Дареный конь, женщина-футболист и сын диктатора: сумасшедшая «Перуджа» Лучано Гауччи
Первого февраля скончался Лучано Гауччи, легендарный президент «Перуджи» – один из ярчайших персонажей итальянского футбола 90-х и нулевых.
Этот текст впервые был опубликован в журнале «Большой футбол» летом 2019 года.
***
В чемпионате Серии Б-2018/19 «Перуджа» с трудом зацепилась за плей-офф, финишировав восьмой. В первом раунде переходного турнира за повышение в классе ей попалась «Верона». Команда легендарного Алессандро Несты, сыграв вничью 1:1 в основное время, развалилась в овертайме – 1:4. Несту уволили, его сменил еще один чемпион мира, Массимо Оддо. «Перуджу» ждет очередной сезон надежд на возвращение в Серию А, откуда «Грифоны» вылетели в 2004-м.
Тот год получился неоднозначным. С одной стороны, «Перуджа» не удержалась в элите. С другой, впервые в истории выиграла Кубок Интертото и сыграла в 1/16 финала Кубка УЕФА. Дальше проиграла «ПСВ», но президент Лучано Гауччи своего добился. Спустя 25 после героической борьбы за скудетто, которую «Перуджа» проиграла «Милану», о его команде заговорили.
Скакун по кличке Тони Бин, с которого все началось
В юности Лучано Гауччи водил автобус в Риме, а его первым бизнесом стала прачечная под названием Milanese – будущий президент «Перуджи» решил, что Милан ассоциируется с профессионализмом. Оказалось, что стирать сами римляне не слишком любят – у Лучано появились деньги. Их он вложил в хобби, которое вскоре стало главным источником дохода – лошадей. В богатого человека Лучано превратил ирландский скакун по кличке Тони Бин. Конь выиграл несколько престижных забегов, среди которых была гонка в Париже под Триумфальной Аркой. В конце 80-х Тони Бин был признан лучшим скакуном Европы, его победы принесли Гауччи около двух миллионов долларов, а японский предприниматель Зения Йосида заплатил четыре миллиона, чтобы Тони присоединился к его конюшне. Эти деньги Гауччи вложил в приобретении «Перуджи».
Гауччи хотел быть влиятельным и популярным, а статус владельца футбольного клуба в Италии 90-х давал пропуск в самый престижный круг общения. Впрочем, для этого было необходимо, чтобы команда показывала хоть какие-то результаты, а Лучано купил «Перуджу» в тот момент, когда она застряла в Серии С, да еще и с репутацией клуба, играющего нечестно.
В 1975-м «грифоны» впервые вышли в высший дивизион, через четыре года едва не стали чемпионами, а еще через год были понижены в классе за участие в скандале Тотонеро (да-да, договорные матчи). Учиться на собственных ошибках никто не собирался – в 1986-м «Перуджа» снова попалась, на этот раз ее отправили на самое дно, в Серию С2. У Гауччи, однако, были большие планы – он пообещал, что «грифоны» будут в Серии А сражаться с грандам из Милана и Турина. Cлова не разошлись с делом – «Перуджа» постепенно шла вверх и в 1993-м выиграла у «Ачиреале» в плей-офф за выход в Серию Б. Но тут вмешались лошади.
Лучано продал одного из своих скакунов некому Эмануэлю Сенцакве, и последствия этого были ужасными. Сенцаква оказался арбитром, работавшим в Серии С. Более того, он обслуживал матч «Перуджи» с «Сиракузой» спустя три дня после ужина, на котором обсуждалась продажа коня.
Команды сыграли вничью 1:1, но рефери принял несколько странных решений в пользу хозяев. Представители «Сиракузы» обратились в Федерацию, началось расследование – Гауччи обвинили в подкупе. Босс «Перуджи» оправдывался – говорил, что даже не знал, чем занимался Сенцаква. Тем не менее, в Серию Б «грифонов» не пустили. Об этом стало известно уже после финала плей-офф, и празднования на улицах города превратились в столкновения с полицией.
То, что казалось концом эры Гауччи, стало только началом. Через три года «Перуджа» все-так поднялась в Серию А (после 16-летнего отсутствия), а президент нашел новые способы привлечь внимание публики.
Тренер-диджей и отказ платить игроку зарплату из-за гола в ворота сборной Италии
Массимилиано Аллегри, Джан Пьеро Гасперини и новый тренер «Милана» Марко Джампаоло называют своим учителем одного человека – Джованни Галеоне. Он стал шестым из 15 тренеров, которые работали с «Перуджей», вывел команду в элиту, но продержался недолго – до вылета через год. Та «Перуджа» была не про результаты – Гауччи искал игроков, чтобы перепродавать, и старался эпатировать как мог.
Дженнаро Гаттузо, Фабио Гроссо, Марко Матерацци – через команды прошли будущие чемпионы мира, но Гауччи гордился не только местными футболистами, которые стали звездами, уйдя из его команды. Говорят, его помощники собрали для президента коллекцию из сотен видеокассет и Лучано лично просматривал потенциальных новичков. Так он нашел Хидетоси Накату – малоизвестного японца, который принес клубу 22 миллиона евро, став рекордной продажей в истории «Перуджи». В 2001-м Наката с «Ромой» выиграл чемпионат Италии.
«Перуджа» скакала между дивизионами, но, начиная с 1998-го, осталась в вышке надолго – на шесть сезонов. Главные успехи связаны с эксцентричным тренером Серсе Косми – бородатый алленаторе подрабатывал диджеем, ставил команде эротические фильмы перед матчами и водил игроков в стрип-клубы. Новаторские методы помогли – именно под руководством Косми «Перуджа» впервые попала в еврокубки.
Пока Косми удерживал команду в первой половине таблицы (11, 8 и 9 места), Гауччи пустился во все тяжкие. Ему хотелось, чтобы о нем писали в газетах, и Лучано хорошо работал над пиаром. Купив полулюбительский клуб «Витербрезе, он назначил тренером женщину – Каролину Мораче (в сезоне-2018/19 он работала с женской командой «Милана»). Такого в итальянском футболе еще не случалось. А вскоре хотел пригласить в «Перуджу» чемпионку мира Биргит Принц. «Она очень красивая, у нее великолепная фигура, точно вам говорю. А еще хорошо играет в футбол», – рекламировал потенциального новичка Лучано.
Принц в «Перуджу» не приехала, но Гауччи сумел сделать шоу даже из расставания с футболистами. На чемпионате мира-2002 Италия вылетела от Южной Кореи, а решающий гол забил нападающий «Грифонов» Ан Джон Хван. Возможно, надеялся на поздравления от президента, однако реакция Лучано была неожиданной.
«Я не собираюсь платить зарплату тому, кто разрушил итальянский футбол, – заявил Гауччи. – Он не вернется в нашу команду. Я в ярости. Ан начал играть фантастически только против Италии. Я – патриот, такое его поведение – удар по моей гордости, оскорбление страны, которая два года назад приняла его».
Приглашение сына Каддафи
Саади Каддафи болел за «Ювентус», приезжал в Турин как почетный гость, купил 5% акций клуба. Он играл на профессиональном уровне в чемпионате Ливии, был капитаном сборной, но в 29 лет не тянул уровень Серии А . Сын Каддафи был очень известной персоной, а идею Гауччи одобрил его друг Сильвио Берлускони: «Он сказал, что поможет Италии построить отношения с Ливией. Плохой игрок. Ну и что?».
Саади снял целый этаж лучшего отеля города – пятизвездочного Brufani Palace Hotel. Он водил ярко-желтый Ламборгини, перемещался по городу в сопровождении телохранителей. Тренировочная база «Перуджи» была оцеплена охраной, проверялся каждый стадион, на котором предстояло сыграть команде.
Сын Каддафи нанял победителя Олимпиады в беге на 100 метров Бена Джонсона и занимался с Диего Марадоной. Напрасно. «Представьте, что 13-летний мальчик решил играть со взрослыми. Он старался по максимуму, но просто не мог», – говорил близкий друг Саади, защитник «Перуджи» Сальваторе Фрези.
В середине сезона Каддафи провалил тест на допинг и был дисквалифицирован на три месяца. В Серии А он сыграл один раз – против «Ювентуса». Говорят, это было прописано в контракте. Косми выпустил Саади на 15 минут, «Перуджа» сенсационно победила 1:0. «Грифоны» вылетели, в Серии Б Каддафи тоже не играл, но каким-то образом перешел в «Удинезе», но там тоже не играл. Не добившись успеха в Италии, Саади вернулся в Ливию, участвовал в гражданской войне, скрывался, а с 2014 года находится под стражей.
***
Гауччи тоже прятался от правосудия. В 2005-м «Перуджу» была объявлена банкротом, а Лучано обвинили в финансовых махинациях и отмывании денег. Клуб отправили в Серию С, его уже бывший президент сбежал в Доминиканскую республику. Гауччи больше не мечтал о популярности – он просто не хотел в тюрьму.
Фото: REUTERS/Alessandro Bianchi; Gettyimages.ru/Grazia Neri, Claudio Villa/Allsport