11 мин.

Со времен СССР люди загорают у Петропавловской крепости – в самом центре Питера, где гуляют фанаты и бегал Лобановский

Русская зож-экзотика, которая пугает туристов.

Перед матчем «Зенит» – «Локомотив» в последний день февраля выступило легендарное петербургское солнце, и на берегу Невы у стен Петропавловской крепости появились полуголые пенсионеры: бабули и дедули раздевались до трусов и бюстгальтеров, упирались в каменную стену и загорали в меховых шапках. 

Читать такое может быть непривычно, но посмотрите, как загорающих вместе с болельщиком «Локомотива» поймал питерский фотограф Андрей Чепакин: парень в зеленой форме, видимо, тоже закаляется. 

«Снял случайно сам, когда гулял с сыном, – коротко описывает историю снимка Чепакин. – Думаю, болельщик решил прикоснуться к ленинградско-питерской традиции». 

Загорать у стен Петропавловской крепости на пляже Заячьего острова (самого теплого места города, как шутят в Петербурге) – действительно старая традиция. Летом – особенно в советское время – там купались, а зимой и холодной весной – загорали. 

В 60-е. 

Французский фотограф Анри Картье-Брессон заснял загорающего. 

Пенсионеры возле крепостной стены – нормальная история и для нулевых, и для нашего времени. 

Берут картонки, прислонятся к крепости и греются на солнце. 

В том районе – по Троицкому мосту с видом на крепость и пляж с загорающими – в 70-е по утрам бегал Валерий Лобановский, когда приезжал в гости к своему другу Юрию Морозову – вспоминал в интервью «Спорт день за днем» сын Морозова Сергей: «[Лобановский] начинал утро с пробежки по Пироговской набережной на Литейный мост, потом по набережной Кутузова до Кировского моста (теперь – Троицкий – Sports.ru). Через Кировский мост – по Петровской набережной, мимо домика Петра I. Мимо «Авроры» — и опять в гостиницу. Помню, еще ездили в Царскосельский лицей. Валерий Васильевич осмотрел комнаты с фанерными перегородками, подумал и изрек со свойственным ему юмором: «Здесь жили Пушкин, Чаадаев, Горчаков... Ничего, смотрите, жили. А у меня футболисты сразу трехкомнатную квартиру просят». 

А на самом пляже никогда не загорал и не отдыхал. «Я не представляю Юрия Андреевича и Валерия Васильевича лежащими на пляже», – вспоминал Сергей Морозов. 

Сейчас пляж Заячьего острова – не только место для загара, прогулок болельщиков и путешественников, но и большая городская зож-площадка. 

Евгений Марков узнал, зачем выходить голым к замерзшей реке, почему это надо делать именно у Петропавловской крепости, кого еще там можно встретить зимой в пять утра и почему окунаться в Неву безопаснее, чем в любой другой питерский водоем. 

Пенсионеры у крепостной стены. Что они там делают?

«Кто-то окунается в прорубь, а они используют более щадящий вариант, закаливаясь воздухом, – рассказал Sports.ru морж и основатель петербургского ЗОЖ-сообщества «Невские моржи» Роман Лебедев (круглый год каждое утро окунается в прорубь и тренируется у Петропавловской крепости и приглашает вас). – На воздухе гораздо мягче, чем в ледяной воде, тем более стены крепости закрывают от ветра.

– Зачем им это нужно? Это лечит болезни? 

– Не лечит, а избавляет от недугов, устраняя сами причины их возникновения. И, конечно же, дарит хорошее настроение. Это не значит, что закаляющийся человек не болеет. Он может простыть в очень суровых условиях, но даже при сильном ударе по иммунитету оправится за пару дней, продолжая при этом закаляться: то есть процедура закаливания заменяет пилюли. Обычные городские зимние условия моржам нипочем, в этом и разница.

Среди загорающих в основном пожилые люди, у них, в отличие от других любителей загара, больше времени на солнечные процедуры – они это и заслужили, выйдя на пенсию, хаха. Многих из них мы – моржи – не знаем по именам, но при встрече всегда дружески обнимаем, общаемся о здоровье и культурных новостях города. 

У особо заядлых загоральщиков, как они сами себя называют, выработалась солнечная зависимость: не могут без солнца, и как только оно появляется, вылезают греться». 

Почему именно Петропавловская крепость?

Весь советский период народ закалялся и загорал именно на Заячьем острове, в углу крепости с видом на Троицкий мост. Точной даты начала загораний там нет, однако в 60-е Анатолий Королев, Эдуард Хиль и Эдита Пьеха исполняли песню «Невские моржи». Там – помимо слов о зимнем закаливании – есть описание того самого места на Заячьем острове: «У стены у крепостной наконец июльский зной, // Загорев, как африканцы, мы стоим к стене спиной. // Тридцать градусов жара, окунуться нам пора».

Историк Санкт-Петербурга и экскурсовод Елена Лелина считает, что традиция появилась после войны, то есть в конце 40-х: «Люди жили на Петроградской стороне, было тяжело куда-то выезжать, они и загорали, никто не запрещал. Загорать на соседней Троицкой площади как бы неприлично, а крепость – более уютная и защищенная, каменная, а значит еще и отдает тепло. 

Потом на территории крепости была лодочная станция, можно было обплыть ее вокруг и выйти немного в Неву, а в 70-е – когда я работала там экскурсоводом – сама в обед выходила на солнышко позагорать.

Кстати, до 90-х на территории крепости в бывших офицерских домах оставались коммунальные квартиры, там жила моя приятельница, пока их всех не переселили – ей дали хорошую квартиру на Черной речке». 

Морж Роман Лебедев объясняет такой выбор места для загорания символизмом и красивыми видами. 

«Петропавловка – крепость нашего здоровья в самом сердце города, а сердце – главный орган, именно в нем источник энергии, любви и единства. Да и потому что… ну очень красиво, оттуда каждому открывается вид на хрустальную картину города. А еще именно на этом Заячьем острове Петр I сохранил мощи Андрея Первозванного, так что еще и место силы для христиан». 

На том самом пляже у крепости не только загорают, но окунаются в прорубь. Опускаться в Неву – безопасно?

Роман Лебедев возглавляет клуб «Невских моржей»: почти каждый день для его участников начинается в четыре-пять утра (для этого они ложатся спать в 9-10 вечера). Подъем, дорога до Невы, общий сбор на тренировку в шесть утра, разминка, босая пробежка вокруг крепости и дальнейшее закаливание. 

«Сейчас подцепить можно что угодно и где угодно (чем организм постоянно занимается), – рассказывает Роман. – И тут гораздо важнее ни что ты подцепил, а что твой организм будет с этим делать. Мы окружены миллионами болезнетворных бактерий, но если заряжены мощной энергией, то эффективно и непринужденно справимся с раздражителями. Если вы регулярно закаляетесь в ледяной воде Невы (плюс два градуса) – вам это нипочем. 

– Почему именно в Неве? 

– В Петербурге полно водоемов, но, к сожалению, все они максимально загрязнены (набирают пять из пяти баллов загрязненности по шкале санэпидемстанции), и лишь Нева – с учетом большой проточности и истока в виде чистого Ладожского озера – набирает всего три балла и остается источником питьевой воды, водоканал Петербурга берет воду именно из Невы. 

Чтобы река сохраняла чистоту, ныне покойный руководитель водоканала Феликс Кармазинов (умер 13 июня 2019 года – Sports.ru) организовал в городе мегапроект двух потоков коллектора: 98% городских сточных вод из Невы ушли в шестиметровые трубы, залегающие на глубине от 40 до 90 метров.

Да, в реке остаются те самые 2% сточных вод, но с учетом большого водоизмещение эти проценты достаточно малы, чтобы представлять серьезную опасность для человека. В Питер часто приезжают моржи из других городов России и отмечают великолепную прозрачность и чистоту, на что мы гордо отвечаем: «О, да, это Нева-Мама, детка!»    

Вместе с тем санэпиднадзор постоянно констатирует загрязненность большинства водоемов города и их прибрежную зону (пляжи), в том числе и Невы, и не рекомендует в них купаться».

То есть в Неве не рекомендуют купаться. Зачем же вы туда идете?

«Купание» и «закаливание» серьезно различаются: как по длительности нахождения в воде, так и по ее температуре и предполагаемым активностям. Пример купания для эпидемиологов – пятилетний ребенок плещется полчаса, заглатывая воду. Тогда это риск для здоровья. 

Закаливание – про другое! Мы не предлагаем пить воду из Невы, а только на секундочку окунаться. 

Перед заходом в воду и небольшим заплывом (несколько метров) моржи босиком бегают вокруг крепости, тянутся, занимаются йогой, разминаются и разогреваются. 

С пяти утра подтягиваются бегуны, которые нарезают круги по Александровскому парку и набережным, однажды одна пара пробежала 21 километр до крепости, потренировалась с нами, закалилась и побежала обратно.

Мы босиком бежим по снегу или песку, а затем и по каменной мостовой – это шикарный массаж стоп, который полезен для всех органов. 

– Бегать босиком по набережной в Петербурге – безопасно? 

– Я бегаю по земле, траве, песку и немного по булыжникам босиком с 2012 году, за все время слегка порезался только один раз. Там хорошо убирают, да и мы, Невские моржи, практически каждое утро пробегаем полный круг с пакетами, собирая мусор с набережной. 

Благодаря регулярным тренировкам уже второй год при минус пяти я тренируюсь и бегаю час босиком в одних шортах, закаляюсь и дальше бегу до машины: переодеваюсь в рабочий костюм и еду на работу». 

Как на голых людей возле крепости реагируют туристы и прохожие? 

Если моржи заканчивают окунаться и бегать в семь утра (многие, по словам Лебедева, занимаются без футболок), то загорающие часто идут к крепости днем и в выходные – болельщик «Локомотива» там в это время и гулял.

В соцсетях смеются, что полуголые люди загорают под надписью «Проход опасен для жизни, возможно обрушение гранитных блоков», а экскурсовод Елена Лелина называет загорания и моржевания у исторических памятников города неуместными. 

«Когда вожу экскурсии, люди показывают пальцем, фотографируют и хохочут. Представьте, чтобы на площади Святого Петра в Риме кто-то разлегся в трусиках и загорал. Или почему вы не загораете на Дворцовой площади? Ларьки с матрешками в виде Ельцина и ушанками возле Авроры и внутри Петропавловской крепости – из той же серии. Рассказываешь о смерти Александра II, про Чернышевского, про декабристов, про историю города, а там какие-то матрешки или полуголые люди. Есть специальные сувенирные магазины, как и другие места для загорания. 

С точки зрения культурного пространства нашего города загорать у крепости – неуместно. Мне это не нравилось никогда, во время экскурсий приходиться отвечать на лишние вопросы: почему это так?»   

***

А что такое же странное и необъяснимое в своих городах видите вы? Рассказывайте в комментариях, а мы – попробуем объяснить. 

Фото: facebook.com/chepakin/Андрей Чепакин; colinjonesphotography.co.uk; jerrycookearchives.com; henricartierbresson.org/en; instagram.com/nevskiemorji; РИА Новости/Алексей Даничев; pastvu.com; East News/AFP/EAST NEWS; globallookpress.com/Zamir Usmanov