Павел Первушов: «Матчи международного турнира — большое событие для наших футболистов»
— Насколько у команды U-16 оживленный календарь? Несмотря на разницу всего в один год с U-17, у старшей команды есть свой полноценный чемпионат.
— В этом году команда U-16 участвует в международных турнирах, в чемпионате России. Это не ЮФЛ, конечно, но в августе стартует ЮФЛ уже для 16-летних. Это решенный вопрос. Думаю, там будет не меньше 12 команд, но состав может немного отличаться, потому что команды выбираются по определенному рейтингу. Слабых там нет, это показывает прошлый турнир. В каждом матче была борьба, даже те команды, которые внизу в турнирной таблице, давали бой грандам. Это турнир, который не имеет аналогов, долгосрочный и серьезный. Развитие футболистов здесь будет еще виднее.
— Команда «Зенита» в ЮФЛ идет на шестом месте. Вы работали в прошлом году в команде U-17, и я пока ни разу не слышал отрицательных или сомнительных отзывов об инициативе появления этой лиги. Так ли все хорошо?
— Конечно, все так. Тут нет никаких сомнений. Тренировки тренировками, но, когда у нас нет игр с максимальным сопротивлением, футболисты не могут прибавить. А тут в каждом матче накал, зашкаливают эмоции. То, что мы тренируем, готовим в тренировочном процессе, мы можем перенести в игру.
— Еще до создания ЮФЛ были сомнения, что ребята еще физически в этом возрасте не готовы к такому чемпионату. Но, кажется, ребята тянут заданный темп.
— Конечно, тянут. Нет ничего лучше, чем игра для футболистов. Они это любят, они понимают весь накал, все внимание со стороны общественности к турниру. Они понимают, что в их футбольной судьбе все вот-вот может случиться. Видят серьезность: переезды, все как у дублирующего состава. Психологически их подводят к этому. Конечно, уровень, может, пока и не дотягивает до молодежных составов, но он очень близок
.— Часто слышал отзывы, что она напоминает гипертрофированную молодежную лигу. Тоже носятся как угорелые, но матч в любой момент может повернуться абсолютно против всякой логики.
— Были такие игры. Естественно, хоть и достаточно взрослые футболисты для юношеского футбола, но все равно периодически зашкаливают эмоции. У нас был серьезный матч по накалу с «Рубином». Выигрывали, соперник был в меньшинстве, в перерыве провели беседу. Но с эмоциями не справились, и в итоге у нас сразу двоих удалили. Еле унесли ноги, нам забили с пенальти, сыграли 1:1. Наверное, очень полезный опыт, как справляться с эмоциями.
— Удивительно, что один из удаленных — наш капитан Игорь Воробьев. Это отражает накал матча. Он приходил к нам и произвел впечатление не по годам умного и уравновешенного человека.
— Абсолютно верно, вы следите за нами! Там была ситуация сложная для него с провокацией от футболиста «Рубина». Хоть мы и говорили: «Забудь все, что произошло, концентрируйся на игре», но, видимо, не получилось. Но это верно, что он производит впечатление адекватного, уравновешенного человека, но бывает и такое.
— У вас были абсолютно полярные матчи — поражение от «Краснодара» 0:4 и победа над ЦСКА 5:1. Как это объяснить? Юностью?
— Что касается матча с «Краснодаром», в первые минуты все случилось так, как не могло присниться в страшном сне. Грубейшие ошибки в обороне, соперник вышел очень заряженным, а мы были немножко не готовы. Из-за несобранности случились ошибки, это предопределило ход матча. В начале сразу проигрывали 0:2, плюс пенальти и удаление Сабы Сазонова, нашего центрального защитника. Отыграться было сложно, похвально, что не остановились, но этот матч, как плохой сон, ушел. С ЦСКА, наверное, была такая отдушина, немножко мы оторвались на армейцах.
— Саба Сазонов числится в нескольких командах — шесть матчей за «Зенит»-2, матчи за U-17. Поздравляем его с днем рождения, ему недавно восемнадцать лет исполнилось. Поразительно, какой простор может покрыть один человек за один сезон.
— Соглашусь, футболисты даже в этом возрасте в течение короткого времени меняются очень сильно. 16–17 лет — это переходный возраст. У них в голове полнейший переворот. Этот возраст нужно пережить достаточно уравновешенно, чтобы дальше это служило хорошим опытом и планомерным развитием в карьере каждого футболиста. Саба не один такой, у нас есть ряд футболистов, которые прошли по всем командам практически.
— С этим, конечно, надо быть осторожными, но звездами команды U-17 являются Иван Коршунов и Игорь Воробьев. Последний игрок — капитан и опора, которому тоже недавно исполнилось 18 лет. Игоря можно назвать лидером полузащиты, но, в отличие от некоторых сверстников, его путь идет немного дольше. Год назад появился в обойме и тренировался с молодежкой, но пока мало играет. Надеемся, что ему удастся достичь цели в этом году.
— Мы тоже на это надеемся. Игорь серьезно переживал по поводу того, что ребята 2002 года рождения пошли дальше, а он остался. Но проводились постоянные беседы о том, что это время можно и нужно провести с пользой для себя. Например, укрепиться, доразвиться. Возможно, в «Зенит»-м было бы меньше игровой практики, а в U-17 он постоянно выходил на поле. Тем более тренеры уделяют ему много времени. Мы видим, что он может играть в профессиональный футбол. Конечно, я надеюсь и рассчитываю, что Игорь будет играть за «Зенит»-м в скором времени.
— Мы также очень часто вспоминаем одного из главных наших атакующих футболистов, который выходит в юношеской команде под одиннадцатым номером и в «Зените»-м под 68-м, Ивана Коршунова. У него 4 мяча в ЮФЛ, из которых дубль в ворота «Спартака». Календарный год хорошо закончился благодаря этому. Про Ивана много говорят. Например, Анатолий Викторович Давыдов сказал, что ему нравится этот футболист и ждет от него прогресса. Но мы боимся, не зародится ли в нем звездная болезнь. Насколько Коршунов готов к следующему шагу?
— Я убежден, что Иван — один из самых активных и острых нападающих, которые были на последнем первенстве России. Я не видел более интересного, искрометного и агрессивного футболиста в атаке. Единственное, у него есть недостатки. Например, ему не хватает терпения, выдержки, то есть делает все на эмоциях. Думаю, ему надо немного времени для того, чтобы с этим справиться. С опытом должно все пройти и устаканиться.
— Про Андрея Аршавина в таком возрасте говорили практически то же самое — талант неоспоримый, но характер еле сдерживаемый.
— Каждому футболисту требуется доверие и возможность проявить себя. Мы рассчитываем, что тренеры «Зенита»-м, «Зенита»-2 и основной команды дадут возможность показать себя. Я считаю, что если это произойдет, то не только у Коршунова есть шанс заиграть
.— Кого еще можно отметить? Некоторые незаслуженно обделены вниманием. Например, есть Александр Болдырев, Егор Крупенин, Иван Кукушкин, Арсений Зигангиров. Это ребята, которых ждут в молодежной команде.
— Да, это так. Арсений импонировал Константину Георгиевичу, о нем спрашивали. При нехватке каких-то физических качеств у него очень светлая футбольная голова. Он интеллектуальный футболист. Думаю, что Константину Георгиевичу это и нравится в нем. Если он сможет добавить в физическом плане, то есть шанс. Что касается Ивана Кукушкина, то он прибавил за последний год не только в росте (195 см), но и в чтении игры, умении подстраховать, начать атаку. С ним мы были спокойны в построении атаки от наших ворот. Думаю, в перспективе ему будет несложно проявить себя в команде «Зенит»-м, потому что он понимает, что и как делать
.— Сложность только в одном — конкуренция. Много вратарей прошло через систему «Зенита». Рудаков и Васютин будут бороться за место в составе на сборах основной команды. Можно наблюдать за Николаем Рыбиковым, у которого все очень неплохо складывалось. Не так давно отмечал чемпионство с «Зенитом», сейчас пытается пробиться снова. Внезапно появился Даниил Одоевский, который заиграл и в «Зените»-м, и в «Зените»-2. В чем феномен? Как он сумел убедить двух опытных и требовательных тренеров — Зырянова и Радимова?
— Мне сложно сказать. Но если так произошло, то это не просто так. Значит, у игрока есть талант, который видят тренеры вратарей. Думаю, у него есть характер, он стрессоустойчивый. Летом в игре с «Барселоной» он действовал не по годам уверенно, хотя против него играли футболисты старше него. Это его сильное качество.
— Много разговоров о поколении 2002 года рождения. Говорят, что это интересный год, который выделяется большим количеством хороших игроков. Мы многих отмечали. Даниил Шамкин в 15 лет уже играл за молодежку, в 16 лет — забил в ФНЛ за «Зенит»-2, сейчас работает у Сергея Семака на сборах и недавно забил гол в товарищеской игре. Неужели такой плодовитый год получился? Мы не погорячились?
— Это покажет время. Когда ребята через несколько лет будут играть на профессиональном и высоком уровне, тогда мы поймем, что не ошиблись. В команде 2002 года большое количество футболистов, которые конкурировали друг с другом в тренировочном процессе. Мое мнение — это и есть двигатель прогресса. У Даниила Шамкина очень сильный и футбольный характер, он инициативный, техничный, обученный футболист. Где-то ему не хватает скорости, но на уровне ФНЛ это не особо было заметно. Мы еще не сказали про Кирилла Кравцова. На мой взгляд, он является одним из наиболее перспективных и интересных игроков 2002 года рождения. Он — мозг команды, понимает, как и когда ускорить или замедлить игру, когда придержать мяч. Кирилл силен в отборе, хотя ему не хватает скоростных качеств. В современном футболе немаловажно уметь читать игру, что он и умеет.
— С этим согласятся многие, потому что Кирилл в основном составе у Константина Зырянова, успел забить два мяча в Юношеской лиге УЕФА. Александр Кержаков в разговоре вспомнил о Кравцове, потому что он является важным игроком в построении игры. Остается вопрос: что делать дальше при нехватке скоростных качеств?
— В нехватке скоростных качеств ничего страшного нет. Не все игроки серьезных футбольных клубов быстрые. Можно привести в пример Серхио Бускетса. Он совсем не бегает, но безошибочно играет и ведет игру команды. Он оказывается в нужное время в нужном месте, занимая правильную позицию, отнимает мячи, разгоняет атаки своей команды. Если Кирилл Кравцов будет так играть, то мы скоро увидим игрока для основной команды, чего я ему и желаю. Тем более он играет на одной позиции с Бускетсом.
— Бускетс — уникальный человек. Мало того что он воспитанник «Барселоны», он в 23 года стал чемпионом мира. Взял все, что можно, но сколько лет находится на высоком уровне и находит мотивацию. Думаю, мотивация не кончается, когда человек играет дома, за свою команду и при своих болельщиках. Константин Зырянов тоже футболист центра поля и знает, что подсказать Кириллу. Сменим тему: в вашей нынешней команде работает Андрей Аршавин. В разговоре с Дмитрием Поляковым выяснилось, что только нам со стороны слепит глаза, что у вас там звезда трудится. Неровная атмосфера в коллективе не наблюдается.
— По поведению Андрея Сергеевича нельзя сказать, что он звезда мирового масштаба. Хотя это так. Парни прислушиваются к его советам, они действительно дельные. Это огромный опыт и для нас, тренеров, и для футболистов. Мы рады, что Андрей Сергеевич с нами. Он постоянно мотивирует футболистов, вызывает у них самолюбие путем вызова, что они не смогут как он. Это дополнительно стимулирует игроков.
— По вашему мнению, семнадцатилетние ребята, прошедшие большую часть сезона, насколько быстро меняются? Говорят, что чемпионат меняет поведение, форму футболиста. Это приходит?
— Да, но это должно быть заложено в игроке. Если у него есть внутренняя дисциплина, то его не надо сильно подгонять и направлять. Дисциплина не даст ему задержаться, это касается и бытового плана. Мы сталкивались с тем, что футболисты подводили нас в быту и мы не могли на них рассчитывать на футбольном поле. Конечно, серьезный турнир придает некоторым еще больше собранности, дисциплинированности. А также приходит понимание того, что профессиональный футбол рядом. У кого это происходит дополнительно в этот период, по моему мнению, у них возрастают шансы.
— Очень важна мотивация и расстановка акцентов. С одной стороны, очень важно побеждать и биться в каждом матче. С другой стороны, в 17–19 лет надо стараться, но не сходить с ума после проигрыша, а думать о росте и прогрессе. Как найти и держать этот баланс?
— Сложно найти эту грань. Потому что мы хотим не просто побеждать, а делать это за счет хорошей игры и нашего стиля. Это всегда сложнее, чем играть в примитивный футбол. В младших возрастах мы отталкиваемся от развития футболистов. Если футболисты все делали правильно на футбольном поле, выполняли требования тренера, то, конечно, они могут добиться результата. Никто не любит проигрывать. Но если мы провели хороший матч в плане содержания, но проиграли, конечно, мы расстроились, но понимаем, что никакая победа не даст такой мотивации для дальнейшей работы, как поражение.