11 мин.

Тито укреплял культ личности через спорт: платил за победу над сборной СССР долларами и противопоставлял себя Сталину

Иосип Броз Тито в социалистической Югославии воспринимался как заботливый вождь. Следовать за ним в счастливое и светлое будущее стремились многие, а любить Тито учились еще в детском возрасте.

Когда закончилась Вторая мировая война, коммунистической партии Югославии предстояло решить целый ряд задач. Во-первых, построить принципиально новое социалистическое общество. Во-вторых, добиться мирного сосуществования народов, разобщенных тяжелым периодом массового насилия.

Возникла федерация, в состав которой вошли шесть республик и два автономных края. Она была построена на принципах равенства и братства, а граждан настраивали на труд во благо счастливого социалистического будущего.

***

Культ Тито возник еще во время партизанской войны и прогрессировал с течением времени: Тито становился харизматическим вождем, олицетворявшим и коммунизм, и грядущее счастье. Тогда связь между культом Тито и футболом только начинала выстраиваться.

Условно в отношениях между Тито и футболом можно выделить три этапа:

1. До 1945 года – фаза формирования социального отношения между вождем и его окружением, борьба с коллаборационистами за влияние на футбол.

2. До 1948 года – нормализация отношений между властью и спортом, попытка достичь стабильности. Развитие по советскому образцу.

3. До 1953 года – стремление через спорт показать превосходство системы Тито над системой Сталина.

4. До 1980 года – поддержание и распространение культа.

***

Попытки использовать футбол в политических целях предпринимались еще в 1920-е годы. Например, коммунистическая партия Югославии использовала спорт в рабочей среде (в 1922-м в Мостаре был основан клуб «Вележ») для своей политической деятельности. Тогда эти действия встречали репрессиями со стороны королевского правительства.

Проникновение политики в футбол продолжилось и во время войны. В партизанской борьбе участвовали многие люди из спорта. В 1942 году даже прошла Партизанская олимпиада среди солдат, рабочих и молодежи. Футбол должен был показать, что ситуация в освобожденных регионах стабильна, и дать людям уверенность в будущем. 

«Хайдук» был одним из лучших клубов межвоенного времени, и именно поэтому стал одним из важнейших символов освободительной борьбы в спортивной сфере. В 1944 году и игроки, и администрация клуба сбежали в освобожденные области и, получив разрешение Тито, провозгласили себя командой партизан. Игры «Хайдука», которые проходили по всему побережью Средиземного моря, внесли весомый вклад в пропаганду сопротивления.

«Хайдук» в 1945 году

«Торжественно обещаем тебе: сделаем по мере сил все, чтобы наш вклад в национально-освободительную борьбу был больше и важнее, под руководством Национального комитета во главе с величайшим сыном хорватского народа – маршалом Иосипом Брозом Тито», – сказано в письме «Хайдука», символически адресованном Сплиту.

***

К 1945-му страна добилась освобождения, и коммунисты начали воплощать мечту о новой Югославии. Теперь Тито хотел, чтобы люди привыкли к его харизме. Для этого вокруг лидера создавали мифы.

Пропаганда тесно связывала спорт и политику. Вот так орган «Фискултурна ревия», связанный с «Црвеной Звездой», отметил основание Социалистической Федеративной Республики Югославия: «В наших сердцах всегда будет гореть пламя слов нашего Тито, которые мы станем исполнять с еще большей любовью и еще большей гордостью в Федеративной Народной Республике Югославии. Да здравствует Федеративная Народная Республика Югославия! Да здравствует маршал Тито!»

Сначала в Югославии приняли советскую модель развития физической культуры: массовый активный отдых, который использовали для политического воспитания. Югославская конституция 1946 года гласила: «Государство осуществляет заботу о физическом воспитании народа, в особенности молодежи, для улучшения здоровья и трудоспособности народа, а также для укрепления обороноспособности государства». Так спорт в Югославии стал важной частью модели нового человека в социалистическом мире. Тито и сам подтвердил это, говоря о югославских спортсменах в 1971 году: «И они также должны быть примером в развитии братства и единства, ибо спорт не знает границ…»

Так образовался важный треугольник: Тито – спорт – молодежь. Тогда вождь, думая о будущем, хотел привлечь к себе молодое поколение. Молодежь считали синонимом спорта, а спорт – синонимом здоровья, счастья и радости. А радость – это любовь.

Легко догадаться, на чем выстраивался культ Тито. Понятия «забота», «понимание» и «любовь» играли все большую роль. Тито хотел создать вокруг себя образ вождя, который понимает желания молодежи и рабочих.

Тогда футбол (а особенно молодежный) бурно развивался. Теперь это уже массовый вид спорта, в который играли в каждом дворе. Уже в 1951 году югославская молодежка стала неофициальным чемпионом Европы. Активно работал Футбольный союз Югославии: благодаря его деятельности футбол получил развитие в школах, на заводах и предприятиях, в маленьких городах и селах.

Футбольный союз возник лишь в 1948-м, а до этого футболом занимался Союз физической культуры Югославии. Одними из главных задач этого органа были «правильное воспитание футболистов» и «формирование их моральных качеств».

Особую роль в этом деле получили несколько футбольных клубов, которые поддерживали коммунистов еще до 1945-го. «Буржуазные» и «коллаборационистские» команды эти времена не пережили. На их место пришли сообщества, зачастую тесно связанные с органами власти. Главными среди них стали «Партизан», «Црвена Звезда», «Хайдук» и загребское «Динамо». Эта четверка тотально доминировала на национальном уровне.

«Црвену Звезду» создали в 1945 году. Клуб поддерживали видные сербские политики и представители органов безопасности. В свою очередь, о связи «Партизана» с народной армией тоже знали все. Загребское «Динамо» основали как клуб рабочих, но при этом его поддерживали хорватские функционеры и аппарат службы безопасности. А в ноябре 1949 года Тито принимал администрацию и игроков «Хайдука». Спустя два года, когда клубу исполнилось 40 лет, эта встреча стала поводом для своеобразной присяги на верность вождю: «Слова, сказанные маршалом Тито игрокам «Хайдука» и всем спортсменам нашей родины, будут основой труда и дальнейшего вклада в развитие и успехи спорта Югославии Тито…»

Кроме того, в Югославии быстро сформировалась национальная команда, которая поучаствовала уже в первых послевоенных международных играх 1946-го. На трех Олимпиадах подряд (1948, 1952, 1956) югославская команда брала серебро, а в 1960-м, наконец, добилась победы (единственной в истории) на этом турнире.

Югославская спортивная жизнь началась в 1945-м году. Тогда состоялся чемпионат между сборными республик, провинций (кроме Косово) и Югославской народной армии (ЮНА). Финал, который выиграла сборная Сербии, посетил Тито. В 1946 году испробовали новый формат соревнований – Федеральная лига. Там играли команды тех же территорий, ЮНА и Триеста. Несмотря на частые реформы, система лиг отражала федеративное устройство государства.

Важнейшим событием на пути к формированию культа Тито стало учреждение второго по важности после чемпионата страны турнира – Кубка маршала Тито. В нем долгие годы участвовали тысячи команд со всей Югославии. Пропаганда с пиететом относилась к Кубку, всячески подчеркивая его связь с фигурой вождя. Турнир был популярен и среди зрителей.

По значимости его сопоставляли с другими важными общественными ритуалами – «Днем молодежи», который всегда проходил в официальный день рождения Тито (25 мая), и «Эстафетой молодости», которая традиционно завершалась в этот день. Эстафета каждый ход пронизывала все регионы Югославии, а заключал ее большой праздник в столице, на котором самому Тито вручалась эстафетная палочка. Все празднества в тот день проходили под лозунгом: «Мы – Титовы, Тито – наш!»

У Кубка не было такого символического потенциала, но он помогал указывать на связь между футболистами со всех концов страны и Тито, распространяя культ в одержимой спортом Югославии.

Например, новые клубы, достижения «Хайдука» и сборной, турниры, проводившиеся в стране – все было ориентировано на службу Югославии и культу, который сложился вокруг Тито. При этом прослеживается попытка использовать энтузиазм молодежи по отношению к вождю и коммунизму, желание направлять в нужное русло боевой настрой, который можно было формировать именно в спорте.

***

До 1948 года Югославия развивалась по образцу Советского Союза. Затем Тито противопоставил себя Сталину, и между странами произошел разрыв. Это было серьезным испытанием для образа Тито, однако можно признать, что Югославия справилась и продолжила свой путь. Главными составляющими югославского социализма были братство, равенство, единение, самоуправление рабочих и Движение неприсоединения. Тито понимал, что идет по тонкому льду: однако следование плану и личное деятельное участие в работе Движения неприсоединения превратили его в политика мирового уровня.

В этот период связи между Тито и футболом стали интенсивнее. В то время спорт был ареной, на которой сражались не футболисты, а идеологии. Именно на них возлагалась роль людей, которые должны были представить образ «новой», «титовской» Югославии. Спорт стал важной частью внешней политики, а футбольные клубы и сборная превратились в проводников культа Тито.

Как разрыв с СССР сказался на спорте? Наиболее важными для Югославии стали события, которые укрепляли связи со странами из Движения неприсоединения: в 1953-м сборная поехала в тур по Индонезии, а в 1955-м во время визита премьеров Бирмы и Индии в Белград выступали футболисты и гимнасты.

Моментов наиболее тесной связи между футболом и Тито можно считать матч между сборными Югославии и СССР на Олимпиаде 1952 года.

К 59-й минуте Югославия вела со счетом 4:1, но упустила преимущество, и матч завершился вничью 5:5. Через два дня состоялась еще одна игра, в которой Югославия убедительно победила со счетом 3:1.

Конечно, этот триумф широко освещали СМИ. Журналисты критиковали сборную СССР за необоснованно жесткую игру, описывали церемонию награждения, но главный вывод был следующим: победу восприняли как доказательство правильности югославского пути к социализму.

Победа воодушевила Югославию. Люди тысячами выходили на улицы и скандировали лозунги, знаменуя победу «титовских» над «сталинскими». На сборную Югославии перед вторым матчем с СССР оказывалось сильнейшее давление: они получили тысячи телеграмм, в том числе и от Тито. Они чувствовали, что обязаны не подвести свой народ и своего вождя. После игры футболисты славили Тито прямо на поле. Естественно, лидер встретился со сборной, а игроки получили премию в долларах, став живыми легендами Югославии.

Победа 1952-го стала апогеем наглядной связи между Тито и футболом. Одна команда обыграла другую, одна система социализма победила другую, а вождь превзошел другого вождя.

Отчетливо культ личности сформировался в 1970-е годы. Вождя изображали активным спортсменом, который занимался и теннисом, и боксом, и верховой ездой, и гимнастикой. Поэтому не удивляет тот факт, что публично Тито не предпочитал какой-то отдельный вид спорта. Считается, что больше всего ему нравился хоккей.

Многие считали, что Тито поддерживал «Хайдук». Такой вывод делается на основании речи, которую он произнес в 1971 году перед делегацией клуба. Тогда он подчеркнул, что любил «Хайдук» еще во время войны.

Образ вождя, которого стоит благодарить за «любовь», «заботу» и «внимание», дополнялся тем, что Тито воспринимали как учителя и активного спортсмена. Он часто раздавал высокие награды футбольным клубам: в 1945-м – «Хайдуку», в 1972-м – «Вележу», а в 1976-м – «Сараево». Юбилеи клубов также становились поводами для выражения признания и близости.

Успехи в международных турнирах поощрялись приемами, которые проходили в атмосфере «взаимопонимания» и «тепла». В 1949-м игроки «Хайдука», по сообщениям, были невероятно рады встрече с Тито. 

Конечно, клубы ежегодно поздравляли вождя с днем рождения, не скупясь на пафосные слова: «Любимый товарищ Тито! Тебе – творцу нашей революции, строителю политики неприсоединения, испытанному другу молодых и спорта – шлем наши сердечные поздравления...» 

Усиление культа личности в 1960-е и 1970-е сопровождалось усилением пафоса и дальнейшей стабилизацией. Можно сказать, что югославский футбол был тесно связан с Тито до самой его смерти в 1980 году.

***

Тито умер после продолжительной болезни 4 мая 1980 года. Югославия погрузилась в траур, который отчасти был искренним.

В этот день «Хайдук» принимал «Црвену Звезду», игру транслировали в прямом эфире. На стадионе царила типичная для принципиального матча атмосфера: фанаты оскорбляли друг друга и команды соперников, в воздухе висело напряжение. Затем диктор объявил о смерти Тито, и все изменилось.

Многие игроки и фанаты плакали, затем футболисты обнялись в центральном круге и вместе с болельщиками затянули гимн борьбы: «Товарищ Тито, мы тебе клянемся, что с твоего пути мы не свернем» («Druže Tito mi ti se kunemo, da sa tvoga puta ne skrenemo»).

На похоронах Тито в почетном карауле стоял капитан «Хайдука» Златко Вуйович. Каждый матч следующего тура начинался с минуты молчания, на поле перед игрой выносили транспаранты. Во время финала Кубка Югославии на трибунах висел огромный портрет Тито со словами присяги на верность.

Широко известно, каким путем югославский спорт и страна развивались после смерти Тито. Его наследие и культ были развенчаны. Большинство болельщиков проникалось национализмом, росло напряжение между Хорватией и Сербией. Так фанаты втягивались в зарождающийся конфликт, который позднее перерос в гражданскую войну.

Текст написан по материалам книги «Вратарь, не суйся за штрафную: футбол в культуре и истории Восточной Европы»

Фото: East News/Archive Photos; Gettyimages.ru/Keystone; imdb.com; crvenazvezdafk.com; РИА Новости/Анатолий Гаранин