германия-Швеция, Аргентина-Мексика
24 июня, Мюнхен. Германия 2:0 Швеция
Голы: Подольски (4, 12)
Нереализованный пенальти: Ларссон (53, выше ворот)
Германия: Леманн, Фридрих, Мертезакер, Метцельдер, Лам, Шнайдер, Фрингс (Кель, 85), Баллак, Швайнштайгер (Боровски, 72), Клозе, Подольски (Нойвилль, 74)
Швеция: Исакссон, Александерссон, Мельберг, Лучич, Эдман, Юнсон (Вильгельмссон, 52), Линдерот, Чельстрем (Ханссон, 39), Юнгберг, Ибрагимович (Альбек, 72), Ларссон
Удаление: Лучич (35, вторая желтая карточка)
Вообще, удивительно, что перед Клинсманном осторожно ставили задачу дойти хотя бы до четвертьфинала домашнего чемпионата мира. Немцы раздавили всех соперников на групповом этапе (даже 1:0 с поляками — счет абсолютно не по игре, немцев подвела реализация), демонстрируя зрелищный и при этом рациональный футбол. После ЧМ этот стиль до ума доведет Йоахим Лев, что наконец-таки принесет немцам Кубок мира в 2014 году. Однако перед ЧМ-2006 даже немецкие болельщики не ожидали такого качества футбола от своей команды — в товарищеских матчах Клинсманн ничего экстраординарного не показывал, а провал на Евро-2004 был еще свеж в памяти. После матча со шведами остатки негатива окончательно растворились.
Германия подошла к первому матчу плей-офф в оптимальном составе — Метцельдер оперативно залечил свое повреждение и вернулся в стартовый состав. А вот у шведов до конца стоял вопрос с готовностью Златана Ибрагимовича, который получил на групповом этапе травму паха и пропустил игру с англичанами. В итоге, форвард «Ювентуса» все-таки попал в стартовый состав. Из интересных решений Лагербека стоит отметить появление на правом фланге атаки Юнсона, вместо которого все ожидали увидеть Вильгельмссона.
В матче с Англией наконец-то сработали шведские стандарты — моменты с них возникали в матчах против Тринидада и Парагвая, но к голам они не приводили. Поэтому у немцев была отдельная задача по нейтрализации угловых и штрафных в исполнении шведов.
К слову, давно не видел таких забавных задумок при стандартах. На второй минуте шведы разыгрывали штрафной — Чельстрем встал далеко за линией офсайда, чтобы ворваться в свободную зону, куда, по замыслу, должна была последовать скидка из центра штрафной. Швайнштайгер как раз показывает партнерам рукой — не забудьте про этого персонажа. Немцы, в итоге, справились с подачей, и мяч до Чельстрема так и не дошел. Хотя двигался Ким именно в ту зону, которая обозначена стрелкой.
Впрочем, это было то немногое, что вообще можно было выделить по игре шведов в первом тайме. Сборная Германии с первых минут предложила сопернику высокий темп игры с активным прессингом и развернутой шириной атак — в начальной фазе немцы выстраивались в схему 4-2-4. В первые 15 минут шведы были просто смяты — Подольски оформил дубль, но ключевым исполнителем в этих эпизодах был Мирослав Клозе.
Одним из главных умений форварда «Вердера» всегда была игра спиной к воротам — дважды Клозе принимал таким образом мяч и выключал из игры защитников. В первом случае спас Исакссон, однако Подольски успел на добивание, а во втором Клозе, стянув на себя трех игроков, выложил мяч на набегающего игрока «Кельна». После такого нокаута шведы очень долго приходили в себя.
Кстати, опять тот же самый розыгрыш штрафного от шведов — уже при счете 2:0 в пользу сборной Германии. Чельстрем вновь врывается в ту самую зону, за ним присматривает Фрингс, но у Эдмана подача получается в стиле Дмитрия Комбарова — то есть, выше всего на свете.
После небольшой функциональной паузы немцы вновь вернулись к режиму бомбардировки ворот Исакссона, который выручил шведов после убойных выстрелов Клозе и Фрингса. На 35-й минуте измученный рывками Клозе центрдеф шведской сборной Лучич схватил вторую желтую карточку и покинул поле. Казалось, что в этой игре интрига уже мертва. Чтобы залатать возникшую дыру в обороне, Лагербек снял с игры Чельстрема и выпустил центрального защитника Ханссона.
Приятно удивил уровень работы немцев в единоборствах и сам темп работы без мяча — бундестим в первом тайме превосходила соперника по всем параметрам, Баллак и Фрингс регулярно находили свободные зоны в пределах треугольника Линдерот-Чельстрем-Юнгберг, а редкие переходы шведов в атаку заканчивались грамотными включениями в отбор Метцельдера и Мертезакера.
Впрочем, Златан Ибрагимович сдаваться не хотел — сообразил для себя момент, когда немцев выручил Леманн, тогда же после розыгрыша углового неплохо пробил Ханссон. Внезапно вдесятером шведы начали играть симпатичнее и более изобретательно, что ли. И этот тезис подтвердился — после перерыва шведы чаще встречались с мячом, а Ибрагимович придумал классный пас в центр штрафной на Ларссона, которого снес Метцельдер. Тут немецкий механизм, безотказно работавший в первые 45 минут встречи, все-таки дал сбой. Это был реальный шанс для шведов вернуться в игру, однако Хенрик Ларссон пробил выше ворот.
После нереализованного пенальти шведы заметно сникли — сборная Германии вновь перехватила инициативу, обстреливала ворота Исакссона и контролировала мяч. Выход резвого Вильгельмссона вместо Юнсона не перевернул игру, также как и замена Ибрагимовича на Альбека. Вдесятером шведам было тяжелее контролировать центр поля, где хозяйничали Баллак и Фрингс.
Тотально преимущество немцев по количеству ударов по воротам (25 против 5) обусловлено огромным количеством лонгшотов — некоторые из них были достаточно опасные (после пушек Баллака и Фрингса выручал Исакссон). Однако и по созданным явным голевым моментам немцы заметно превзошли шведов — ключевым здесь стал стартовый отрезок, когда шведы никак не могли справиться с Клозе.
Вообще, интересно смотреть тот футбол — многие игроки с удовольствием лупили издали при каждом удобном случае, ходили слухи, что официальный мяч мундиаля Adidas Teamgeist идеально подходит для лонгшотов. В принципе, на том ЧМ часто залетали шедевральные голы после дальних ударов (Фрингс, Джо Коул, Макси Родригес и так далее), но за последние годы в большом футболе отношение к дальним ударам заметно изменилось. Команды все больше предпочитают рациональный розыгрыш до явного момента. А тогда лупили — дай бог каждому.
Была даже такая история — в том же 2006 году нашу школьную команду на городском турнире внезапно тренировал мой отец (физрук просто не приехал на турнир, рокировка в стиле Карпина в 2009 году, в общем). Одна из главных его тактических установок звучала так: «И бейте, бейте чаще, издали лупите тоже. Видели же как немцы играли на чемпионате мира? Вот так и надо, давите психологически». Вот такие тренды были в то время.
Игрок матча — Мирослав Клозе. Несмотря на то, что Подольски оформил дубль, вклад Клозе в победу немцев был колоссален. Во-первых, игра форварда «Вердера» и привела к двум забитым голам, во-вторых, нельзя не отметить поразительный объем работы Клозе без мяча. Он успевал отрабатывать в обороне и успешно действовал в отборе. Такой тип форварда был уже веянием новых требований от современных нападающих.
24 июня, Лейпциг. Аргентина 2:1 Мексика
Голы: Креспо (10), М. Родригес (98) — Маркес (6)
Аргентина: Аббондансьери, Сорин, Хайнце, Айяла, Скалони, М. Родригес, Камбьяссо (Аймар, 76), Маскерано, Рикельме, Савиола (Месси, 84), Креспо (Тевес, 75)
Мексика: Санчес, Моралес (Зинья, 74), Сальсидо, Осорио, Кастро, Мендес, Гуардадо (Пинеда, 66), Маркес, Пардо (Торрадо, 38), Борхетти, Фонсека
У мексиканцев был отличный стартовый план на матч, который обеспечил контроль мяча и создание опасных моментов — одной из главных слабостей схемы Пекермана была слишком высокая позиция Сорина. По ходу всего турнира латераль «Вильярреала» регулярно участвовал в атакующий действиях сборной Аргентины и увлеченно торчал на чужой половине поля. В матче 1/8 у него была подстраховка в лице Камбьяссо и Хайнце, но из-за перенасыщения мексиканцами центра поля на левом фланге обороны аргентинцев сразу обозначилась дыра (причем не на фланге Скалони, который вынужденно вышел вместо сломанного Бурдиссо). Лавольпе выставил схему с тремя центральными защитниками и насыщенным универсальным центром Маркес-Пардо-Гуардадо.
Именно с фланга Сорина прилетел штрафной, при котором по полной облажался Хайнце. Рафаэль Маркес ворвался в свободную зону из глубины под скидку Борхетти, и Хайнце за игроком «Барселоны» элементарно не успел. Таким образом, уже на шестой минуте мексиканцы вышли вперед.
Впрочем, аргентинцы отреагировали быстро — словно в американском футболе постепенно через фолы и отскоки подобрались к чужим воротам, а дальше вновь сработала волшебная нога Рикельме. После навеса в центр штрафной Борхетти в борьбе с Креспо вколотил мяч в свои ворота — причем гол официально записали на Креспо, но ключевым в том моменте было направление «выноса» форварда «Болтона».
Быстрые комбинационные переходы аргентинцев, столь запомнившиеся по групповому этапу, вязли в оборонительном киселе сборной Мексики — к тому же, всегда существовал риск ответных атак. Вот типичный эпизод с расположением Сорина после потери мяча, Маркес после перехвата уже разворачивал атаку в свободную зону, но аргентинцы прервали этот выпад только ценой фола.
Чуть позже аргентинцы перешли к смене позиций — Макси Родригес ушел на противоположный фланг, а справа у аргентинцев осталась связка Скалони-Савиола. В начальной фазе Аргентина выстраивалась 3-1-4-1, а при обороне в 4-5-1. Интересное решение, которое резко снизило интенсивность атак мексиканцев по краю Сорина и давало подстраховку в центре поля. Правда, совсем вымер правый фланг атаки Аргентины — на это повлияла слабая игра в пас со стороны Скалони.
При таком вязком футболе моментами команды все-таки обменялись — сначала Креспо не реализовал выход 1v1 после передачи Камбьяссо, а Борхетти едва не вколотил под перекладину из-за штрафной (спас Аббондансьери). Незадолго до перерыва Лавольпе потерял из-за травмы Пардо — вместо него вышел Торрадо, а Хайнце чуть не привез еще один гол, когда погиб под прессингом. Пришлось фолить и садиться на желтую.
Во втором тайме Макси Родригес вернулся обратно на свой правый фланг, и мексиканцы вновь создали момент в зоне Сорина, когда после удара Борхетти выручил Аббондансьери. Пекерман шел на осознанный риск, однако для нейтрализации Рикельме Лавольпе использовал персональную ориентировку — Торрадо прессинговал «десятку» аргентинцев в момент приема мяча, не стесняясь убегать даже на фланги. Но в тех эпизодах, когда Рикельме не успевали накрывать, он резко создавал моменты — например, этот с пасом на Савиолу. Тогда Мексику выручил Санчес.
Без Пардо Мексика потеряла в плане качества контроля мяча, поэтому остаток второго тайма превратился в сериал «Найди пространство для атаки» с игроками сборной Аргентины в главных ролях. Мексиканцы здорово оборонялись и иногда создавали моменты в переходных эпизодах. Ключевым при таком раскладе мог стать резерв — Пекерман усилил атакующую группу, выпустив Тевеса, Месси и Аймара, а Лавольпе ответил только вынужденной заменой Гуардадо на Пинеду ну и освежил левый фланг с помощью Зиньи.
В овертайме вязкий сценарий особо не изменился, мексиканцы уже явно настраивались на серию пенальти. Однако в дело вмешался абсолютно сумасшедший и невероятный по красоте удар Макси Родригеса из-за пределов штрафной. Это гол, кстати, был признан лучшим голом всего мундиаля. Вмочил так, что до сих пор челюсть отвисает.
Но, кстати, можно было бы сетовать на случайность этого гола, типа дай Родригесу еще раз 100 так пробить, не попал бы — случайность, естественно, была. В принципе, как и везде в футболе. Однако перед ударом Родригеса зону ему разгрузил своим смещением в центр на дриблинге свеженький Месси, за которым убежали сразу три мексиканца. В итоге, перед Родригесом в полупозиции застряли всего два игрока. И он пробил.
Мексиканцы тратили много сил на оборону — здесь уже повлияли замены Пекермана, а с редкими выпадами справлялись аргентинские защитники, наконец-то включившие нормальный режим концентрации (в частности, Хайнце). До конца овертайма счет не изменился, и Аргентина, потратив огромное количество нервов и сил, все-таки вышла в четвертьфинал.
У мексиканцев был отличный план на игру против соперника, который превосходил команду Лавольпе как по классу, так и по уровню взаимодействий в атаке. Однако аргентинцы столкнулись с ожесточенным сопротивлением — помогли только своевременная реакция Пекермана на проблемы и, конечно же, дикий удар Макси Родригеса. Из всех матчей сборной Аргентины на турнире этот был пока что самый слабый.
Игрок матча — Макси Родригес. Во-первых, из-за своего гола. Во-вторых, заметно разгрузил проседающий фланг Сорина в первом тайме. За матч Родригес поиграл и слева, и справа, демонстрируя высокую работоспособность и физическую готовность. По такой игре наличие подобного футболиста на поле было решающим. Ибо заруба в Мексикой была совсем не про кружева с комбинациями, которыми Аргентина, к примеру, уничтожила сербов. В четвертьфинале «альбиселесте» уже ждала сборная Германии.