Трибуна
14 мин.

Третьему брату Березуцких – 9 лет. Как родился лучший пранк русского футбола

Поговорили с главными героями истории: журналистами-создателями и актером-Алексеем.

Культовая программа «Футбольный клуб» существовала в эфире чуть больше своего совершеннолетия и, помимо будничных сюжетов, развлекала себя и зрителей разнообразными розыгрышами, приготовленными ко Дню смеха.

Судья-гей, Генич возвращается в «Амкар», телефон Романцева – какие розыгрыши предшествовали третьему брату

Традиция первоапрельских розыгрышей появилась в «Футбольном клубе» еще в 90-е, а сам формат корректировали, чтобы быть в тренде.

«В конце девяностых и начале двухтысячных достаточно было сказать в эфире, что Бекхэм переходит в «Шинник», и это сразу цитировалось и разлеталось. Никто не думал, что это может быть шуткой, – вспоминает шеф-редактор программы Сергей Акулинин. – Со временем публика становилась более искушенной, нужны были приемы поизящнее».

Корреспонденты «Футбольного клуба» выдавали много качественных розыгрышей: объединяли Чемпионаты России и Беларуси, из-за которого две бригады судей сдали билеты на ближайший матч; приводили в форму Константина Генича перед его возвращением в «Амкар»; открывали гей-сектор в «Лужниках»; обещали отправить на ЧМ-98 первого, кто прибежит к «Останкино» (один из них – Иван Иванов – прибежал в тапочках и потом долго работал на «НТВ-Плюс»«); рассказывали, как готовится к дебютному сезону Артур Иванов – первый судья РФПЛ с нетрадиционной сексуальной ориентацией (его сыграл Леонид Барац).

«К сожалению, тогда программа шла в повторе после первоапрельской премьеры. Для второго показа сюжет нужно было вырезать, а программу перемонтировать. Таким образом, в архивах «НТВ-Плюс» сохранялись уже перемонтированные версии» – так Акулинин объясняет, почему в сети можно найти только поздние из перечисленных сюжетов.

В личном топе Василия Уткина с Иваном Березуцким соседствуют еще две шутливые истории:

Первая. «Эта история – по большому счету даже не шутка. 95-й год, в чемпионате России практически не было легионеров – в частности, не было темнокожих. У Николая Толстых – тогдашнего президента «Динамо» – была мечта: привезти в команду пару африканцев. Они приехали в Москву 31 марта, а на следующий день у нас «Футбольный клуб». Мы сделали репортаж о реальном приезде двух нигерийцев в «Динамо» так, что все подумали, как будто это розыгрыш. Дело в том, что они так и не заиграли. Вот если бы все подумали, что это шутка, а потом они заиграли, вот это было бы, конечно, совсем круто. Но все-таки заход, тем более что это был самый первый первоапрельский розыгрыш, я считаю, был очень достойный, и я им до сих пор горжусь».

Вторая. «Однажды мы назвали в эфире домашний телефон Олега Романцева. Я же отвечал на вопросы в конце программы и сказал, что сейчас у него свободный вечер, и главный тренер «Спартака» и сборной России готов ответить на ваши вопросы. Запишите его домашний телефон. Это был телефон квартиры Димы Федорова, где он тогда не жил. Там вообще никого не было. Потом, когда мы ехали домой, Федоров сказал: «Представь себе, что Олег Иванович сидел дома, ужинал и в тот момент, когда ты это сказал, наверно, бросился с пельменем во рту выключать телефон из розетки».

Уткин добавляет, что история с третьим братом Березуцким – самая изящная: «Из головы можно придумать все что угодно. А так, чтобы в этом участвовал человек – это, конечно, гораздо прикольнее».

Третьего брата могли придумать другим близнецам, Алексея пришлось долго уговаривать

Фокус с появлением третьего брата Уткин озвучил на летучке за месяц до эфира. В исходной версии идеи фигурировали другие братья.

«Мы наверняка не раз шутили о том, что было бы, если бы был третий брат Березуцкий, что их на самом деле трое, – вспоминает Уткин. – Существуют еще два брата Березуцких, они выдающиеся повара, тоже близнецы. Вы знали об этом? А они очень известные в своем деле».

«Сначала идея показалась немножко бредовой» – говорит Михаил Моссаковский.

«Почему-то сначала Вася сказал, что мы должны инсценировать появление третьего брата Комбарова, – продолжает Тимур Журавель. – У нас стало появляться куча конкретных идей, и естественно, мы подумали: «Какие Комбаровы? Есть Березуцкие!». Они более контактные, более склонные к такому хулиганскому движу».

Когда наступила определенность с фигурой главного героя, авторы сюжета разделились: Михаил сел за сценарий, а Тимур пошел уговаривать Алексея Березуцкого, который идеально подходил для роли лжебрата, поскольку Василия сразу бы выдал сломанный нос.

«Нет. Полная херня. Я никогда в этом цирке участвовать не буду. Вы два идиота. Зачем вы вообще мне звоните? – вспоминает Журавель, как звонил Березуцкому сразу после матча с Арменией. –  Короче, ныл минут двадцать. А я двадцать минут ему говорил, что это круто, что будет эффект, что мы уже делали приколы. И вот через двадцать минут он сказал, что подумает. На следующий день я ему позвонил, он сказал: «Задолбали. Пришлите мне, что вы там придумали».

«Сценарий был очень условный: мы накидали пару ситуаций, фишек, заходов. Все как мы любим – на коленке, – рассказывает Моссаковский. –  Леха, когда приехал на съемку, все время просил дать сценарий. А мы ему: «Старик, какой сценарий? Ты с ума сошел?».

Березуцкий идеально влился в образ, лучшие мемы он сгенерировал сам

Локацией выбрали бар на окраине Москвы, у станции метро «Крылатское» – недалеко от места, где жил Березуцкий. С заведением договорились по бартеру: в сюжете несколько раз видно название. Березуцкий признался, что был там только во время съемки.

«У нас был сценарий на две страницы. Надо сказать, что мы те еще сценаристы, – вспоминает съемочный процесс Журавель. – Алексей, когда читал наш текст, приговаривал: «Блин, ну что так слабо, ребята? Здесь же можно вот это…». Пытался нам показать, что мы вообще лошки. Это он так любя делал. Много чего придумывали уже на месте, и самое смешное, что Березуцкий сам добавлял идеи. Пару приколов – последнюю фразу, связанную с приходом Вагнера в бар – он придумал сам».

«Успех этой хохмы на 80 процентов состоит из обаяния Леши Березуцкого: то, как он отыграл, и то, насколько правдоподобно получилось, – делится впечатлениями Моссаковский. – Понятно, что какие-то ситуации мы проговаривали, какие-то кейсы мы ему подкидывали. Дальше он развивал из этого историю. Сравнение с Месси, история про Вагнера – это все Леха».

На съемку сюжета ушло полтора часа – вполне стандартно для пятиминутного ролика. Бармен учил Березуцкого наливать пиво, чтобы все выглядело правдоподобно.

«Леха, по-моему, кайфовал от этого. Никакого дискомфорта. Если бы нам нужно было снять реального Ваню Березуцкого, мы бы потратили столько же времени, а может даже и больше», – говорит Журавель.

«Я никогда не замечал ни у Васи, ни у Леши звездной болезни или завышенного самомнения, поэтому никаких проблем не было – да, он трет стол, наливает. Кстати, было еще второе видео. Там понятно, в каком состоянии он находится и как он воспринимает то, о чем мы его просили. Видно, что кто-то начинал смеяться, где-то встречались проколы и нестыковки, когда Леха называл игроков – приходил этот, этот, а потом делал паузу и говорил: «Откуда я их знаю, если я не слежу ни за футболом, ни за ЦСКА?» – добавляет Моссаковский.

На оригинальном снимке, где братья отдыхают втроем, был Игорь Акинфеев. «Это чисто технические особенности. Чтобы сделать качественный фотошоп, нужны совпадения факторов: схожее качество фотографий, схожее освещение и прочее. Алексей сбросил нам эти фотографии, просто исходя из того, какие фотографии выглядят наиболее иронично, смешно. Здесь была идеальная композиция: на фотографии были запечатлены сразу два брата, между ними – Акинфеев. Легко догадаться, что человека посередине нужно превратить в третьего брата» – говорит автор коллажа Акулинин.

Березуцкий назвал Вагнера негром. Авторы сюжета говорят, что это нормально даже сейчас

Вспоминая разные истории, Иван Березуцкий рассказывает, что однажды в бар заходил негр – как он потом выяснил, это был Вагнер Лав. В современном мире, где призывы к толерантности звучат гораздо чаще, чем десять лет назад, кажется, что слово «негр» должно быть отфильтровано цензурой, даже в таком ироничном контексте. Так ли это? Вопрос авторам сюжета.

Уткин: «На слово «негр» я никогда не обращал внимания, потому что мы разговариваем на русском языке и в русском языке слово «негр» никогда не было уничижительным. Мало того, наоборот. Это действительно было оскорблением в английском языке, где негры были рабами. В данном случае у них слово «негр» – ругательное в том же смысле, как и у нас ругательное слово «чурка». Но точно так же, как слово «чурка» – не ругательное и не неприличное в английском языке, слово «негр» в русском языке – не неприличное. Поэтому моя позиция совершенно не изменилась, и я вас уверяю, что ни одно издание, ни один суд не примет к рассмотрению слово «негр» как неполиткорректное в русском языке».

Журавель: «Наверно, сейчас мы бы такое не пропустили [в эфир]. Но мне казалось, что он сказал «черный парень». Во-первых, да, с восприятием слова было попроще. Во-вторых, простой парень Ваня Березуцкий вот так сказал. Мы такого значения этому не придали тогда».

Моссаковский: «Видите, как у нас время изменилось. Тогда это прозвучало абсолютно нормально. Я не помню, чтоб на монтаже мы заостряли на этом внимание. Тем более никакого неуважения к Вагнеру не было и близко. Сейчас это уже кому-то может резать ухо. Вот так вслед за теми странами, где расизм был действительно довольно серьезной проблемой, мы сейчас движемся в сторону того, что какие-то слова звучат неполиткорректно. Я не считаю, что слово «негр» нужно запикивать. Если это слово кого-то обижает – наверное, его не стоит употреблять по отношению к конкретному человеку.

В целом я не вижу, чтобы в нашей культуре это слово было оскорбительным, потому что в нашей стране и в нашей истории не было таких моментов, что люди разной расы ездили на разных местах в автобусе. У нас не было такого, что в магазин или заведение не могли попасть люди другой расы. У нас были другие проблемы, но этого у нас не было. Поэтому, на мой взгляд, в нашей стране это не должно так остро восприниматься. Нам пытаются это навязать извне, но, мне кажется, это тоже не совсем правильно, потому что, если у кого-то была такая проблема – мы знаем в каких странах это происходило – они и должны заботиться по поводу своего языка и по поводу того, как кого называть».

Акулинин: «Я, честно говоря, и сегодня не нахожу ничего страшного в слове «негр». Оно в такой системе координат существует в русском языке и, на мой взгляд, никаких отрицательных коннотаций не имеет. Я более того скажу, если бы такой сюжет выходил сейчас, я бы его как продюсер, как шеф-редактор в эфир пропустил, поскольку, опять же, никаких отрицательных коннотаций не слышу в этом слове. А тогда уж и тем более. Если у нас за два месяца мир изменился, то представьте, как он изменился за 9 лет».

После сюжета обновили страницу в «Википедии», жены футболистов спрашивали, почему братья никогда не звали Ивана с собой

За 9 лет на ютубе ролик «Третий Березуцкий» набрал чуть больше 60 тысяч просмотров и несколько десятков комментариев. По нынешним меркам совсем мало, но настоящая слава и признание пришли иначе.

«Ютуб возник как площадка в 2005-м, а ролик вышел на шестой год его существования. Интернет не был таким развитым, чтобы это можно было в любой момент посмотреть. Поэтому в большей степени реакция была после эфира, – поясняет Акулинин. – Эффект был достаточно долгосрочный. Помню, что уже через месяцы мы пересекались в компаниях с очень серьезными людьми, на уровне агентов, президентов клубов и многие спрашивали: «А что, правда что ли? Да ладно!», или, наоборот, говорили, что было понятно – это розыгрыш».

«Мир очень сильно изменили гаджеты. Тогда это не было так развито и, поэтому, может быть, если бы сейчас это произошло, то реакция была бы громче, заметней и понятней. Тогда, все-таки, обратная связь была не так развита, – рассказывает Моссаковский. – В «Википедии» написали, что у братьев Березуцких есть третий брат. Максимальное одобрение! Лучшей обратной связи мы получить не могли. До сих пор на самом деле люди вспоминают эту хохму, она действительно зашла».

«Жены футболистов ЦСКА – я сейчас не вспомню, кто именно – обращались к Леше и Васе с вопросом: «Куда вы прятали Ваню все это время?» – вспоминает Журавель. – Они потом говорили, что мы с Моссом всех взбудоражили. Мы-то не думали, что в это можно поверить, а вот, оказывается, можно. Сюжет вспоминался и через несколько лет. По-моему, даже весной прошлого года, когда мы были в Голландии, вместе с Васей и с Лешей вспоминали и ржали над этим».

О том, как все выглядело по ту сторону барной стойки рассказал Алексей Березуцкий:

– Я помню только то, что первоначальный сценарий мне не шибко понравился, потому что он был не смешной – в этом плане мне было легче. Накидывать [истории] тоже было легче, потому что у меня все-таки есть брат, причем брат-близнец. Мне гораздо легче себя представить на месте третьего брата. Я не помню, что конкретно накидывал именно я, но помню, что достаточно много из того, что было в сценарии, я зарубил. Просто придумывал по ходу.

– Как ты отреагировал на эту идею?

– Отреагировал я как обычно на все идеи, в которых нужно сняться или дать интервью – негативно. Но потом два моих хороших товарища, Миша Моссаковский и Тимур Журавель, очень долго уговаривали. Давили, что Вася (обычно он этим занимается, ему это больше нравится) ни в коем случае не может сниматься, потому что у него кривой нос. В итоге они меня замучили – естественно, я и согласился.

– Все отмечают, что ты очень круто сыграл.

– Я, конечно, очень люблю лесть, это всегда приятно слушать, но актер из меня просто нулевой. Получилось, наверно, если действительно так говорят. Но я худший актер и певец на этой планете – в этом я уверен.

– Рассказывая историю про Вагнера, ты назвал его «негром». Понятно, что в шутку, но все же. Тогда было другое время и так можно было сказать?

– Время совершенно не меняется. Я что тогда, что сейчас не люблю всех людей на этой планете: черных, желтых, зеленых и любых других. Я всех людей не люблю одинаково, но при этом отношусь ко всем толерантно. Если честно, я даже не пересматривал. Если я действительно там такое сказал, это, честно говоря, ужас. Это правда некрасиво. Но это действительно только шутка, не более того.

– Что сказал брат после выхода сюжета?

– Если честно, вообще не помню. Мне кажется, ничего не говорил. Очень много людей ко мне подходили, причем даже знакомые, близкие – кто-то через неделю, кто-то и через годы – и на полном серьезе спрашивали, почему мы скрываем третьего брата? Я различаю, когда человек шутит, а когда – нет. Нельзя сказать, что это было прямо очень часто, но происходило. В команде это тоже не обсуждали. Я даже не знаю, кто смотрел, кто не смотрел.

– Как отреагировали Бабаев и Гинер?

– Даже не знаю, смотрели ли они. Я сам не спрашивал, они не говорили.

– А Слуцкий?

– Леонид Викторович сказал: «Ничего». Так оценил со своей творческой высоты. Сказал, что получилось неплохо.

Программа «Футбольный клуб» закрылась на следующий год после выхода сюжета о третьем брате. Бар, в котором проходили съемки, – еще через пару лет. Вместе с обнулением «Плюса» исчезла и славная традиция дурачить футбольную аудиторию 1 апреля.

Фото: личный архив Алексея Березуцкого; «Футбольный клуб»/НТВ-Плюс; daily.afisha.ru/Марк Боярский; ПФК ЦСКА.