Том Вернон - увлекательная история президента Нордшелланда
Датский футбольный клуб Нордшелланд российским болельщикам знаком разве что по играм с Зенитом в квалификации Лиги Чемпионов сезона 2013/14 и свежему товарищескому матчу с ЦСКА.
В том самом товарняке состав датчан почти полностью состоял из воспитанников клуба. Такая политика – в том числе инициатива президента Тома Вернона, который продвигает свой новый взгляд на молодежный футбол.
Его история – пример того, как нужно не бояться изменить свою жизнь и не стесняться своих идей.
Был не нужен в Англии, уехал в Африку и стал работать в МЮ
Первый футбольный матч Том посмотрел в небольшом английском городке Хай-Уиком, и тогда против футболистов из местной команды Уиком Уондерерс играл легендарный Джордж Бест. Вскоре Вернон впервые посетил Уэмбли – именно на той игре в сборной Англии дебютировал Пол Гаскойн. Вживую понаблюдав за игрой таких талантов, Том Вернон не мог не влюбиться в футбол.
Изначально Том хотел реализовать себя в качестве менеджера, еще в юном возрасте начав учиться на тренерскую лицензию. Вернону не хотелось просиживать штаны за теоретическими занятиями, но альтернативой образованию была армия. Так что он все же поступил в колледж на спортивный факультет.
Имея образование, Вернону не терпелось получить настоящую практику, однако на тот момент в Англии почти все тренеры были бывшими профессиональными футболистами. Понимая, что шансов найти работу в своей стране у него практически нет, Том решился на отчаянный шаг - переезд в Африку.
В Гане у Вернона был знакомый, который и помог освоиться в новой стране. Том стал работать в команде второго по силе дивизиона и пару лет получал бесценный опыт, освоив местную культуру.
В 2005-ом Том Вернон решил съездить на футбольный турнир в Гамбии, чтобы встретить новых людей и немного обрасти связями. На этом же турнире присутствовал и скаут Манчестер Юнайтед, Фрэнк Лорд, с которым Тому удалось познакомиться.
После небольшой беседы Фрэнк сказал:
"Слушай, за команду Буркина-Фасо играет один парень, за которым я слежу, но я не хочу ехать в Буркина-Фасо и наблюдать за ним дальше. Давай я тебе заплачу, а ты найдешь его и предложишь ему съездить на просмотр в Юнайтед."
Том согласился и поехал за молодым футболистом. Им оказался Ален Траоре, брат нападающего Лиона - Бертрана Траоре. Вернон поговорил с Аленом, и тот согласился на просмотр. В надежде согласовать сделку с Фрэнком Лордом, Том позвонил своему коллеге, но телефон взяла жена. Выяснилось, что Фрэнк Лорд скончался.
Том сначала не знал, что делать, но в итоге напрямую связался со скаутами МЮ и привез Алена в Манчестер. Тот прошел просмотр, однако по ряду причин не подписал контракт, а уехал во Францию и построил свою карьеру там.
После этого случая у Вернона было собеседование с сэром Алексом Фергюсоном, после которого Том стал полноценным сотрудником «красных дьяволов». Однако его карьера в Юнайтед не была успешной: Манчестер не делал упор на африканский рынок и ждал «новых Это’О», а не просто игроков в ротацию.
Озарение и академия “Right to Dream”
В 1999-ом Том начал тренировать нескольких ребят с улицы на убитых футбольных полях Аккры, но решил не останавливаться на одном лишь футболе. Он приютил детей у себя дома, переделал гостиную в школьный кабинет и начал давать им академическое образование.
Когда первый из его учеников сумел получить учебную стипендию в США, Вернон осознал, что, при должном усердии, любой из воспитанников академии может добиться успеха в жизни.
Так была придумана концепция академии: воспитанники – не экономические активы для продажи и получения выручки, а живые люди, которым нужна забота и всестороннее развитие.
В подтверждение, в интервью This Football Life Том вспоминает следующую историю одного из молодежных тренеров:
«В команде до 11 лет был один очень талантливый мальчик, который играл лучше всех, но на одном из занятий он был просто ужасен. Оказалось, что другие ребята в раздевалке рассказали ему, что Деда Мороза не существует, а он этого не знал. Некоторые психологические проблемы решаются несколько лет или вообще не решаются, так что ставить одну цель – монетизировать детей, исходя из их результатов - просто неэтично.
Поэтому, возможно, выпускники нашей академии и не станут сильными футболистами, но мы воспитываем ребят так, что их футбольные достижения будут лишь платформой для будущих свершений – таких, как у Дидье Дрогба или Джорджа Веа».
Многие из академии “Right to Dream” действительно не стали профессиональными игроками, зато за это время получили стипендий суммарно на 41 миллионов долларов.
Но не стоит думать, что академия Вернона – это просто школьный спортивный лагерь. 38 выпускников подписали профессиональные контракты. Самый известный для российской публики – нападающий Абдул Маджид Уорис, немного поигравший за московский Спартак, а сейчас забивающий за Страсбур. Кстати, он стал первым воспитанником академии, сыгравшим на Чемпионатах Мира.
Многие играют в МЛС, так как местные университеты плотно сотрудничают с профессиональными спортивными лигами. А еще немало воспитанников академии можно найти в датском клубе Нордшелланд. Дело в том, что в 2016 году академия “Right to Dream” выкупила 99% акций у предыдущего владельца.
Нордшелланд - не академия для клуба, а клуб для академии
Покупка Нордшелланда стала уникальным случаем в футболе - не клуб приобрел академию для поиска новых талантов, а академия выкупила клуб, чтобы дать мотивацию развиваться молодым ученикам.
Тому Вернону не нравится современная система трансферов, но академии тоже нужно на что-то существовать, и покупка датской команды - это, в том числе, инвестиция. Это признает сам Том:
«Мы продаем воспитанника за 150-200 тысяч в шведский клуб, а через полтора года они перепродают его за 3-4 миллиона. Ты думаешь: погодите-ка, мы сделали всю работу, нам нужны деньги, чтобы академия росла, почему бы нам самим не подняться выше по этой пищевой цепочке?»
Полистав состав Нордшелланда, можно найти немало футболистов из Ганы. При этом Том утверждает, что про датчан тоже забывать не будут:
«Этот проект – не для того, чтобы в основе европейской команды бегали 11 африканцев. А для того, чтобы дальше продвигать философию академии».
Такое заявление вписывается в планы Вернона изменить мир футбола в лучшую, как он думает, сторону. Том предупреждает ФИФА, что вся система подготовки должна быть изменена. Он хочет доказать, что развитие футболистов можно совершать по-другому. И ждет, что появится больше воспитанников, которые скажут «да, так тоже можно развиваться».
При этом Вернон признает, что на данном этапе развития академия не добилась ключевых изменений, и трудно сказать, меняют ли они парадигму или просто помогают нескольким сотням африканцев изменить жизнь к лучшему.
P.S.
Случай Тома Вернона - уникальный для современного футбола. Он не побоялся уехать в Африку за своей мечтой, оказался в нужном месте в нужное время, стал развивать свою философию и не поскупился на целый футбольный клуб ради своего детища.
Вернон признает, что "Right to Dream" - это не работа, а вся его жизнь. Похоже, так и есть.
Источники:
https://soundcloud.com/thisfootballlife/tom-vernon-a-radical-approach-to-running-a-21st-century-academy
https://www.transfermarkt.com/fc-nordsjaelland/kader/verein/2778/saison_id/2019/plus/1
https://www.cityam.com/meet-tom-vernon-former-manchester-united-scout-and-founder/
https://www.youtube.com/watch?v=jFZdaL916xw
https://www.righttodream.com/
А в нашем футболе везде областные и краевые деньги, где главное, чтоб на следующий год опять денег выделили)