Драка, которая изменила все. Мощная страница из истории «Уотфорда»
«У него была привычка внезапно уходить в себя», - говорит экс-игрок «Уотфорда» Аллан Смарт, описывая утро 3 апреля 1999 года. Этот день оказался поворотным, он изменил историю клуба.
В 10:30 Тейлор проводил свою традиционную предматчевую установку в Хилтоне, в 15:00 начиналась встреча с «Транмер Роверс». Все как всегда, за исключением самой установки.
«Я помню все, о чем он говорил, это было: «Утром я гулял по парку, и знаете что? Утки и лебеди так прекрасны!», - объясняет Смарт. «А потом он просто ушел. Мы пошли немного покатать мяч на поле, но я уверен, что каждый из нас думал: «Какие нахрен утки?! Что ты вообще несешь?!» Это не единственное, что запомнилось из той установки. Там были и пророческие слова.
«Перед игрой он сказал, - вспоминает Смарт, - вы в 11 играх, включая игры плей-офф, от победы в лиге и перехода в следующий дивизион». «Это был день, когда он говорил чуть больше обычного. Он был джентельменом, умел держать внимание, и я вдруг обнаружил, что его приятно слушать. Я был готов на все ради него, и это особенно забавно вспоминать, зная, как все в итоге сложилось».
Был первый матч после двухнедельного перерыва на игры сборных, у «Уотфорда» неважно шли дела и что-то менять нужно было немедленно.
Всего 2 победы в 13 матчах с Рождества, 4 из 5 последних матча без забитых мячей, и падение с третьего места в таблице Первого дивизиона (современный Чемпионшип) на восьмое, с семиочковым отставанием от зоны плей-офф. «Мы были практически в тупике», - вспоминает экс-капитан той команды Роб Пейдж. «Можно было бы себя оправдать тем, что это лишь наш первый сезон на таком уровне, мы только что поднялись из низшей лиги, что это не наш год. Вроде бы ничего страшного».
В матче первого круга «Транмер Роверс» победили 3-2, да и в этой встрече повели 1-0 после удара Дэвида Келли на 53 минуте. Спустя 10 минут Грэм Тейлор сделал свой первый и последний ход, проведя тройную замену. Тем самым он показал, что полностью недоволен игрой своей команды в первый час.
Через 3 минуты Петер Кеннеди сравнял счет, вселив надежду и в болельщиков, и в игроков. После гола Тейлор прижал указательный палец к виску, призывая игроков успокоиться и победить. Но они смогли выполнить только одну из его просьб.
На 80-ой минуте Ричард Джонсон нанес могучий удар, но вратарь перевел его на угловой.
«У Джонсона и Кенни почти не было шансов, чтобы забить», - вспоминает Смарт. «Тот момент хорошо отражает растерянность, в которой прибывала команда. Ничего не получалось. Каждый из нас думал что-то типа: «Твою мать, я должен что-то придумать, потому что нихрена не работает».
К тому же Джонсону уже показали вторую желтую. Боевой австралийский полузащитник, уходя с поля, что-то начал эмоционально высказывать рефери, потом наорал на лайнсмена, так что Грэму Тейлору пришлось его буквально выталкивать в раздевалку. Назревала буря.
«Когда одного из твоих партнеров в такой трудной игре удаляют, ты думаешь: «Нужно стиснуть зубы и продолжать делать то, что должен», - говорит Смарт.
А затем в игру вступили темные силы. «Наш менеджер, в прошлом вратарь, которого я знал ещё по «Карлайл Юнайтед», Мервин Дэй сказал мне подойти к вратарю и наступить ему на ногу, потому что тот ненавидит подобные штуки», - объясняет Смарт.
«Мне ничего не оставалось как пойти и сделать это. Поэтому во время углового я подошел к их киперу Джону Ахтенбергу, который сейчас работает тренером вратарей в Ливерпуле, и начал его бесить. Я пытался отдавить ему ноги во время подачи углового, чтобы он вышел из себя. Это не то, чем следует гордиться, но чего только не сделаешь ради победы».
И через несколько минут ловушка сработала.
«Он толкнул меня в своей штрафной и послал нахрен, а мы получили пенальти. Может и не по-джентельменски, но вы меня видели?! Какой я, к черту, джентельмен?!», - говорит Смарт.
«После забитого пенальти Ахтенберг начал тыкать в лицо Смарту, а тот прикинулся невинным ребенком. Страсти закипели. Тренер «Транмер Роверс» Джон Олдридж ругался со скамейки с местными фанатами, а на поле уже шла потасовка».
«Вроде бы я наступил на Келли из «Транмер Роверс». А дальше понеслось. Он вскочил, начал меня толкать, подбежали игроки обеих команд и тычки переросли в удары. Началось рубилово. Я кого-то ударил, мне прилетело откуда-то сзади. И тут бац – мне прямая красная».
«Я был огорчен, что после драки, где мне разбили голову и в которой принимали участие обе стороны, удалили только меня. Нас на поле осталось девять. По дороге в раздевалку я получил свою традиционную порцию оскорблений с трибун».
Предстояло сыграть вдевятером против ,одиннадцати, причем игроки «Транмер Роверс» был на взводе. «Обычно игра 9 на 11 - это вообще не про атаку, это про выживание. Но как ни странно, такая ситуация позволила нам всем проявить свои лучшие качества».
«Мы, двое удаленных, сидели в раздевалке и в ужасе ждали, как нас размажет тренер. Помощник тренера уже был там и орал на Джонсона, когда я вошел, но мы знали, что бояться надо не его. Он всего лишь верный слуга Тейлора. Да и я думал, что такого особенного я сделал в конце концов?!» - говорит Смарт.
Страсти продолжали кипеть и после матча, поскольку Ахтенберг додумался показать фанатам средний палец, а они пытались прорваться в раздевалку «Транмер Роверс». Пришлось реагировать полиции, а тренер Олдридж потом оправлывался, ведь голландец Ахтенберг плохо говорил по-английски и не понимал, что ему кричат болельщики, вот и психанул.
А в раздевалке хозяев для Джонсона и Смарта настал момент истины.
«Когда вошел Тейлор, он обнял меня с Джонсоном и сказал. Ты и ты – просто великолепны. Я вас не оштрафую. Вам придется потрудиться, чтобы вернуть себе место в составе, и вы это знаете, но вашу мать, вы знаете, что способны на это!», - вспоминает Смарт. «Он был в восторге от того, что своим поведением мы сумели завести команду. Если подумать, то это было отличным решением».
Та победа, каким бы странным образом она ни была добыта, дала нужный эффект. В 7 из 8 оставшихся игр в чемпионате «Уотфорд» победил и попал в зону плей-офф.
«Если вы спросите меня, верил ли я в тот момент, что мы станем победителями лиги, когда удалили Смарта и Джонсона, то я скажу, что конечно же нет», - говорит Пейдж. «Тогда я думал, что нас просто размажут, так как удалили двух наших ключевых игроков, но я вдруг почувствовал, что что-то произошло».
В итоге все закончилось тем, что Пейдж поднял над головой кубок победителя Лиги на Уэмбли после победы 2-0 над «Болтоном». А во время подготовки к сезону в Премьер лиге на предсезонке «Уотфорду» предстояла нежданная встреча.
«Мы готовились к сезону на острове Мэн, там же готовились и «Транмер Роверс». Нужно было видеть, как мы смотрели друг на друга», - говорит Смарт, - Помню, как мы выходили гулять вечером только компаниями, а я старался вернуться в отель пораньше с мыслью: «Нет, не буду-ка я просто так слоняться по городу, мне не нужны неприятности».
Источник: The Athletic, Adam Leventhal
P.S. Авторский канал в Телеграм об Уотфорде: https://t-do.ru/ruwatford где будут появляться новости короткой строкой и какие-то интересные факты, не очень достойные быть опубликованными в блоге. А ещё группа вк, для тех, кому удобнее следить за новостями там: https://vk.com/watford_news
Популярное в блоге:
Из легенды «Уотфорда» в символ анархии. История Лютера Блиссетта
О том, как Уотфорд спас жизнь Элтону Джону