Трибуна
10 мин.

Диктором на стадионе «Зенита» работает актер театра «Балтийский дом». Он ездил на матчи прямо со спектаклей

От редакции: вы в блоге «Про футбол», а ниже – текст про диктора «Зенита». Поддержите автора плюсами, чтобы он делал такие посты чаще!

«Говорит стадион «Петровский», «Гол гол гол гол гол го-о-о-о-л-л-л, Зенит Зенит Зенит Зени-и-и-и-и-и-и-т», – именно такие невероятно эмоциональные возгласы на протяжении многих лет часто слышали болельщики «Зенита», приходя на стадион. А рупор этих эмоций – диктор стадиона, актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов.

Большинство из нас включают спортивные каналы или приходят на стадион, чтобы увидеть захватывающее зрелище. Выиграла любимая команда – радость, поражение – тоска и грусть. Обычное дело. А обсуждая игру, болельщики чаще всего говорят о том, какой состав выставил тренер, на какой позиции играл тот или иной футболист и так далее.

Но ведь действующие лица футбольного шоу – не только игроки с тренерами, но и диктор. Он играет заметную роль в каждом матче, и футбол получается зрелищным во многом благодаря тому, что он активно заводит трибуны или подчеркнуто эмоционально объявляет авторов голов. Но, как правило, болельщики не задумываются над тем, что он из себя представляет.

Сегодня и у театра, и у футбола трудные времена. Коронавирус отнял у болельщиков и театралов возможность наслаждаться любимым зрелищем. Но весь этот кошмар когда-нибудь закончится, а пока, спустя несколько дней после Всемирного дня театра (27 марта), предлагаю вспомнить об актере, который совмещает работу на сцене с работой на стадионе.

***

Анисимов – актер, снимался в «Бандитском Петербурге» и «Тайнах следствия»

Константин Анисимов вырос в актерской семье. В этой профессии нашли себя не только его родители, но и бабушка с дедушкой. Возможно, это предопределило дальнейшую судьбу Константина.

За «Зенит» актер стал болеть благодаря случаю в детстве. Вот как он сам рассказывал об этом: «Мне было лет семь, когда отец впервые взял меня на игру «Зенита», так сказать, официально. Как раз накануне он снялся в фильме «Удар, еще удар». Роль ему досталась не самая патриотичная – некий футболист Ранке, который всячески пакостит советской сборной. Но так или иначе, а главный тренер тогдашнего «Зенита» (Аркадий Алов – прим.) был консультантом фильма. В общем, смотрели игру в нормальных условиях, и домой возвращались на зенитовском автобусе вместе с футболистами. «Зенит» тогда проиграл. Кажется, «Кайрату». Я был в шоке, когда при въезде со стадиона болельщики чем-то закидали автобус. Не знаю, яйца это были, или помидоры. Разбить ничего не разбили, но вот таким образом отношение свое выразили к неудаче команды. «Проиграли – ну и что? – думал я. – Отчего такие страсти?». Позже понял, что болельщики бывают разные – цивилизованные и дикие. Как теперь мы их называем, фанаты. Тогда мне стало так жалко игроков… Вот, наверное, с тех пор и заболел «Зенитом».

Как выяснилось позже, судьба тогда надолго свела актерскую профессию и футбол. Константин сам решил стать актером и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Уже на творческом испытании футбол напомнил о себе.

«На вступительном экзамене у меня поинтересовались, чем увлекаюсь помимо театра, и, услышав про футбол, тут же попросили сыграть игрока, забивающего пенальти, – вспоминал Анисимов в интервью «Комсомольской правде». – Я установил воображаемый мяч, изобразил удар, после чего со вскинутыми руками побежал к членам комиссии и с радостным криком упал перед ними на колени. Экзаменаторы долго тряслись от хохота».

ЛГИТМиК актер успешно окончил в 1987 году по классу народного артиста СССР Игоря Горбачева, и сразу был принят в труппу театра «Балтийский дом» (который тогда назывался Ленинградский театр им. Ленинского комсомола), где играет и сегодня.

За годы работы на сцене Анисимов исполнил множество ролей, среди которых выдвинутые на «Золотой софит» роли Тихона в спектакле «Почему люди не летают» и Захара в спектакле «Жизнь Ильи Ильича». Еще Константин снялся во многих отечественных фильмах и сериалах: «Тайны следствия», «Бандитский Петербург», «Брат», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и так далее.

Вот, например, кадр из сериала «Тайны следствия 4», где он сыграл капитана милиции Алексея Алексеевича Чижика.

Петербург – город театральный, «Балтийский дом» – один из самых известных и востребованных в этой сфере, но любители театра и любители футбола пересекаются в городе нечасто. Возможно, Константин так и остался бы неизвестен для болельщиков, если б не бывший генеральный директор «Зенита» Илья Черкасов. Именно он заметил Константина на стадионе «Коломяги-спорт» в 2003 году, куда одноклассники пригласили поработать Анисимова диктором на матчах дублирующего состава «Зенита». Судьба методично, раз за разом соединяя в жизни Константина Анисимова игру актерскую и игру футбольную – так что эта встреча не могла не произойти.

Первым большим матчем, на котором Анисимов отработал в качестве диктора, стала игра между «Зенитом» и «Ростовом» на «Петровском» 6 апреля 2003 года. Она завершилась вничью 0:0, а Константин Анисимов с тех пор почти все время работает на домашних играх «Зенита» (правда с перерывом на полтора года, но об этом чуть позже).

Однажды Анисимов дважды объявлял на весь стадион испанского консула – потому что с первого раза тот не услышал

Во время работы дикторы часто попадают в разные ситуации – забавные, а иногда и весьма драматические. В 2018 году в интервью сайту «Матч ТВ» Константин Анисимов рассказал о некоторых из них: «Так получилось, что в самом начале моей дикторской карьеры было очень много объявлений. Делал по 30-40 штук за тайм. Звучало все – от какого-нибудь ресторана до ковролинов-линолеумов.

Также тогда было принято объявлять почетных гостей. «Зенит» играл с «Севильей». На трибуну приехал консул. Мне звонят: «Надо сказать, что на стадионе присутствует условно Родриго Хуан Альберто Карлос Мария». Объявляю. Вроде бы все нормально. Через несколько минут снова звонок: «Надо еще раз». «Я же, – говорю, – только что его называл». А в трубке: «Он не слышал». С трудом удержался, чтобы не сказать на весь стадион: «Для тех, кто не услышал, повторяю: на стадионе присутствует Родриго Хуан Альберто и так далее». Но в итоге, конечно, просто объявил испанца еще раз».

И еще один случай: «Тоже давний. Монитора с повтором у нас в кабине еще не было, и я не увидел, кто забил гол. Звоню знакомому, который смотрит игру дома по телевизору. Кто, спрашиваю, забил? Он с тем же вопросом к друзьям. И тут слышу в трубке их голоса: «Не знаем. Диктор на стадионе еще не объявлял. Ждем!». Пришлось пулей мчаться к компьютерщикам и смотреть, кто забил, на повторе».

Часто спектакли и матчи проходили в один день – спасало, что театр был в пяти минутах езды от «Петровского»

Поскольку Анисимов работает актером в театре и диктором на стадионе, в начале 2000-х ему было трудно это совмещать – ведь спектакли и матчи начинаются примерно в одно и то же время. Но, по счастливому стечению обстоятельств, стадион «Петровский» и театр «Балтийский дом» находятся недалеко друг от друга – это порой его и спасало.

В интервью «Вечернему Петербургу» Константин Анисимов рассказывал, на какие ухищрения ему приходилось идти: «Последние три-четыре сезона руководство клуба и театра договаривались. А раньше приходилось выкручиваться самому. Помню, однажды в день матча «Зенита» я играл Лаэрта в «Гамлете». Спектакль очень длинный, начинался в шесть вечера. К счастью, во втором акте, который шел почти два часа, мой герой не задействован – а «Балтийский дом» находится в пяти минутах езды от «Петровского». Я примчался на стадион, отработал матч и успел вернуться к третьему акту».

Лаэрт – интересный персонаж, но в связи с рассказанной выше историей можно вспомнить, что в театре в это же время Анисимов сыграл роль авантюриста Остапа Бендера в спектакле «12 стульев», причем его Остап ухитрялся в спектакле примерить на себя зенитовский шарф. И в жизни, получается, судьба давала Анисимову роли таких же привлекательных авантюристов, похожих на Фигаро (который «Фигаро здесь, Фигаро там») или Труффальдино (он же «слуга двух господ»).

Кстати, именно с 2008 года «Зенит» предоставляет в «Балтийский дом» график своих матчей, чтобы спектакли Анисимова и матчи «Зенита» не накладывались друг на друга. Судьба опять решительно взяла дело в свои руки, пытаясь гармонизировать одну игру с другой.

В 2016 году «Зенит» отстранил Анисимова – он привел в дикторскую сына, а это запрещено

Но что такое шоу без драматических сюжетов? В начале 2016 года Константин Анисимов на какое-то время был отстранен от работы на матчах из-за того, что во время игры «Зенит» – «Валенсия» в ноябре 2015 года он привел в комментаторскую зону своего сына. Этот поступок очень не понравился руководству – по правилам УЕФА в дикторской запрещено находиться посторонним лицам.

Сам Анисимов так рассказывал телеканалу «Санкт-Петербург» о своем увольнении: «Сзади, со спины. Я даже не видел со спины, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!». И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?». Я говорю: «Да, конечно, со мной». «Ты больше не работаешь». Все».

Позже Анисимов объяснил, что появление детей в комментаторской зоне было на месте согласовано с представителями УЕФА, однако руководитель пресс-службы клуба тогда заявил следующее: «Анисимов провел посторонних людей в особую зону, где работают представители УЕФА, организаторы трансляции и транслирующие компании. Его действия могли создать серьезные неудобства телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны УЕФА».

Впрочем, в начале сезона-2017/18 Константин Анисимов вернулся в дикторскую кабину – болельщики «Зенита» снова могут наслаждаться его заводным голосом уже на новом стадионе.

Во время золотого матча «Локо» – «Зенит» в 2018 году диктор москвичей потроллил Анисимова

Работа Константина за микрофоном нравится далеко не всем. И речь не о болельщиках «Зенита», многие из которых поставили свои подписи под петицией о возвращении Анисимова к должности диктора после его увольнения, а о коллегах.

Например, диктор стадиона «РЖД Арена», болельщик «Локомотива» Евгений Кириллов своеобразно подшутил над Анисимовым, когда «Локо» забил «Зениту» на своем домашнем стадионе в мае 2018-го. Объясняя поступок, Кириллов сказал: «После гола он всегда акцентировано повторяет: «Зенит», «Зенит», «Зенит». Это жутко бесит, когда ты сидишь на стадионе в Питере, твоей команде забили, и еще это объявление: «Зенит», «Зенит», «Зенит». Когда Эдер забил чемпионский гол, то я начал объявлять: «Мяч в ворота команды «Зенит», «Зенит», «Зенит»…» Потом выдержал паузу, чтобы наши ребята посмеялись, а зенитовцы посвистели, и объявил автора».

Эта шутка стала для Евгения Кириллова фирменным знаком во время последующих матчей «Зенита» с «Локомотивом».

***

Сейчас Константину Анисимову 53 года, и он продолжает работать на домашних матчах «Зенита». Уверен, что еще не одно поколение болельщиков питерского клуба услышит его фирменное «Гол гол гол гол гол го-о-о-о-л-л-л, Зенит Зенит Зенит Зени-и-и-и-и-и-и-т».

Фото: baltic-house.ru; fc-zenit.ru