«Партнеры подарили мне ЦСКА – знали, что я люблю футбол». Гинер дал интервью Нобелю
Самое интересное из передачи «Инсайдеры».
Нобель Арустамян поговорил с Евгением Гинером – президент ЦСКА пришел к нему в программу «Инсайдеры». Гинер не так часто дает интервью, поэтому Нобель задал вопросы сразу по нескольким большим и важным темам. Собрали для вас самое интересное.
Про приход ВЭБа в ЦСКА
На вопрос об изменениях в ЦСКА Гинер сначала пытался ответить рассказом про обновление команды – все из-за ухода ветеранов. Но про приход новых инвесторов в итоге тоже рассказал:
«ВЭБ входит в капитал. Думаю, так будет только лучше для клуба. Правда, это временная мера. Как все было, так и остается. Ничего не меняется».
Игорь Шувалов говорил, что видит ЦСКА суперклубом в ближайшем будущем. Гинер прокомментировал и это заявление:
«К этому мы, наверное, идем уже давно. Движемся, изучаем топ-клубы Европы. Игорь Иванович за всю историю, что я его знаю, пустых слов никогда не бросает на ветер. Если он говорит, то говорит вещи, которые обдумал и знает. Мы двигались давно. Сейчас будет легче прийти к этому».
«Сейчас появятся новые партнеры, которые войдут после того, что мы с ВЭБ сделали. Какую-то часть доли у ВЭБа начнут выкупать. Сейчас клуб чистый, кредитов и ничего нет. Есть ясная и понятная оценка клуба. Это не по версии ВЭБ. Мы заказывали оценку у одной компании из «большой пятерки» (речь о главных аудиторских компаниях мира: Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG – Sports.ru), и они оценили клуб в районе 24 млрд рублей».
Нобель спросил про интервью первого зампреда ВЭБа Михаила Кузовлева – про то, что для ЦСКА уже ищут инвесторов. Многие восприняли это как заявление о продаже клуба.
«Я не думаю, что он сказал именно так. Такой грамотный и умный человек, который разбирается во всех делах, понимает, что еще не зайдя в клуб, невозможно продавать что-то. Журналисты, я думаю, переиначили. Думаю, что будет опровержение, но нам оно не нужно».
Гинер говорит, что продажу клуба никогда не рассматривал – только приход партнеров. Условие всегда было одно: нынешний президент продолжает вести дела ЦСКА еще какое-то время.
О трансферах и агентах
То, что ЦСКА больше не делает громкие трансферы, Гинер не считает проблемой – он наоборот считает глупостью соревнование «кто больше купит». К тому же Влашич – самая дорогая покупка в истории ЦСКА.
«Привезти надо талантливых футболистов, которые усилят клуб, которые полюбятся болельщику, которые будут приносить титулы. А не для того, чтобы купить подороже, чем кто-то купил. Переплюнуть всех и сказать «Мы, русские, платим больше» – это бред.
Надо понимать, что к нам поедут молодые и талантливые. Звезды – Мбаппе, Неймар, Месси – к нам не поедут. Надо отдавать себе в этом отчет».
Вопрос был и про Чалова, который мог уехать в Англию. Гинер, по сути, подтвердил слухи, но объяснил – заблокированный трансфер был общим решением.
«Предложение было: не скажу 25 или 35 млн евро. Мое мнение: Федору надо было окрепнуть – я с ним на эту тему разговаривал. Мы никогда не рассматриваем трансфер со стороны денег. Если бы Чалова приглашал клуб, который чуть ниже топов, то мы бы отпустили. Надо отпустить, иначе игрок перестанет играть.
«Федя сам принял решение, мы вместе с ним сидели. Считаю: ребята, которые для себя видят перспективу перехода в более сильный чемпионат, должны учить язык – это главное. Во-вторых, «Кристал Пэлас» – не тот клуб, в который должен ехать Федя. Зачем уходить из ЦСКА, который играет в Лиге Европы и в Лиге чемпионов, в команду, которая борется за выживание в Премьер-лиге?»
От Чалова перешли к теме агентов. Гинер говорит, что за всю историю клуба встречался всего с двумя-тремя агентами:
«Я считаю, что агенты не нужны. Я разговаривал когда-то с Вагнером. Я его спрашивал про продление контракта. Он попросил поговорить еще с агентом – я тогда спросил, что его не устраивает. Он сказал: «Меня все устраивает. Но когда мне нечего было есть, когда у меня не было бутс и формы – он мне покупал, всю жизнь меня сопровождал. Как я могу его бросить». Это я понимаю.
У нас есть несколько агентов в той же Бразилии, с которыми мы дружим. Они нам помогают забесплатно. Я к ним с большим уважением. Если они заработают где-то, я буду счастлив. Но тех, кто как в трамвае проезжает на подножке, здесь никогда не будет».
Усманов – очень помогает
Гинер сам вспомнил Влашича – Нобель спросил про переговоры с «Эвертоном». Переход хорвата связывают с дружескими связями с Алишером Усмановым. Вот ответ Гинера:
«Понимаете, что Алишер Бурханович – мой близкий друг, прекрасный человек – может познакомить с Мошири (владельцем «Эвертона» – Sports.ru). Мошири, которого я тоже знаю лет 10-12. Все равно производят трансферы именно клубы.
Алишер Бурханович очень сильно разбирается в футболе, я люблю на эту тему с ним разговаривать, даже советы воспринимаю очень серьезно – потому что действительно тот человек, который не просто так смотрит на футбол, а понимает его.
Он не договаривался «где, сколько и как». Но очень много помогает: советами, связями, прочими вещами. Алишер Бурханович помогает нам всегда. Это абсолютно разная помощь: спонсорами были, и вот так. То, что он делает, я с благодарностью помню, знаю, уважаю, люблю этого человека».
Но вот на тему полноценного прихода в ЦСКА Гинер с Усмановым – по словам самого президента клуба – не разговаривали.
Судейство
Евгений Гинер всю осеннюю часть сезона критиковал судейство. Сейчас сменились руководители российских судей – пришел Виктор Кашшаи. Арустамян спросил мнение о новом руководителе.
«Не хотелось бы обсуждать судейство – не знаю Виктора Кашшаи и не могу про него ничего сказать. Посмотрим, что сделает новое руководство.
Мне хочется, чтобы у нас всех отложилась мысль в голове, что судья может ошибаться – как в Англии, Германии, Испании. Что он не предвзят, что нет никаких подстольных игр. Думаю, теперь прекратятся скандалы, которые преследовали нас все 19 туров. Хорошо, что пришел Кашшаи – он нейтральный. При нем не будет клановости. Было ли это при Егорове. Теперь его нет, зачем это обсуждать?»
Обсудили и тему отстранения Гинера от футбольной деятельности – как раз за слова о судействе. Президент ЦСКА не считает это серьезным наказанием:
«Я не знаю, что это. Пытаюсь разобраться. Не знаю, от чего меня можно отстранить. Наверное, от владения клубом. Видимо, я сейчас не владелец клуба, а просто гражданин Российской Федерации.
Я не знаю, от чего меня можно отстранить. Для того, чтобы человека за что-то наказать, должна быть действенная мера. Был бы я генеральным менеджером, как Бабаев, и имел право подписи. И тогда мне надо было бы передать право подписи. А я никто и зовут меня никак».
Управление клубом и отношения с футболистами
Затронули и вопрос увольнения Сергея Якунчикова – один из главных скандалов, связанных с этим сезоном ЦСКА. Начальник команды ушел после конфликта с Романом Бабаевым. На его место пришел Александр Стельмах.
«Все люди, которые у нас работали, понимали, что это семья. Кто бы ни уходил, никогда сор из избы не выносил. Якунчиков принял для себя такое решение. Не понимаю, какой клуб его сейчас возьмет».
Семейные отношения выражаются, например, в том, как Гинер вернул братьев Березуцких. У Евгения особые планы на братьев:
«Березуцкие будут работать в ЦСКА, да. Это официально. Неправильно, когда футболист, заканчивая, сразу идет в тренеры. У нас новый подход. Они должны понемножку поработать во всех направлениях: в первой команде, в селекционном отделе, в детской школе, еще где-то. И для себя сделать вывод, где им комфортнее. Думаю, через 1-2 месяца они сделают вывод и там будут работать в нашем клубе»
И действующим футболистам Гинер, по собственным словам, тоже помогает: если надо проконсультироваться в вопросах бизнеса – его двери открыты. Главное, чтобы авторитет президента не был выше авторитета тренера.
О Гончаренко
Разговоры о возможном увольнении главного тренера идут давно, но Гинер утверждает, что доверяет тренеру.
«Я скажу так: игра мне нравится. Результат – не всегда. Но надо набраться терпения: невозможно собрать новую команду – даже из звезд – и назавтра она заиграет. Даже «Манчестер Сити» с Гвардиолой в первые сезоны кувыркались. У Гончаренко есть карт-бланш.
Потому что нельзя менять тренеров, если проиграл 2-3 игры. Надо сначала задать вопрос себе: «Может, это я не обеспечил его, предположим, футболистами. Или вещами?» Должно быть все в совокупности. Я не собираюсь выгонять Гончаренко».
О расширении РПЛ
Гинер видит в расширении Премьер-лиги несколько плюсов. Но его версия увеличения числа команд в лиге немного отличается:
«В этом есть смысл для российского футбола. Во-первых, увеличение количества матчей. Мое субъективное мнение: надо расширять за счет казахских, армянских, белорусских сильных команд. У нас северная страна.
Зимой нужен перерыв месяц-полтора, летом – 2-2,5 месяца. Не обязательно играть в Екатеринбурге 10-12 декабря. Есть южные районы, где можно посмотреть. Тогда у нас вырастет уровень чемпионата».
Ситуацию с выборами Прядкина президент ЦСКА тоже не понял: клубы выбирают президента лиги, навязывать его никто не может, голосуют 16 голосами за него – ничего нелегитимного тут, по мнению Гинера, нет.
ЦСКА получил в подарок
Нобель спросил, правда ли, что ЦСКА – подарок партнеров Гинеру на день рождения? Тот сказал, что да.
«Мне было без малого 41 год. Действительно партнеры решили сделать как подарок. Я смеюсь с партнерами: «Вы не любите гулять, поэтому на день рождения я подарю вам собаку». Это шутка.
Я действительно очень люблю футбол, поэтому благодарен партнерам, что они сделали мне такой подарок, убедили меня. Клуб тогда ничего не стоил – только долги. Мы вывели, все сделали. Сейчас заняли 17-18 места по чистой прибыли за 2018 год».
Теперь Гинер хочет построить на стадионе башню Лиги чемпионов – в дополнение к башне-Кубку УЕФА.
Секрет заработка клубов в России
Евгений Гинер видит пару факторов заработка футбола в России. Во-первых, это болельщики, которые пошли на стадионы. Но гораздо важнее другой:
«Как и во всем мире – телевизионный контракт. Обратитесь к своему руководству, и мы будем знать, Нобель, как это сделать. Я думаю, что российский чемпионат должен стоить минимум 300 млн долларов (сейчас телеправа стоят 30 млн долларов).
Вы качественно показываете футбол, отдаю должное. Если мы начнем показывать красивый и интересный футбол, к чему мы идем, люди начнут подписываться. Не должно быть футбола на бесплатном телевидении. Этого нет нигде в мире – это неправильно.
Думаю, сейчас пойдут интернетчики закупать, которые дадут другие деньги. У «Газпром-медиа» не было конкуренции, поэтому пришлось соглашаться на то, сколько предложили. А конкуренция должна быть».
Страдания нашего футбола в одной картинке. Попробуйте не загрустить
РПЛ расширят до 18 команд. Это плохая идея – мы к этому не готовы
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Алексей Куденко, Алексей Филиппов; vk.com/pfc_cska; globallookpress.com/Alexander Chernykh/Russian Look, Andreas Gebert/dpa
Болельщикам ЦСКА тоже не нравятся все эти "тёрки" с Шуваловами, Усмановами и т.д. Только мы отличаемся тем, что не оправдываем это. И наш клуб не доходит до плевков: в собственный чемпионат (трансферами по 50 тысяч рублей и 5 миллионов рублей и созданием фар. клубов), сторону жителей своего города (миллиардным стадионам за счёт бюджета и арендой за рубль в год ) и в собственного тренера и болельщиков (обращение в вещь собственного игрока).
Опущено главное высказывание Гинера - бесплатной трансляции российского футбола на ТВ быть не должно! Общество и прежде всего молодёжь, видите ли, уже созрели для тотальной оплаты.
Ну, а наша Премьера должна получать от Матч ТВ, т.е. государства, 300 млн.долларов. Ура - поддерживаем! Но только глупейшей части фанов может быть непонятно, что последствия, полностью или в огромной части, переложат на телезрителя. А наш массовый телезритель имеет ли возможность раскошелиться? Но об этом Нобель, естественно, Гинера не спрашивает.
Как не разукрашивай этого героя, его сущность понятна - отличный тусовщик при авторитарной власти, за счет этого и процветает. Где еще госбанк (ВЭБ) берется погашать долги частного офф-шорного клуба со сказками о каких-то будущих продажах акций...