История преданности Арнольда Совински, умершего от коронавируса
У любого клуба с историей есть свои звезды, легенды и иконы. Но, пожалуй, не у всех есть отцы — мужчины, которые действительно воспитали поколения людей, чьи сердца окрашены в тот или иной цвет. Сердца фанатов и игроков «Ланса» — кроваво-золотые, и им повезло не знать безотцовщину. Благодаря ему — Арнольду Совински.
Карьера в воротах «Ланса»
Будущий голкипер и тренер «Ланса» родился неподалеку от одноименного города. Небольшой Льевен, тотально растрепанный Первой мировой войной, довольно быстро воскрес за счет добычи угля и притока переселенцев в промышленный регион. Немало на север Франции тогда приезжало и поляков, чьим потомком как раз был Совински. В юношестве невысокий Арнольд больше любил играть в поле, но судьба занесла его в ворота, где очень пригодился навык игры руками, полученный в детстве. Маленький Совински параллельно с занятиями футболом гонял в баскет. Так что, несмотря на рост 175 сантиметров, польский француз мутировал в голкипера. Впрочем, справедливо замечу, что в ту пору для многих стражей ворот небольшой рост не был серьезным препятствием.
Будучи перспективным молодым футболистом, Совински удостоился приглашения на региональные сборы, где был какое-то время одноклубником самого Раймона Копа. Позднее Арнольд, отправившийся на службу в армию, защищал ворота военной сборной Франции, которая, кстати, существует и в наши дни. Тогда Совински тренировался с немецкими профи из Ройтлингена. Судя по всему, Арнольд служил именно в этом немецком городе, в котором в послевоенное время располагались французские гарнизоны. Но армия однажды закончилась, и Совински выбрал карьеру в «Лансе».
Первые сезоны Совински уступал в мастерстве Жоржу Дюффюле, выступавшего за клуб с 1947 года. «Кроваво-золотые» были в то время крепкой средней командой высшего уровня, способной преподнести сенсацию. Регулярнее сторожить рамку «Ланса» Совински начал с 1956 года, и команда дважды подряд стала по итогам чемпионата второй. Чуть позже Дюффюле решил поехать доигрывать в «Лилль», а Арнольд на ближайшие сезоны превратился в первого номера.
Помимо высоких мест в чемпионате страны, в послужном списке Совински-вратаря есть два кубковых титула. В середине ХХ века существовал Кубок Шарля Драго. Это соревнование проводилось между профессиональными клубами, вылетевшими до стадии четвертьфинала Кубка Франции. Можно сколько угодно говорить о небольшой ценности победы в таком турнире, но пополнить клубный музей в матче на «Парк де Пренс», одном из двух главных стадионов страны — событие памятное и эмоциональное. Всего «Ланс» в эпоху Совински, да и вообще, выигрывал этот приз трижды, но в старте герой текста был лишь раз. В июне 1959 года «кроваво-золотые» переиграли в дерби «Валансьен», забив победный мяч в экстра-тайме.
В роли тренера
Закончив играть, вечно улыбающийся Совински работал в клубе на разных должностях — секретарем, тренером молодежки и помощником в главной команде. Пока не случилось ужасное — «Ланс» в кратчайшие сроки умудрился вывалиться даже из Второго дивизиона. Явка болельщиков на домашние матчи упала до эхоподобного исторического минимума, но харизматичный Арнольд, назначенный теперь уже главным тренером, не думал унывать. В 1970-м ему удалось сразу же вернуть команду на второй этаж французской футбольной пирамиды, а уже в 1973 — в главную лигу. Местные трудяги снова потянулись на футбол — «Стад Боллар-Делелис» установил личный послевоенный рекорд средней посещаемости — 17 тысяч зрителей.
«Ланс» Совински сходу сумел закрепиться в вышке. В следующем сезоне северяне заняли седьмое место и дошли до главного матча Кубка Франции. Финал «кроваво-золотые» проиграли мощнейшему «Сент-Этьену», но получили первую в истории клуба путевку в еврокубок. Премьерный международный поход у «Ланса» вышел так себе — во втором раунде Кубка кубков французы проиграли АДО из Гааги. Тем не менее копилка опыта была пополнена. В сезоне 1976/77 «Ланс» стал вице-чемпионом и квалифицировался в Кубок УЕФА. Та команда — венец тренерских достижений Совински. Игру «Ланса» отличало отменное взаимодействие, что парадоксально подчеркивает тогдашний список бомбардиров лиги — там нет ни одного «лансуа», при том что команда забила 73 мяча.
Великий разгром «Лацио»
Именно европейское выступление в 1977 году подарило фанатам «Ланса», вероятно, главный отдельно взятый матч в истории клуба. Осенью, после проигрыша 0:2 «Лацио» в Риме, французы свели 90 минут ответного поединка в ничью по сумме двух встреч. Итальянцы не создали буквально ничего и были уничтожены по истечении дополнительного времени 6:0. Контролировал центр поля в том матче Даниэль Леклер, любимчик Совински и будущий легендарный тренер «Ланса» конца 1990-х, взявший для «кроваво-золотых» единственное в истории «золото» чемпионата. Осенью 2019 года Леклера не стало.
Вернемся к Совински. Все хорошее когда-нибудь заканчивается — уже в следующем раунде французы вылетели из Кубка УЕФА, а весной сенсационно покинули Первый дивизион. Пост Арнольда Совински принял бывший защитник «Ланса» и начинающий специалист Роже Лемерр. Это тот самый тренер, руливший Францией на Евро 2000 года. В конце 1970-х Лемерр уже умел побеждать — его «Ланс» мгновенно вернулся в элиту, а сам Роже перебрался в «Париж». На его место вернулся Совински, но роман не сложился — игра получалась ниже среднего, команда была уже не та.
«Он был мне как отец»
Спасать утопающий «Ланс» Совински позвали в последний раз в 1988-м, но к концу года было понятно, что «кроваво-золотые» покинут элиту — 9 очков в 23 матчах говорили сами за себя. Приговором для почетного тренера стало поражение от соседствующего в таблице «Страсбура» — 1:3 на полупустом «Болларе» ставят несправедливую точку в тренерской карьере Арнольда. Позитивным моментом того сезона стала окрепшая игра Эрика Сикоры, которого Совински неизменно ставил в основу. Сикора, как и его наставник, в итоге провел всю карьеру в «Лансе», поиграл в чемпионской команде Леклера и даже возглавлял клуб в качестве тренера в очень непростые моменты.
Такими словами Эрик вспоминает своего учителя: «Когда я был любителем, именно Совински настоял на моем переводе в команду профессионалов. Как-то я подарил ему свою игровую майку молодежной сборной Франции. Он очень обрадовался и уже на следующий день в ответ вручил мне бутсы, в которых когда-то играл. Вы видите, какой у него был характер и каким он был джентльменом! Он был мне как отец. У нас были особенные отношения. Он был близок к своим игрокам, он защищал нас и поддерживал. Мы потеряли кого-то очень важного, кого-то, кто сделал клубу имя задолго до эпохи конца 1990-х. После Даниэля Леклера это второй очень важный человек в истории „Ланса“».
Арнольда Совински в прошлый четверг забрала пандемия. Ему было 89 лет.
Футбольный блог «Истоки» во «ВКонтакте»