Школа в Калтане не получила 16 млн рублей от трансфера Головина в «Монако». Все из-за незнания правил
Это текст нашего блогера Ильи Штеблова, который вскрыл проблему одним вопросом.
Меня зовут Илья, я родом из небольшого городка в Кузбассе. Вчера ночью, перебарывая сон, я отвечал на звонок журналиста и увидел свою фамилию на ведущих спортивных сайтах. Я не футболист команды РПЛ, не рок-звезда, не популярный блогер, не инсайдер – я обычный человек, который задал простой вопрос. Вопрос, который был для меня слишком личным.
Вчера ребята из проекта Sport Connect (форум и сайт о спортивном менеджменте и маркетинге) провели классную встречу в бывшим вице-президентом «Монако» Вадимом Васильевым. Тем самым «Монако», который суперэффективно воспитывает молодежь, продает футболистов на сотни миллионов евро в год и где зажигает наш Саня Головин. Наш, кузбасский Саня Головин.
Уже на встрече выстрелом снайперской винтовки в голову прилетела мысль о том, что я видел выпуск «Красавы», в котором первый тренер Головина, стоя на разбитом трещинами поле, рассказывал, что школа от трансфера ничего не получила. На 10 минут встреча перестала существовать, я погрузился в регламент ФИФА и с калькулятором начал считать, какую часть от трансфера Головина (30 миллионов евро) должна была получить школа в Калтане. Это не единственная школа, где он воспитывался, – есть еще Новокузнецк, Осинники, Ленинск-Кузнецкий, но спросил я про Калтан.
Простой вопрос, который я задал Вадиму Васильеву, спустя несколько часов разорвал новостные ленты. Вопрос – о том, дошли ли причитающиеся школе в Калтане деньги от трансфера Головина.
Тут давайте погрузимся в регламенты ФИФА и РФС. Попробую объяснить все максимально просто.
Если игрок переходит в новую команду, 5% суммы трансфера должны быть перечислены школам, которые воспитывали его с 12 до 23 лет. Сумма делится на части: 0,25% за каждый год воспитания в возрасте 12-15 лет, 0,5% за каждый год в возрасте 16-23 лет. Итого – 5%. Если игрок провел все эти годы в системе одного клуба, его школа заберет полную сумму. Если игрока воспитывали несколько академий, каждая получит свою долю.
Так вот калтанская школа должна получить 0,75% суммы трансфера. Это 225 тысяч евро. Или 15,75 миллиона рублей. По сути, стоимость нового хорошего поля. Или возможность построить простейший манеж.
Но школа в Калтане эти деньги все еще не получила, потому что люди там не знают, что у них есть на это право.
«Школа должна была заявить, что претендует на эти выплаты. Видимо, этого не сделали. Я не в курсе дел нашего руководства, передо мной никто не отчитывается. Я в этих вопросах некомпетентен, мое дело – тренировать детей и показывать результат», – сказал во вторник первый тренер Головина Александр Плясунов в комментарии для «Чемпионата».
Теперь, надеюсь, в Калтане узнают правила.
Если бы трансфер был оформлен внутри России – условно, если бы Головин перешел в «Краснодар» – у Калтана был бы всего год на подачу документов. Раз не запросили деньги до июля 2019 года – РФС потратит деньги на развитие детского футбола по своему усмотрению (это пункт регламента). В случае с международными сделками времени побольше – два года. То есть дедлайн для Калтана – 27 июля 2020-го.
Теперь еще пара требований регламента.
Дело в том, что РФС совершенно не обязан приходить к школам с уведомлением о полагающихся выплатах. Тренеры и школы сами должны следить за передвижениями всех своих воспитанников: если их игроки заключили первый профессиональный контракт или перешли из клуба в клуб, школы и тренеры должны самостоятельно подать заявление.
Например, список игроков, которые в прошлом календарном году впервые заключили контракт с клубом, РФС выкладывает на официальном сайте. Тренер, который хочет получить компенсацию за подготовку профессионала, должен зайти в этот раздел, скачать документ, найти своих бывших воспитанников, заполнить анкету, отправить ее до конца ноября – и ждать ответа.
В регламенте этот пункт о личной ответственности прописан жирным шрифтом.
Школе Калтана стоило через РФС обратиться в ФИФА (внутренняя трансферная система TMS позволяет подавать международные заявления и разбираться с выплатами).
Очевидно, что система далека от идеала. Например, на той же встрече Sport Connect технический директор РФС Андрей Власов рассказал, что в паспорте футболиста (по которому и должны следовать выплаты) до сих пор нет информации о тренерах – исключительно школы. Только сейчас РФС оформляет правильную айтишную систему, где будут подбиты все-все данные.
А пока – такие юридические коллизии. Например, как пишет в своем телеграм-канале инсайдер Иван Карпов, школы Калтана в футбольном паспорте Головина вообще не было (в том числе с этим связаны проблемы с перечислением денег), а к другой кузбасской школе из Осинников, которая приняла письмо «Монако» за розыгрыш, хотя ей полагаются аж 300 000 евро, есть вопросы по части официального статуса. Как пишет Карпов, вероятно, из-за всех юридических тонкостей РФС не будет перечислять деньги школам, а просто напрямую оплатит им нужные инфраструктурные проекты.
Я не хочу, чтобы эта ситуация стала поводом лишний раз обвинить в чем-то РФС. Во-первых, там серьезно сменился состав – и идет постепенная работа над проблемами.
Во-вторых, проблема солидарных выплат существует везде, об этом говорят и отчеты ФИФА. Например, в 2018 году школы по всему миру должны были получить по механизму солидарности 351,5 миллиона долларов, но фактически дошли до мест только 67,7 млн.
В-третьих, очень многие проблемы связаны с банальным незнанием своих прав.
Я знаю, что уже сейчас есть технологии и решения, которые позволяют автоматизировать эти выплаты, сделать так, чтобы они проходили самостоятельно, без участия человека и бумажек. К сожалению, полезные технические штуки начинают применять небыстро. Но я верю, что когда-то это произойдет.
А сейчас мне просто хочется, чтобы в Кузбассе появились новые футбольные поля. И еще. Летом, когда мы будем снова надеяться на то, что братья Миранчуки уедут в Европу, давайте вместе сделаем так, чтобы их первая школа в Славянске-на-Кубани не совершила ту же ошибку, что школа из Калтана.
Фото: Gettyimages.ru/Maja Hitij; youtube.com/КраСава
Головин сказал, что обводить в РПЛ намного проще, чем во Франции. Мы изучили вопрос
Напишите кто-нибудь им Почтой России
Ах, блин, название уже занято...
"Раз не запросили деньги до июля 2019 года – РФС потратит деньги на развитие детского футбола по своему усмотрению (это пункт регламента). "
Так в итоге, РФС получила деньги, которые детская школа могла бы получить, зная б свои права, либо эти деньги так и остались в Монако? Неплохо было бы, если б в РВС кто-то пояснил, где в итоге сейчас эти деньги?