16 мин.

Рассказываем историю «Газмяса»: Галустян играл подонка и считал сцены перебором, Гатальский работает менеджером, Абелардо пропал

Мы – мясо. Мы – газ!

 

2 июня 2007 года, «Петровский», хет-трик Кержакова, Россия громит Андорру 4:0. Болельщики увидели на трибуне Михаила Галустяна и закричали «Газмяс! Галустян! Армения!» – настолько популярным был тогда скетчком «Наша Раша» на ТНТ и сыгранный Галустяном шарлатан, который дубасит и материт футболистов («Тебя покажут в «Вести недели», рубрика «Дебил года»), подкупает судью, флиртует с женой своего игрока и заявляет команду мужиков в женскую лигу (но «Газмяс» все равно проигрывает, пропуская по 14 голов за тайм). 

Последний эпизод про «Газмяс» вышел в третьем сезоне «Нашей Раши» в 2008 году (ее закрыли в 2011-м), но мифологический футбольный клуб вспоминают и сейчас: в прошлом году хакеры взломали сайт ПФЛ и добавили туда «Газмяс». Да и вы наверняка называли слабые или нелюбимые команды «Газмясом», примеряли фразу «В Омске живут футболом и умирают им» на свои города и мечтали, чтобы тренер Галустян с замашками Гаттузо возглавил «Спартак».

Первая серия «Нашей Раши» вышла в 2006-м (сейчас повторяют на канале ТНТ4), и «Газмяс» сразу стал событием, потому что показал футбол так, как к нему у нас и относились: будто бы вратари ничего не ловили, тренеры не разбирались в тактике, но разрушали раздевалки ором и кулаками, а команды особенно феерично сливали на всех фронтах. Евгений Марков рассказывает его историю. 

• «Газмяс» – это отсылка к «Спартаку» и «Зениту»?  

• Как на самом деле зовут тренера команды и почему он долгое время ходил без имени? 

• Обижались ли актеры (и особенно Гатальский!), что их постоянно бьют? И били ли их на самом деле?

• И как сложилась карьера звезд второго плана – вратаря Гатальского и защитника Прокопенко. Шутят ли над ними до сих пор? 

«Газмяс». Откуда такое название?     

В Омске есть два футбольных клуба – «Иртыш» (ПФЛ) и «Динамо» (в любителях), никакого «Газмяса» в городе не было, его название придумали создатели «Нашей Раши». 

Первая реакция на «Газмяс» – да это же сочетание «Зенита» и «Спартака». Сыгравший в одной серии самого себя Дмитрий Сычев тоже так подумал: «Газом» фанаты прозвали питерский «Зенит», а «мясом» – «Спартак». Вот ребята и сложили два названия». 

Однако создатели говорят, что название – про другое. Светлаков (в эпизодах про «Газмяс» играет жадного судью и доктора, который путает банки с анализами футболистов) говорит, что название привлекло «нелепостью и абсурдностью сочетания несочетаемых вещей – газа и мяса».  

«Газ, мясо – этого добра у нас в стране хватает, – продолжает Галустян. – Да, некоторые пытались найти в этом глубокий футбольный подтекст, что мясо – «Спартак», а газ – намек на главного спонсора «Зенита». Чепуха. Об этом абсолютно не думали».

Отсылка к «Спартаку» и «Зениту» все же была, но только в пятом сезоне «Нашей Раши»: замотанные в гипс фанаты московского «Москвича» и питерской «Невы» (эмблемы – как у «Спартака» и «Зенита») лежат в больнице после массовой фанатской драки и гадят друг другу – дерутся и подливают мочу в капельницу, а в одной серии фанатов усыпляет врач-болельщик «Локомотива».

Оказывается, героя Галустяна зовут Геннадий. На съемках он дубасил каскадеров, которые отказывались играть футболисток в париках и с грудью  

Все серии про «Газмяс» снимали на московском стадионе «Москвич» – игра почти не показана, основа скетчей – эмоциональное общение тренера и игроков в раздевалке. 

Футболисты «Газмяса» не получают и 700 рублей в год, зато тренер всегда одет в розовый спортивный костюм, носит золотую цепь и часы, его волосы блестят от геля. Галустян говорит, что не копировал образ конкретного тренера (например, главный герой сериала «Большая игра» смотрел на Слуцкого), а играл самого себя: «Человека, который вечно недоволен, ругает всех, пинает, одно слово – подонок».

Долгое время тренер-подонок ходил без имени. «Мы судорожно стали вспоминать: какое же, черт возьми, у этого тренера имя? – вспоминал Галустян. – Проскальзывало ли оно в предыдущих сериях? Когда выяснилось, что нет, прямо на месте решили – Геннадий. Без отчества и фамилии».

Галустян рассказывал, что сыгранных актерами футболистов (Гатальского и Прокопенко) не бил, а остальных (их сыграли каскадеры) «мог колошматить как пожелаю»: 

«Но никто не говорил: «Как получится, Мишка, так нас и отлупи». Все расписано и отработано до мелочей. Первый удар сюда, шаг назад, прыжок сверху, к тому же ребята надевают специальную защиту. Без неожиданностей, к сожалению, не обходится. Бывает, соскользнет рука, [но] они каскадеры, люди привычные. А вот когда я вратарю Гатальскому случайно по челюсти заехал, очень неловко себя чувствовал. Или, помню, бутылку об его голову разбивали.

– Что за бутылка?

– Специальная – из сахарного сиропа. Хотя на вид обычное стекло. Жахнул Гатальского по голове – кровь чуть-чуть пошла. Тоже неприятно. Но и мне, случается, достается. Растяжения, надрывы связок в порядке вещей. Как-то головой ударился о шкафчик. Устроили перекур, а постановщики в это время натерли линолеум, о чем никого не предупредили. Забегаю в раздевалку – и ка-а-к грохнусь!». 

Михаил Додзин (сыгравший Гатальского) в интервью Sports.ru: «Это была бутылка из специального материала, их делают для кино и тв. Они довольно хрупкие и при ударе определенной силы разлетаются на мелкие осколки, но не настолько острые, чтобы поранить. Миша [Галустян] в одном эпизоде должен был разбить такую о мою голову. Но дело в том, что не вся моя голова покрыта волосами одинаково густо, и удар Галустяна пришелся по открытому месту на макушке, еще и несколько дублей пришлось делать. На каком-то из них разбившаяся бутылка слегка оцарапала мне кожу, и выступила кровь. Миша не профессиональный исполнитель трюков и не ожидал, что может меня ранить, минут пять успокаивался, чтобы продолжить съемки. Но мы обработали мою ссадину и эпизод досняли.

– Все серии вас только и делают, что бьют. Как такое играть? 

– Что значит, все время бьют? Это же трюки, постановка.

Неудобного тут только то, что ни я, ни Миша не каскадеры, но он был очень щепетилен по отношению ко мне и старался все делать аккуратно.

Я к съемкам относился как к работе, веселых историй особенно не было. 

При этом сценарий мы – второстепенные персонажи – видели не всегда и, например, не знали, что сегодня или завтра нам придется наряжаться в женщин, да еще делать накладную грудь.

Для каскадеров это стало неприятным сюрпризом: они же все такие брутальные мужики, мачо, а придется выглядеть нетрадиционно.

Они устроили забастовку и отказались в этом сниматься – но в итоге их уговорили, а каскадеры поменялись футболками. Логика такая: «Если я в чужой футболке, то это уже вроде как и не я». Но вне кадра они вовсю веселились с этими прикидами».   

Галустяну многие сцены казались перебором, Прокопенко ушел после первого сезона, а Гатальский был готов ко всему 

Геннадий не только бьет игроков и называет их «мешками с говном», а еще мучает. В «Нашей Раше» это не показали, но тренер в одной из серии говорит, что после очередного разгрома он прибил вратаря Гатальского к штанге и расчленил, а игроки после матча унесли через проходную «немного Гатальского».  

«Если бы вратарь «Газмяса» пропустил такой гол, то была бы жесть в раздевалке, пришлось бы ему продавать вторую почку», – так соавтор «Нашей Раши» Сергей Светлаков описывал игру Ивана Левенца, когда Аршавин обежал его и забил в Суперкубке-2008.  

«Порой такого напридумывают – волосы дыбом встают, – вспоминал Галустян. – Гена и вешает игроков, и конечности им отрывает... Фантазии нет предела. Разумеется, с чем-то не соглашаемся еще на стадии утверждения текстов, начинаем спорить. Но переубедить продюсеров (Слепаков, Мартиросян и Пежемский – Sports.ru) удается не всегда. В третьем сезоне есть серия, где я закрыл в шкафу родителей судьи, затем вытащил их и расстрелял из автомата. По-моему, кошмар. И ничего смешного тут уж точно нет. Однако продюсер с пеной у рта доказывал обратное: «Миша, пойми, это бомба. Люди будут обсуждать, нам это и требуется». Ладно, вздохнул, убедили.

В другом сезоне по сюжету я должен был соблазнять жену Прокопенко (в итоге соблазнил, и она ублажала тренера на глазах у игрока – Sports.ru). Как же не хотел это играть! «Ребята, давайте иначе снимем эту историю, как-нибудь завуалированно», – предлагал я. Со мной не соглашались: «Tы что, старик, это классно». А после выхода серии от разных людей слышал: «Ой, до чего же здорово ты с женой Прокопенко все проделал! Мы угорали от смеха». И я подумал: «Наверное, чего-то не понимаю».

Слепаков рассказывал реакции на жестокость сериала: «Нам написала одна женщина, что после просмотра истории о тренере «Газмяса» ее ребенок пошел в спальню и оторвал головы всем игрушкам».

Сыгравший защитника «Газмяса» Прокопенко актер Дмитрий Аросьев снимался только в первом сезоне, а от второго и третьего отказался, о чем рассказал Sports.ru: «Мне показалось, юмор начал заканчиваться. Сценарий второго сезона прислали заранее, там юмор пошел ниже пояса – понятно, что проект круто стартанул и нужно было оперативно делать новые сезоны».

А вот Гатальского все три сезона играл Михаил Додзин, потому что был готов: 

«Когда мне позвонили и предложили обсудить участие в проекте, то первым делом спросили, не против ли я, если меня будут бить и жестко обращаться. Я, конечно, ответил, что меня этим не напугать, и приехал на разговор в офис недалеко от СК «Олимпийский», где меня встретили Гарик Мартиросян и режиссер Максим Пежемский и снова спросили насчет избиений.

Я плохо знал ребят из КВН, которые все это замутили, а Пежемского запомнил по короткометражке «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» (и, конечно по «Мама, не горюй»). Фильмы дико смешные, и я был очень рад, что смогу поработать с Пежемским».

В «Нашей Раше» снялся Сычев (хотели Дрогба и Шевченко), он обиделся, что «Газмяс» из его родного Омска 

В третьем сезоне тренер Геннадий уговаривает нападающего «Локо» Дмитрия Сычева сыграть один матч за «Газмяс» – называет гением, предлагает 760 рублей, кубки, вымпел и мяч «Газмяса» с автографом главного тренера. Сычев просит 10 тысяч долларов, а потом – чтобы тренер «засунул себе этот мяч в жопу». Серия заканчивается, когда защитник Прокопенко приносит магнитолу из машины Сычева, а тренер ухмыляется. 

«Кстати, [Сычев] поначалу обиделся, что «Газмяс» из Омска, – вспоминал Светлаков. – Говорил: «У нас там полно нормальных игроков. Не могли другой город выбрать?!». А потом привык. Более того, Челябинск (серии про фрезеровщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией Ивана Дулина – Sports.ru) и Омск благодаря [«Нашей Раше»] у всех на слуху. Идею [позвать Сычева] подкинул креативный продюсер программы Семен Слепаков, он знал о нашей дружбе с Димой. Причем сюжета изначально не было, его придумали только после согласия Сычева сняться».

Галустян: Пока не начались съемки, Дима постоянно названивал: «Ну когда же приходить?».  

Светлаков: «Съемки продолжались около шести часов, выдержать с непривычки такое непросто. Вокруг ходили осветители, режиссер, гримеры, в общем, куча народу – его все это немного смущало. Диме было бы гораздо проще, если б мы работали втроем. Мы потом созвонились вечером того же дня, он сказал, что жутко устал морально, только начал в себя приходить».

Галустян: «Дима – молодец, справился. Правда, волновался, что суховато получилось и никто не смеется. Успокоили: «Поверь, после монтажа все будет смотреться иначе».

Светлаков: «[Помимо Сычева] мы связывались с Шевченко, он сказал, что может переговорить с Дрогба. Никто не был против, что нас очень порадовало. Они должны были появиться в «Газмясе», но мы полтора года работали над сценарием, и из окончательного варианта этот эпизод вылетел».

На общем фото с Сычевым нет вратаря Гатальского. 

«Когда Дмитрий пришел к нам на площадку, все ребята-каскадеры, которые играли футболистов, побежали с ним фотографироваться, а мне в этот момент делали сложный грим и прическу, поэтому на фото с Сычевым меня нет», – рассказал Sports.ru сыгравший вратаря Додзин.  

Роль Прокопенко спасла актера от прокола на свадьбе, а Гатальский сейчас работает в театральном бюро и нигде не снимается 

Дмитрий Аросьев (Прокопенко в первом сезоне) также играл Владислава Третьяка в фильме «Харламов. Дополнительное время» с Алексеем Чадовым, в детстве гонял в футбол во дворе (лучше всего получалось в воротах), занимался беговыми лыжами.

Прокопенко он стал случайно: «Футболка с фамилией, а вместе с ней и роль, мне досталась уже на съемочной площадке (видимо, просто был мой размер), там же нам раздали тексты ролей. При этом у всех участников проекта был свой взгляд на то, как надо существовать в кадре. Галустян показывал, как бы сыграл он – немного с наигрышем, по-театральному. Сеня [Слепаков] – более тонко. Пежемский пытался идти от актеров, а оператор показывал откровенно по-дурацки (хорошо, что он оператор, а не режиссер или актер). Я делал в итоге свой вариант, пытаясь поверить в абсурдность игровой ситуации».

Сцены «Газмяса» с участием Прокопенко снимали три-четыре дня, а на улице узнавали еще три-четыре года.   

«Я как артист много работал с площадными театрами, – вспоминает Аросьев. – Однажды делали большой уличный спектакль для одной очень пышной свадьбы, но что-то технически не ладилось и мы никак не могли начать. Так вот когда разгоряченные зрители уже были готовы нас бить (реально), меня вдруг узнал Галустян, который оказался среди гостей: «О, Прокопенко!». Мы весело пообщались, и все кончилось хорошо. 

– А как у вас дела сейчас?

– Замечательно! Воспитываю троих детей и работаю над большим площадным спектаклем».     

Михаил Додзин же говорит, что указывает в резюме Гатальского, хотя «для серьезных ролей он скорее минус, чем плюс»: «На разных сайтах посмотрел страницы каскадеров и постановщиков трюков – они в резюме «Нашу Рашу» не упоминают».

«Люди театра очень критично относятся к тому, что делают выходцы из КВН, если не сказать хуже, – продолжает Додзин. – И те, кто снимает серьезное кино, щепетильно относятся к подбору актеров, стараются не брать тех, кто засветился в чем-то сомнительном с их точки зрения. Правда, серьезное кино сейчас практически не снимают. Кроме того, я как актер ничего особенного там не сделал, нечем хвастаться.

– Как еще на вас отразилась роль Гатальского? 

– Время от времени поклонники «Нашей Раши» разного возраста хотят меня зафрендить или пишут в личку. Если обращаются вежливо, я обычно отвечаю. Еще в интернете есть какая-то волна: где, мол, сейчас Гатальский, что делает. Люди находят мои страницы, используют мои фотографии и личную информацию в своих видео. Это в открытом доступе, но когда делают без спроса или предупреждения, мне неприятно.

Снимаюсь редко, по кастингам не бегаю. Если зовут сниматься студенты-режиссеры – иду бесплатно. Иногда играю русскую классику в маленьком полустудийном театре, а работаю я менеджером в театральном бюро путешествий «Бинокль»: встречаюсь с теми клиентами, которые по каким-то причинам не могут посетить наш офис.

– Коллеги в курсе, что вы Гатальский? 

– Знают, относятся с юмором, им прикольно, что мой персонаж так известен. Бывает, при встрече называют Гатальским, но это все реже. Правда, некоторые знакомые считают, что Гатальским я испортил себе актерское реноме». 

Помните одноногого Абелардо (он же Джамшут)? Тот актер спился, и никто не знает, где он 

Тренер Геннадий очень хотел победить и за 60 тысяч рублей купил в «Газмяс» легионера – «быстроногого бразильца Абелардо». Правда, Абелардо запрыгнул в раздевалку на костылях и у него не оказалось ноги. 

Актер Валерий Магдьяш играл не только Абелардо, его главная роль в «Нашей Раше» – гастарбайтер Джамшут, также он был бомжом Коляном и боковым арбитром в другой серии про «Газмяс».   

Его последняя работа – роль Брежнева в документальном фильме «Глаз Народа» в 2012 году. С тех пор Магдьяш пропал: нигде не снимался, писали, что у него запой и жизнь на дне. 

Мы созвонились с бывшим директором актера Сергеем Любащенко: «Не знаю, где Валера сейчас, но знаю точно, что у него были или есть проблемы с алкоголем». 

Сам актер недоступен ни по одному из номеров.   

«Газмяс» закрыли после побед сборной на Евро-2008, Светлаков считает, что смеяться над футболистами – неактуально

«Мы решили, что линия [«Газмяса»] изжила себя, – рассказал Светлаков в 2008-м. – Помимо удачного выступления сборной России возникли проблемы с новыми сценарными ходами. Тренер уже все что можно со своими несчастными игроками сделал, дальше только смерть могла быть и расчлененка, сплошная жесть.

В общем, решили «Газмяс» похоронить, и слава богу. В творческом смысле это не есть хорошо, но как жители нашей страны мы рады, что так произошло. Пусть бы вообще ни одного сюжета не было для «Нашей Раши». Чтобы гаишники взяток не брали, чтобы учительницы не брали деньги с учеников».

И чтобы в футбол играли. И чтобы здоровы все были. 

В материале использованы интервью актеров «Нашей Раши» Championat.com, «СЭ» и «Комсомольской правде».      

Фото: tnt-online.ru; из личного архива Михаила Додзина