10 вещей, которых не было 10 лет назад
Шесть лет назад не было нынешнего sports.ru и чемпионата.com, в меню болельщика был свежий номер газеты СЭ на сайте, конференция Васи Уткина на ГЗТ, борда на Auto.ru и пара гостевых наиболее популярных клубов. Шесть лет назад спортивная тематика ютилась на задворках Рунета
Единственным светлым пятном можно было назвать тогда лишь сайт СЭ. А уж то, что было 10 лет назад, никто не помнит. За 10 лет спортивный интернет прошел, вернее, проскочил через массу открытий и новых технологий. Что удивительно, то, что сегодня кажется обыденным и простым, еще несколько лет назад было настоящим космосом в голове нескольких чудаков. Итак, 10 вещей, которых не было 10 лет назад.
Блоги известных спортсменов
Сегодня твиттер Широкова - куда более влиятельное СМИ, чем какое-нибудь официальное издание министерства спорта. Дистанция между спортсменом и болельщиком фактически стерлась. 10 лет назад ничего такого не было, даже самые продвинутые спортсмены не думали ни о каких твиттерах или ЖЖ. Журналисты не видели в блогах тот потенциал, который сейчас смывает одно правительство за другим. Протоверсией будущих блогов можно было назвать рубрику «Золотые перья» в СЭ, придуманную Александром Зильбертом как раз где-то в 2001 году. Там же появились позже и авторские колонки от первого лица, например, с Шамилем Тарпищевым или Гюнтером Нетцером . Однако все тогдашние формы имели одно главное отличие от сегодняшних форматов, они практически не подразумевали обратной связи. Вступить в диалог непосредственным участником
10 тысяч новостей в месяц
Самый продуктивный сайт в России публикует более 10 тысяч новостей в месяц. Больше 300 в день. Многие уверены, что бурное развитие спортивного рунета вызвано новыми форматами или просто тем, что интернет появился в каждом доме. О самом простом и очевидном – о новостях, мало кто вспоминает. А ведь новости это соль и земля всех проектов. Умение быстро переводить зарубежные источники, качественно мониторить отечественные, умение находить самим новости это ключ к большинству. Все-таки символично, что на первом месте по количеству аудитории среди всех проектов в российском рунете находится проект, который производит больше всех новостей в месяц.
Видео
10 лет назад тарелка НТВ+ казалась лучшим подарком для мальчишки. Футбола было так мало, что каждая трансляция на ТВ была настоящим событием. Нынче выходные встречаешь как поход в ресторан, составляя меню из любимых блюд. Хочешь легально, хочешь нелегально, но вопрос просмотра матча или его моментов упирается лишь в правильно растущие руки и более или менее сносный интернет. Не могу точно утверждать, но есть впечатление, что сегодня в общей сумме народ смотрит футбол и прочие спортивные новости в интернете больше чем через кабельное или эфирное телевидение.
Персонализация
Еще пять лет назад при слове «кастомизация» можно было столкнуться с недоумением: зачем это надо? Зачем делать сайт таким образом, чтобы пользователь мог видеть только интересные ему новости и материалы, чтобы пользователь мог выставлять блоки на сайте в нужном ему дизайне и порядке? Как контролировать тот объем информации, что сваливается на него. Тогда информации было так мало, что необходимость изобретать отдельный велосипед для фаната Спартака или ЦСКА была избыточна. Сейчас этот формат только набирает свои обороты, но очень скоро, когда крупные спортивные проекты столкнуться с теснотой, они начнут придумывать все более и более изощренные способы привлечения аудитории. Возможность построить персонализированный сайт будет одним из главных инструментов в этой борьбе.
Расширенная статистика
Кто-нибудь помнит такой сайт как klisf.info? Или другие похожие проекты «любителей статистики», которые возникали на народ.ру? Из того прошлого остались лишь Куличики с их приверженностью к классике. К полному минимуму. Тогда 10 лет назад статистика была уделом нескольких по-хорошему сумасшедших людей, которые копались в архивах, которые пытались, используя примитивные инструменты, хранить все эти данные в интернете. Лучшие из этих ребят находили себе работу за копейки в ведущих газетах, чтобы вести там статистические рубрики. Вы бы видели их грустные глаза, когда несколько лет назад их заменили индусы, которые в неограниченном количестве, сидя перед телекартинкой, набивают необходимые данные для российских сайтов. Ключевой проблемой было то, что статистику было сложно перевести в веб. В том же СЭ, была довольно приличная система внутренней статистики, которая была реализована на Экселе.
Фэнтези-игры
Формат, пришедший с запада. До сих пор не дотягивающий до западных образцов. Формат, выросший, после того, как появилась нормальная статистика. Протоверсией игры можно, наверное, назвать различные символические сборные в газетах на основе собственных оценок. Фэнтези появились в нашей жизни как раз где-то 10 лет назад, когда пользуясь статистикой Yahoo, мы вдруг столкнулись с возможностью сыграть в фэнтези НХЛ и НБА. Особенно популярной была как раз НХЛ. Это сегодня офисный хомячок обновляет фэнтези в пятницу, а в понедельник кладет серваки Sports.ru уныло пытаясь выяснить: сколько же очков набрала его команда в чемпионате условной Турции. А тогда в фэнтези рубились лучшие из лучших, элита, которая сегодня возглавляет хоккейные и нехоккейные редакции разных СМИ, например Алексей Белов из Sports.ru или Михаил Зислис из СЭ. Зарубы были настолько горячими, что некоторые, спустя множество лет, до сих пор не разговаривают и не подают друг другу руки.
Текстовые он-лайн трансляции
Мало кто помнит, но первой спортивной текстовой он-лайн трансляцией стал не футбол, а шахматы. Если я не ошибаюсь, это сделали ребята с сайта СЭ. Сейчас трансляции можно даже найти в поисковой строке Яндекса, а 10 лет назад российские спортивные сайты только мечтали об этом. Это было время развлечений и скандалов. Все помнят знаменитый случай с Рубеном Зарбабяном, которого уволили в «прямом эфире» во время трансляции на Газете.Ру. У себя, например, я помню совершенно фееричный случай в 2005 году, когда надо было сделать текстовую трансляцию с матча Челси в кубке Лиги. Я с трудом нашел бар в Москве, где по спутнику можно было посмотреть этот матч и каждые три четыре минуте звонил человеку, который сидел у интернета, надиктовывая ему текст. Сейчас даже не нужна картинка ТВ, сотрудник берет ноутбук с йотой и идет на стадион. Более того, Чемпионат.ру может спокойно на легальной основе вставлять видеоролики моментов. Самое забавное то, как мы отстаем в правах на картинку от Запада. Если сейчас у нас большинство смотрит сигнал нелегально, лишь единицы платят за видео контент. Производители контента лишь мечтают о западной модели, то, например, американцы наоборот готовы показывать Финал Супербоула бесплатно.
Энциклопедии
10 лет назад найти профиль игрока можно было лишь в конце большого интервью в СЭ. А сейчас по самоопределению энциклопедия Sports.ru самая крупная в Европе. Хотя, я думаю, все равно все в основном используют википедию. В любом случае побеждают те форматы, которые основаны на том, что делают сами пользователи. Вспоминается, как в 2004 году один спортивный чиновник предлагал купить профайлы спортсменов за какие-то сумасшедшие деньги. Сейчас на этом уже мало, кто сможет сделать бизнес.
Магазины, он-лайн торговля
10 лет назад появился магазин Fanshop.ru, где за 110 рублей можно было купить 9 разновидностей шарфов «Спартака. Все эти десять лет магазины пытались попасть на крупные спортивные сайты, но практически все попытки были провальны и закрывались. Пожалуй, самым смешным товаром, которые спортивные сайты пытались продавать можно, наверное, назвать туалетную воду «Спорт-Экспресс», которая по версии создателей олицетворяла свежий и яркий аромат, воплощение чистой жизненной энергии, мужественности и силы.
Мобильные версии
10 лет назад мобильники были тяжелыми и студенты ими открывали пиво. Сейчас ни один ведущий спортивный сайт не мыслит себя без мобильной версии. Узнать счет, оставить комментарий на сайте или посмотреть даже видео, все это можно сейчас. А вот лет шесть лет назад на рынке мобильных технологий не было ничего кроме смс-трансляций. В один из прекрасных дней 2005 года, я переезжал с одной квартиры на другой, а я сидел в уже пустой квартире с телевизором и интернетом, отправляя абонентам Билайна счет матча «Спартак» -«Динамо».
Окидывая взглядом все, что я написал выше, мне почему-то кажется, что все, что мы имеем сейчас, точно также через 10 лет будет казаться анахронизмом. Или я неправ?