Луис Альберто и Милинкович-Савич – лучшая пара полузащитников Серии А. Еще недавно Луис хотел закончить карьеру, а Сергея называли переоцененным
Единственные незаменимые в «Лацио».
74-я минута, 1:1. «Лацио» задумчиво катает мяч возле центрального круга. Напротив – декабрьский «Юве», который в этом сезоне еще не проигрывал. Впереди все разобраны, зато рядом открыты сразу четверо своих. Можно перекатывать дальше, защищая ничью.
Почти любой игрок в мире так бы и сделал, но в тот раз мяч получил Луис Альберто. В следующий миг в штрафную влетел идеальный пас на 30 метров. Милинкович-Савич легко погасил быстрый мяч и отправил чемпиона в нокаут.
Им хватило трех секунд и пяти касаний, чтобы пройти полполя и две линии защиты «Юве». Вот почему Луис Альберто и Милинкович-Савич – лучшая пара полузащитников в Италии.
Три года назад Луис Альберто депрессировал и хотел закончить карьеру, а сейчас идет на рекорд Роналдиньо
Испанец – худой, с почтительным прозвищем Маг и самонаводящимися забросами за спины. В Италии его сравнивают с Руем Коштой. Как и португалец, он творит незаметно: пока Иммобиле расстреливает каждую команду Италии, Луис Альберто подает ему из тени заряженные пистолеты. В Серии А есть только один полузащитник, который гарантирует сопоставимую плотность креатива – Лоренцо Пеллегрини. В Европе таких всего пять-шесть.
Три года назад такой расклад казался невероятным. К 24 годам Луис Альберто сменил пять клубов и ни в одном не задержался дольше сезона. По-настоящему он вспыхнул всего раз: в 20 лет оказался в аренде в «Барселоне B», сделал 11+18 и стал лучшим ассистентом сезона в Сегунде. Потом были «Ливерпуль», «Малага» и «Депортиво», а в 2016-м Клопп списал испанца в Италию.
Обычно в этой части истории появляется тренер и запускает ренессанс главного героя. Но у этой сказки другой сюжет. Симоне Индзаги вообще не понял, как использовать Луиса Альберто. В то время «Лацио» играл через высокие фланги и гиперскорость Фелипе Андерсона, и места для новичка не было. Испанец весь сезон ротировал скамейку запасных и кресло на трибунах.
Проблема была не в игре. То самое прозвище Маг он получил от игроков «Лацио» – за чудеса, которые вытворял на тренировках. С первого дня он был лучшим в команде, взрывал двусторонки разрезающими пасами и легко превращал в бомбардира любого, кто попадал в его команду. Но на поле терялся. И дело было не в неудобной позиции на фланге атаки – сегодняшний Альберто божил бы и там. Творческий игрок боялся рисковать. И надолго выпадал из игры.
В начале 2017-го испанец вообще хотел уйти из футбола – не видел смысла в карьере середняка. Но сезон еще не закончился, а контракт не истек – и вместо ухода, о котором никто бы не пожалел и не вспомнил, Луис Альберто обратился к психологу. Он нанял Хуана Кампильо – главного мотиватора в испанском спорте. Хуан раскрыл Мичу (помните, как он вдруг взорвался в «Суонси»?), Лопетеги и нескольких олимпийских чемпионов из непопулярных видов, а сейчас работает со сборной Испании.
«В январе-феврале я пережил худший отрезок карьеры, – вспоминал Луис начало 2017-го. – Я видел все в черном цвете. Все казалось бесполезным и скучным. Работа с Кампильо изменила меня. Через несколько недель я почувствовал радикальные перемены; поверил, что способен на большее. Оказалось, что мои проблемы – чисто психологические. Многое было заперто».
Сегодня Луис Альберто – лучший ассистент Италии, третий в топ-5 лигах по пасам под удар (выше только Пайет и Де Брюйне) и второй из центральных полузащитников по ударам за матч. Он создает почти 40% моментов «Лацио» и идет на рекорд Роналдиньо – 14 голевых в Серии А (за последние 15 лет, когда стали считать). У Луиса уже 11.
На слове коучинг вы наверняка представили китайца из Pain & Gain, который загибает пальцы и говорит вам поднять задницу, но на топ-уровне все это работает по-другому. Кампильо рассказывал, как раскрыл Луиса Альберто: «Без мяча ты теряешь ритм, не попадаешь в темп игры и движение команды. Тратишь полсекунды, которые становятся решающими. Эту проблему решает постоянная концентрация – на движении мяча, соперников и партнеров. Мы развивали ее с помощью восточных техник. Например, сосредотачивались на десяти вдохах. Обычно человек удерживает внимание только на двух-трех вдохах; если вы способны сконцентрироваться на десяти, то сможете сосредоточиться на игре. Луис выполняет это упражнение один-два раза в день, а на тренировках «Лацио» выполняет другие мини-задания. Прорыв случился с ним не просто из вдохновения. Он работал семь месяцев».
Перерождение Альберто совпало с неожиданными проблемами в «Лацио». Летом 2017-го сломались Нани и Фелипе Андерсон; Индзаги остался без вингеров. Он перешел на 3-5-1-1, в которой испанец играл предпоследнюю единицу – «десятку» под нападающим в стиле Верона. В том сезоне треугольник Альберто – Иммобиле – Милинкович-Савич разбирал соперников на левом полуфланге; испанец превратил Чиро в лучшего бомбардира и закончил сезон с 11+14 в 34 матчах. «Лацио» только в последнем туре выпал из зоны ЛЧ.
Сейчас Альберто играет в центре полузащиты. Его убрали из атаки в прошлом году, когда сдал Марко Пароло – бокс-ту-бокс с четырьмя легкими, – и пришел Хоакин Корреа. Причем смена роли далась испанцу непросто. Тактически насыщенный итальянский футбол сильно ограничивает скорости и провоцирует интенсивную борьбу, а середину поля превращает в полосу препятствий. Поэтому здесь почти нет креативных «восьмерок» – тренеры предпочитают серых крепышей вроде Бенасси, которых не придется откачивать после стыка с каким-нибудь Амрабатом.
Так случилось и с Луисом Альберто: в прошлом сезоне он набрал меньше 10 баллов по гол+пас и лечился почти полтора месяца. Но летом испанец исправил проблему. Он нанял сразу двух личных тренеров. Первый, бывший физиотерапевт «Ливерпуля» Рубен Понс, отвечает за профилактику травм. Второй, Пабло Дип, следит за диетой и силовыми тренировками и ради этого переселился в особняк игрока. Луис тренируется с ними полтора часа в день, а еще полтора-два часа проводит на занятиях «Лацио». Так он набрал 5 килограммов мышц и превратил свои ноги в железные – в этом сезоне травмировался всего раз и выздоровел за три дня.
Луис Альберто подчинил свою жизнь футболу – вот в чем его секрет. А Сергею все далось от рождения.
Милинкович-Савич – уникум: в мире нет второго полузащитника с таким сочетанием качеств
Милинкович-Савич – большой, с тяжелой кличкой Сержант и армейским празднованием, презентованным задолго до Дзюбы. Он выглядит неповоротливым дубом, но запросто проходит двух-трех соперников в стиле Роналдиньо – жонглируя мячом над их головами. Его мягкая техника разрывает стереотипы – а для тех, кто слишком привязан к шаблонам, Сергей всегда готов показательно раздавить кого-нибудь в середине поля. Он как Погба, только дисциплинированнее и еще мощнее.
Координация у него от матери, баскетболистки Милены Савич. Техника – от отца, бывшего полузащитника «Альмерии» Николы Милинковича. Удивительная генетика со старта дала Сергею преимущество. А развила ее заурядная карьера отца. Как и многие середняки из развалившейся Югославии, Милинкович-старший не спешил на родину, а в европейских клубах никогда не был необходим – и потому менял команды и лиги. Сергей занялся футболом в техничной Португалии (в академии «Спортинга»), продолжил в дисциплинированной силовой Австрии, а закончил в Сербии. Окончательно он сформировался в 19 лет в Бельгии: в «Генке» его поставили опорником и сказали валить все, что пробегает мимо – серб подкачался и стал королем единоборств в маскулинной лиге.
Так получился разносторонний полузащитник почти без слабых мест. Милинкович-Савич выигрывает верховые единоборства чаще всех бокс-ту-боксов Европы, в касание выводит Иммобиле один на один со своей половины поля и возвращает владение лучше всех полузащитников Италии. По ассистам на своей позиции он уступает только Альберто и Бентанкуру. По гол+пас – только Альберто. И у него иммунитет к прессингу: в матче с «Юве» серба дважды накрывали втроем, но он оба раза разбросал всех и вывел команду в атаку. Мощь (61,1% выигранных единоборств) и безошибочный дриблинг (77,8% успешных обводок) делают его неуязвимым.
Сезон-2017/18 Милинкович-Савич провел на 100 миллионов (сделал 12+3 и попал в сборную года), а большие деньги всегда вызывают обратную реакцию – особенно у тех, кто не видел самой игры. После серого прошлого года его называли игроком одного сезона. Но спад Сергея вполне объясним. В позапрошлом году он играл в атакующем треугольнике с Иммобиле и Альберто; они много менялись ролями, создавали друг другу пространство взаимодвижением и ложными открываниями, разрывали цепочку защиты. Оплачивалась эта свобода марафонским пробегом Пароло и Лукаса. В прошлом сезоне Сергей сам стал Пароло: больше отрабатывал в защите, влиял на продвижение мяча и чаще открывался между линиями, а не в районе штрафной. Результативность логично упала.
Сейчас все в порядке. Милинкович-Савич отрабатывает от ворот до ворот, забивает решающие голы (уложил «Интер» и «Юве») и каждым приемом мяча возвращает в Италию эстетские 90-е. Его качества уникальны. В мире больше нет полузащитников, которые сочетают такую чистую технику с огромной силой и работоспособностью.
Луис и Сергей – незаменимые. «Восьмерок» такого уровня нет даже в «Интере» и «Юве»
Альберто и Милинкович-Савич вместе – синергичная связка, которая схватывает все характеристики идеальной полузащиты. В каждом компоненте они намного превосходят конкурентов.
Луис и Сергей – самые влиятельные «восьмерки» Серии А. Оба незаменимы для «Лацио».
Симоне Индзаги не признает перепас. Его фишка – централизованный и очень вертикальный футбол, в котором команда добирается до ворот максимально быстро и с минимумом касаний. «Лацио» тратит на удар 25 пасов и контратакует лучше всех в Италии. Достигается это многоэтажной структурой атаки, которая разрывает пространства между линиями: римляне растягивают соперника в длину и разбивают прессинг быстрым переходом на следующий этаж. Причем фланги в строительстве почти не участвуют – они создают ширину. В идеале «Лацио» добирается до ворот в несколько передач.
Ключевое отличие римского стиля – в переходах между линиями. Другие команды выманивают соперников долгим перекатом, а потом пасуют освободившемуся игроку, но «Лацио» играет иначе – стремительно и агрессивно. Вот почему так важны Луис Альберто и Милинкович-Савич. Они отвечают за быстрые контратаки, создание коридоров для передач и вариантов в передней линии. Без них команда захлебнется на любой стадии владения.
Вот как это работает:
1. Мечта Индзаги – контратаки в три-четыре паса. За такие прорывы отвечают Ачерби, Луис Альберто и Милинкович-Савич – игроки с лучшим длинным пасом в команде (Сергей – второй по точным длинным передачам среди «восьмерок» Серии А; Альберто на 6-м месте). В идеале они должны одним 50-метровым забросом вывести нападающих к воротам, но так получается не всегда.
2. В начале владения Луис Альберто играет опорника или левого латераля, открывается под пас из защиты и переводит команду в атаку. На этой стадии «Лацио» еще рассчитывает на быстрый выход к воротам: нападающие играют очень высоко, а посредников между ними и Альберто почти нет – Милинкович-Савич оказывается неподалеку, только если команда увязла. Чаще он поднимается в трекварти и освобождает Иммобиле от борьбы за мяч: Сергей цепляется за забросы, а Чиро ищет пространство и забегает за спины. Без серба Иммобиле забивал бы намного меньше (доказано Клоппом в «Боруссии»).
3. Трудности начинаются, когда приходится атаковать позиционно – худший вариант для команды, которая не любит владеть мячом. Римляне решают (точнее, стараются решить) проблему несколькими приемами: а) занижают центр тяжести и нарушают компактность защиты; б) создают ширину впереди; в) используют диверсанта – свободного бокс-ту-бокса, который создает численное преимущество в разных зонах. Для этого «Лацио» перестраивается в 2-3-5. Луис Альберто остается слева в полузащите (рядом – Лукас Лейва и Луис Фелипе) и управляет игрой из глубины, латерали становятся крайними нападающими и увеличивают дистанцию между защитниками, а центрфорварды ищут пространство и момент для рывка. Здесь включается тактическое мышление испанца. Луис Альберто гениально читает игру и сканирует поле: просчитывает структурные проблемы в защите и грамотными пасами помогает нападающим создать перегруз в одной из зон, а потом быстрым длинным переводом вскрывает освободившееся пространство (стандартный прием «Лацио»).
4. Милинкович-Савич на этой стадии незаменим – только Рэмзи так же тонко чувствует момент для резкого включения из глубины. Он диверсант с несколькими задачами: а) играя третьего центрфорварда, цепляется за мячи или забегает за спины (зависит от движения Иммобиле и Корреа); б) когда владение увязло, возвращается в полузащиту и вытягивает центрбека (если тот не ведется – разгоняет атаку, пользуясь свободой); в) перемещается по трекварти, создавая численное преимущество в разных зонах. Его тайминг и понимание игры принесли «Лацио» победы над обоими конкурентами. С «Юве» он рванул за спины под длинный заброс и забил решающий гол. С «Интером» сначала сломал одну из главных задумок Конте (Шкриньяр и Годин закрывали Сергея и Альберто, но оба опустились ниже и разбили прессинг – через пару минут свободный Милинкович-Савич тряхнул перекладину), а потом повторил туринский фокус: открылся за спины и создал момент, который привел к пенальти.
5. «Лацио» – самый непрессингующий топ-клуб Италии. Римляне не парятся о быстром отборе, потому что любят атаковать пространство со своей половины поля. Но совсем без давления не играет никто. Здесь исключительно важен Милинкович-Савич: он в три шага съедает десять метров между полузащитником, которого держит, и центрбеком, получающим мяч. Часто он единственный, кто прессингует активно – форварды только перекрывают коридоры для паса. Благодаря сербу Иммобиле отдыхает на стадии без мяча.
***
Все это придумывает Симоне Индзаги, но на поле выходит не он. Его система работает благодаря двум умным «восьмеркам», которые творчески управляют собственными задачами и подстраивают их под разные эпизоды. Без них римляне были бы гораздо ниже. Луис Альберто и Милинкович-Савич улучшают «Лацио» на каждом участке поля – от своей штрафной до чужой вратарской.
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Paolo Bruno, Marco Rosi, Lars Baron, Paolo Bruno
Но "Единственные незаменимые в «Лацио»" – это, конечно, громко сказано)
В том и сила нынешней команды Индзаги, что это именно команда.
А как же Лукас Лейва, который не только гениально разрушает, проделывая колоссальный объем работы на четвертом десятке лет, но и отвечает за 1ю стадию атак?
А как же Ачерби? Человек не просто пережил рак и безболезненно заменил Де Фрея – он ЛУЧШЕ Де Фрея и важней для команды.
А как же Лулич? Совершенно незаменимый игрок! Вот увидите, как тяжело "Лацио" без него будет добывать очки ближайший месяц.
Про Иммобиле я вообще промолчу) А есть еще Луис Фелипе, просто бешено прогрессирующий.
Так что не Альберто-Милинковичами едиными)
По Милинковичу-Савичу - все равно убежден, что 100 миллионов евро он пока не стоит. Есть отличный потенциал и очень яркие матчи, но я все еще чувствую чувство недосказанности в его игре. Порой он выглядит как Погба времен Ювентуса, но иногда скатывается до уровня Феллаини:)
Луис Альберто - тут без вопросов. Абсолютный топ, но его моральные проблемы прошлого немного волнуют. Как бы какие-то игровые кризисы плохо не сказались на его морали.
Автору плюс, спасибо за крутую тему.
а иммобиле, так, для мебели. подумаешь забил 26 голов в 24 матчах. я так сто раз делал.