Алексей Хомич и Владимир Никаноров: соперники на поле и друзья по жизни
Начало:
Алексей Хомич: Вратарь, воспитанный по бразильской системе
В 1930-х годах волейбол быстро становился для москвичей народной игрой, составляя реальную конкуренцию футболу. Общесоюзные регулярные чемпионаты по волейболу начали проводить на три года раньше футбольных. Волейбольное противостояние Москвы и Ленинграда, сначала как сборных городов, а потом двух клубов «Спартак», превратилось в символ предвоенной эпохи. Кумирами московской молодёжи были Анатолий Чинилин, Алексей Якушев и Владимир Щагин. А центром притяжения волейболистов в столице стал открывшийся в 1928 году Парк Культуры и Отдыха, который вскоре получит прибавку к названию «имени Максима Горького».
На фото: Футболисты. Таганский парк. 1930-ые гг.
Возможно, Алексей с друзьями периодически отправлялись в Парк Горького, но острой необходимости у них не было, ведь недалеко от дома в рамках общегородской программы создания парков культуры и отдыха в 1934 году открылся Таганский парк. Там были созданы все условия для городского досуга: площадки для различных спортивных игр (от городков и крокета до волейбола и футбола), театр, читальня, лекторий и многое другое. Кроме того, в Таганском парке постоянно тренировались волейбольные команды спортивного общества «Рот-Фронт», что было особенно привлекательно для начинающих спортсменов. Во второй половине 1930-х мужской и женский коллективы этого общества признавались одними из сильнейших в советском спорте.
На фото: Хомич в составе детской сборной Пролетарского района Москвы, 1935 г.
Именно здесь, в Таганском парке культуры и отдыха летом 1935 года началась футбольная карьера Алексея Хомича. Школьная волейбольная команда, за которую выступал Хомич, стала сильнейшей в Таганском районе, а сам игрок вместе с товарищем по команде Василием Никулиным были включены в сборную Таганского района для участия в первенстве Москвы среди школьников младшего возраста (15-16 лет). Хомич с соратником отправлялись в душ после победного волейбольного матча, когда к ним подбежал капитан местной футбольной команды Ян Гродницкий. У них начинался матч с командой завода «Серп и Молот», а ни одного вратаря не явилось. Хомичу предложили закрыть вратарскую позицию.
Футбольный матч в Таганском парке. Ок. 1934-1937 гг.
После недолгих уговоров Алексей согласился и уже через несколько минут защищал честь команды Таганки в матче с грозным соперником. Капитаном и лидером атак коллектива завода «Серп и Молот» был юный и уже известный в молодёжной среде ровесник Хомича Костя Бесков. В дебютном матче Алексей смог обезвредить все голевые попытки атакующих игроков соперника, в том числе пару раз отбить сильные удары самого Бескова. Казалось, что победа уже в руках таганской команды, которая вышла вперёд ещё в первой половине. Но за несколько минут до конца матча ворота Хомича всё же распечатали. И сделал это он сам. Во втором тайме Хомич уже играл против солнца. Поймав мяч в своей штрафной площади после углового соперника, Алексей неожиданно обронил кепку. Обернувшись назад, сделал несколько шагов и поднял её, уже находясь за линией ворот. Тут неожиданно для него прозвучал свисток, и судья указал на центр поля. Матч закончился вничью. Хомич, естественно, был разочарован своей игрой, но капитан Гродницкий поддержал вратаря и пригласил его в их уличную команду. Мать Хомича, несмотря на своё неприятие этого вида спорта, всё же сняла запрет и позволила Алексею заниматься любимым делом. Вскоре Хомич оказался во второй команде Таганского района, а во время отсутствия основного голкипера выступал и в первой сборной, капитаном и лучшим нападающим которой был уже хорошо знакомый Алексею Константин Бесков. В 1936 году сборная Таганского района неожиданно для многих победила в чемпионате среди московских парков.
После финального матча в раздевалку победителей заглянул прославленный в прошлом нападающий Фёдор Николаевич Поляков, работавший теперь председателем футбольной команды мясокомбината. Заводской коллектив «Боец» выступал тогда в классе «Б» чемпионата страны. Фёдор Поляков сообщил юному голкиперу, что при заводе создаётся юношеская команда, куда и приглашают начинающего вратаря. Единственным препятствием на пути к новому шагу в футбольной карьере оставалось согласие матери, принципиальной противницы народной игры. Даже через много лет, когда имя Хомича стало известно всей стране, мать продолжала воспринимать футбол как простое мальчишеское увлечение. В тот день, когда Поляков пригласил его в команду, Алексей Хомич после продолжительной беседы с матерью смог заполучить её позволение, но только при условии ответственного отношения к учёбе.
Футбольный клуб мясокомбината имел многолетнюю историю. Ещё в дореволюционный период недалеко от будущего завода выступала знаменитая команда «Рогожского кружка спорта». А непосредственно предшественником «Бойца» был БУКС (Боеновский Участковый Клуб Спорта), открытый одновременно с «Динамо» в 1923 году. Позже он стал частью «Боеновского Клуба имени Прямикова», игравшего в 1920-х годах на стадионе в Михайловском (Сибирском) проезде. С 1925 года клуб отказался от использования фамилии Прямикова и стал называться Клуб имени Профинтерна Городских Боен, расположившись за Абельмановской заставой. Рядом в 1936 году спортсмены, работавшие в мясохолодильной промышленности, образовали ДСО «Боец».
Уже на первой тренировке в команде мясокомбината юному Алексею Хомичу предстояло пройти суровый футбольный экзамен. В роли экзаменаторов выступили игроки взрослой команды, так как детский коллектив к этому моменту уже закончил тренировку. Началось всё с изнурительной беговой части, оказавшейся особенно тяжёлой для Хомича, которому выдали бутсы на пять размеров больше необходимого. Потом последовали удары по воротам. Первым экзаменовал Хомича Виктор Талалихин, молодой футболист «Бойца» и начинающий лётчик. Через несколько лет он получит звезду Героя Советского Союза за один из первых в истории ночных таранов в августе 1941-го. Потом к мячу по очереди подходили Михаил Гарников, Михаил Устинов и другие футболисты. Со стороны за всем этим процессом наблюдал основной голкипер команды Владимир Никаноров. Он был всего на три года старше Хомича, но уже получил признание в футбольной среде. После тренировки именно ему предстояло разобрать игру новичка команды. Хомич уже смирился с мыслью, что ему придётся закончить свою так и не начавшуюся карьеру в составе «Бойца», но будущий голкипер ЦДКА и сборной СССР Никаноров сумел разглядеть высокий потенциал новичка, передав ему свои вратарские перчатки. Уже после окончания войны в 1945 году Хомич и Никаноров вспомнят про эти перчатки… во время матча чемпионата страны между ЦДКА и «Динамо».
С этого дня между Хомичем и Никаноровым завязалась тесная дружба. В годы войны оба будут находиться в Москве и выступать за свои команды на первенство города. А в первую послевоенную пятилетку соперничество двух ведомственных клубов, за которые к тому моменту выступали уже бывшие голкиперы мясокомбината, станет культовым для всего советского спорта. После первого дерби 22 июля 1945 года у Хомича с Никаноровым сложилась традиция не только дружески подначивать перед матчем, но и поздравлять друг друга с победами.
Так, в памяти Алексея Петровича сохранился эпизод из печального сезона 1948 года. Перед последним туром «Динамо» лидировало, опережая «армейцев» всего на одно очко. Решить судьбу золотых медалей им предстояло в очном поединке. Бело-голубых устраивала даже ничья. Но Всеволод Бобров уже на третьей минуте открыл счёт. Об этой игре написано много статей и уделено много места в воспоминаниях свидетелей матча. Можно адресовать читателя хотя бы к книге Льва Филатова «Наедине с футболом». Напомним лишь, что матч в драматичной концовке завершился победой армейцев, завоевавших, таким образом, первенство Союза. Но нам интересно то, что произошло после встречи. Несмотря на досаду и разочарование своей игрой, Хомич всё равно исполнил свой с Никаноровым обычай. После матча Алексей Петрович дождался своего визави у раздевалки, обнялся, расцеловал и шутливо сказал, что из-за отличной игры армейского голкипера «плакала» шуба для жены Валентины. Как раз недавно Алексей Хомич женился и хотел порадовать супругу дорогим подарком, который планировал приобрести на обещанную руководством премию по случаю чемпионства – 16 тысяч рублей.
К сожалению, ни один из друзей не мог и предполагать, что и уйдут они из этого мира вместе: Владимир Никаноров скончался 20 мая 1980 года. Через десять дней не станет и Алексея Петровича.
Но вернёмся к началу их карьеры. До войны Алексей Хомич успеет несколько сезонов отыграть за команды «Бойца» и «Пищевика», познакомиться со многими выдающимися мастерами и даже попасть на карандаш начинающему тренеру Льву Корчебокову. Обо всём этом речь пойдёт впереди.
Продолжение следует...