Доминировать, побеждать, радоваться
Сантьяго Солари, 18.12.11
С самого первого увиденного мною финала, в 1985 году, Межконтинентальный кубок меня заворожил. Тогда мне было девять, и возможность видеть команды двух разных континентов, встречающиеся в такой далекой и экзотической стране, будила во мне самые разные фантазии. С одной стороны, так я мог путешествовать, ведь в то время у меня не было ни Интернета, ни подписки на спутниковые каналы, а матч становился открытым окном в мир: такой современный стадион, игроки со странными именами и тот факт, что я следил в прямом эфире за игрой, проходящей средь бела дня, когда в моей части света была ночь.
С другой стороны, эта встреча позволила мне через тех игроков прожить мечту мальчишки, который любит эту игру. Мне казалось невероятным, что те господа были лучшими в мире футбола и что, как только матч закончится, они увезут домой этот прекрасный кубок, увенчанный золотым сияющим мячом. Мне казалось, что важнее этого во всей вселенной быть ничего не может.
Каждый год я ждал декабря скорее ради того, чтобы увидеть вновь этот матч, а не Санта Клауса. Как только наступал тот самый день, я организовывал ритуал: заводил будильник и настраивал канал. Вскоре, стараясь не шуметь, чтобы никого не разбудить, я садился один в гостиной. Там, в тишине, я узнал, что есть такой город Бухарест и команда «Црвена Звезда». Так я открыл Лаудрупа, Платини, Райкаарда, Ромарио и Папена. В тишине я ликовал, когда Альсаменди забил гол, получив хитрую передачу от Алонсо, и познакомился с «Миланом» времен Сакки и наслаждался игрой «Сан Паулу» Рая.
Годы шли, а моя любовь к этому кубку никуда не делась. Я смотрел каждый финал, который мог посмотреть, был ли я один или с семьей, с друзьями или в баре, когда просил официанта переключиться на трансляцию этого матча из далекой страны.
Жизнь превзошла все мои ожидания. Первый мой визит в Токио состоялся в 1996 году с той самой командой «Ривера». Мы проиграли «Ювентусу», за который тогда выступал Зидан и который взял кубок благодаря голу Дель Пьеро, и я думал, что мой поезд ушел, а я уже не вернусь туда. Но я вернулся с «Мадридом» в 2000, а потом и в 2002, когда турнир уже проводился в Йокогаме. Последний раз в моей жизни был 2 года назад с «Атлантом» в более демократичном формате клубного мундиаля в Абу-Даби.
Эти путешествия у меня ассоциируются с эмоциями борьбы в финале чемпионата мира, с постоянной новизной, ведь каждый раз это страна с такой отличной культурой, и с мечтой. Ты теряешься глубоко в этих дневных грезах, которые продолжаются и с приходом ночи. Ничто не описывает эти ощущения лучше, чем фильм «Трудности перевода», эта ода бессоннице от режиссера Софии Копполы.
Этот десинхроноз, кажется, никак не повлиял на «Барселону», которую нельзя было назвать сонной на матче против «Сантоса». Они доминировали, наслаждались игрой и добыли кубок благодаря усилиям Месси, невероятного футболиста. Этот матч я смотрел один в баре, как в давние времена.
У меня дома не такая современная модель кубка, что поднял над своей головой Пуйоль. Мой кубок – старая версия, с четырьмя колоннами, увенчанными золотым сияющим мячом. Каждый раз, когда я смотрю на него, мне на ум приходит не тот матч, который позволил мне выиграть этот кубок. Я не думаю о голах, о награждении или церемонии. Моя память переносит меня не столько в момент, когда эта мечта стала реальностью, сколько в саму мечту.
Когда я смотрю на Кубок, я вспоминаю Платини, Лаудрупа, Алонсо и Рая. Я вспоминаю мои детские эмоции, мою безумную мечту и колотящееся сердце. Мечту, что когда-нибудь я смогу играть в футбол и, кто знает, выиграть этот кубок, как те футболисты.
Блог Сантьяго Солари
El Charco, газета El Pais
Перевод с испанского
Breath on a Window