12 мин.

Агента Бэйла называют самым успешным в мире. Он привел Леннокса Льюиса в профи, а сейчас с Гаретом качает деньги из «Реала»

Агент Бэйла изменил бизнес, но держится в тени.

«Его агент – жесткий мужик, в котором агрессивный торговец сочетается с денди», – написала Evening Standard 14 лет назад, когда Эшли Коул бросил «Арсенал» ради лишних 5 тысяч фунтов в неделю.

Это характеристика Джонатана Барнетта, 70-летнего лондонского еврея с приемами Дага Головы. Если вы захотите представить его, то только в рубашке с вышитыми золотом инициалами, в прохладном офисе, обставленном с лаконичной роскошью инвестиционного банка, и обязательно со словами: «Это Англия. Мы здесь играем по правилам». Даже Football Leaks не знает про него ничего криминального (ничего слишком криминального, хотел сказать я). А между тем он – один из самых влиятельных агентов мира.

Если вы с ним еще не знакомы, знайте: это из-за него «Реал» до сих пор оплачивает гольф Бэйлу. Гарет развлекает запасных бутылочными челленджами, ссорится с Зиданом и провоцирует болельщиков баннером «Уэльс. Гольф. Мадрид. В таком порядке», а Фло Перес обнимает его на рождественском корпоративе и платит в среднем полмиллиона евро за каждый выход на поле (18,5 млн евро в 2019-м – за 34 матча и 7 голов). Даже президент «Реала» избегает ссор с Барнеттом.

Барнетт привел в профессионалы Леннокса Льюиса, дружил с Манделой и усложнил агентский бизнес

Примерно 40 лет назад Джонатан бросил теплое кресло в казино Curzon House Group, старом семейном бизнесе, и подался в спорт. Сегодня созданная им компания Stellar – самая успешная не только в футболе. В 2019-м ее клиенты подписали контракты на сумму более 1,14 миллиарда евро.

«Когда мы с Дэвидом [Манассе, партнер Барнетта] начинали, то были всего лишь двумя молодыми агентами, – хвастает Барнетт. – Сейчас наш бизнес крупнее, чем большинство клубов».

В начале карьеры у Барнетта еще не было своей фирмы и собственного имени на двери. Он работал в Levitt, главной финансово-консультационной компании Англии, и уже тогда выделялся хваткой и чутьем на таланты. Именно Барнетт привел в профессиональный бокс Леннокса Льюиса. Все случилось в конце 80-х: Леннокс только что выиграл Олимпиаду в Сеуле и думал, что делать дальше, а у молодого еврея из Лондона был готовый ответ. Он предложил канадцу чемпионат Великобритании, быстрое продвижение в рейтингах, дом, машину и 250 тысяч фунтов аванса.

«Не думаю, что кто-то в компании вообще слышал о Ленноксе, – рассказал Independent бывший сотрудник Levitt. – Только Барнетт знал, что Льюис родом из Лондона».

Какое-то время Барнетт был единственным промоутером, который управлял сразу двумя чемпионами-супертяжами, – Ленноксом и Майклом Беннтом – но покинул Levitt раньше, чем Ленни превратился в легенду (и раньше, чем саму компанию поймали на многомиллионном мошенничестве). В середине 90-х агент сосредоточился на собственном бизнесе и за несколько лет превратил маленькую контору Stellar в короля крикетного мира. Он стал настолько влиятельным, что подружился с Нельсоном Манделой и по его просьбе привез в ЮАР лучших игроков мира.

Во всем этом была одна проблема, которую впоследствии описал сам Барнетт: «Мы были лучшими в мире, но денег крикет не приносил». Поэтому агент переключился на футбол. И сразу обнаружил, что незнакомого человека в Премьер-лиге сторонятся: «Я подходил к звездам, а они спрашивали: «С кем работаешь?» Отвечал, что ни с кем. «А что знаешь о футболе?» – «Ничего».

Барнетт несколько лет искал нишу в футболе. Однажды вместо того, чтобы оплатить очередной бессмысленный пропуск на «Хайбери», он поехал в Честерфилд на матч сборной Англии U-18. И ушел со стадиона с портфелем, составленным из лучших игроков нового поколения – Уэйном Бриджем, Питером Краучем, Эшли Коулом и Ледли Кингом. Договориться было несложно: в то время даже такие таланты редко привлекали агентов и не привыкли к вниманию, сделки предлагались уже состоявшимся футболистам. Поэтому Барнетт в тот день был единственным агентом на стадионе.

Он ворвался в бизнес, который не хотел принимать его. Вместо того, чтобы подписывать требовательных звезд, он отыскивал молодежь – мотался в провинцию, на матчи юношеских команд, в города, которые не слышали об агентах. Джонатан привнес в агентский мир настоящий скаутский хардкор. Конкуренты не успевали за ним. Когда остальные догадались копировать его, Stellar уже подписала половину юношеских сборных Англии (из тех, что родились в первой половине 80-х). Барнетт подписывал талантливых игроков раньше, чем другие агенты узнавали о них.

Этот прием стал главной фишкой Stellar. Сегодня у нее около 600 атлетов в нескольких видах спорта, и 95% подписаны еще до 18-летия. Агент Дин Бейкер из Wasserman рассказал ESPN, как Stellar усложнила бизнес: «Раньше мы следили за лучшими игроками в 18-19 лет, а теперь вынуждены искать их в 14-15 лет».

(Такое же чутье Барнетт проявляет, захватывая рынки. Несколько лет назад он предугадал футбольный бум в Исландии и открыл филиал в Рейкьявике. Сегодня в сборной Исландии – девять клиентов Stellar).

Барнетт проворачивает сделки так, что довольны все

Такой подход подразумевает большой процент промаха, но Барнетт берет количеством. У него 409 футболистов, которые по именам заметно уступают главным конкурентам, но превосходят всех суммарной стоимостью – 1,28 млрд евро на Transfermarkt. Лучшие в портфолио Барнетта – Сауль и Бэйл, но очень скоро их сменит новое поколение. Джонатан подписал главных талантов АПЛ – Джеймса, Тирни, Чонга, Лофтус-Чика, Грилиша, Маунта и Чилуэлла.

Методы Барнетта кажутся не такими эффектными, как у Райолы и Мендеша – их портфели в три-четыре раза меньше, но собраны из настоящих звезд. Британец уверен, что будущее – за его подходом: «Эти парни – исчезающий вид. Они вымирают, их вытесняют крупные корпорации или небольшие агентства, со временем ставшие гигантами – вроде нас. Пятнадцать лет назад достаточно было подарить футболисту мобильник, чтобы заполучить его подпись. Сегодня игроки в курсе дел, задают правильные вопросы и знают, чего хотят. И хотят они большое агентство».

Общение с клиентами Барнетт тоже выстраивает иначе. Мендеш проводит налоги игроков через офшоры, Райола ест с пацанами пиццу и одалживает Балотелли спорткары, а Джонатан брезгливо бросает: «Я не предлагаю им дружбу и не собираюсь на их вечеринки». Никакой семейной атмосферы и подарков на дни рождения. Участие Барнетта ограничивается работой. Но в эту работу входит не только вышибание хороших контрактов; агентство сопровождает игроков с самого старта карьеры и решает все бытовые проблемы. Это очень важно, ведь футболисты с детства привыкают к тому, что все решают за них, и многие неспособны даже самостоятельно купить авиабилет. 

Команда Барнетта отвечает за все: от покупки еды до найма прислуги. «Клиентам остается только футбол. Об остальном заботимся мы: покупаем машины, дома, управляем финансами, составляем диету», – объяснял Барнетт. Подписывая Stellar, футболист получает бизнес-консультантов, помощников и даже маркетинговую команду – Барнетт перенес в футбол приемы из бокса и одним из первых понял, что пиар за пределами поля так же важен, как голы со штрафных. Коммерческий отдел Stellar работает с EA, Nike, Procter & Gamble, Sony и другими гигантами; любой более-менее заметный клиент получает выгодный спонсорский контракт (Бэйл зарабатывает около 6 лн евро в год на сотрудничестве с adidas, Konami и Wish – это одна из крупнейших спонсорских сделок в футболе). Поэтому Барнетт презрительно усмехнулся, когда журналист ESPN сказал, будто американцы опережают конкурентов в маркетинге: «Чушь. Штаты отстали от нас на десять лет. Янки ходят с наушниками, потому что вообразили, будто так и выглядит настоящий агент. Но они совсем не умеют создавать игроков».

Такой принцип работы не только помогает клиентам, но и позволяет самому Барнетту не париться о 10-процентном лимите на комиссии (ФИФА, кстати, грозит его сократить). Stellar редко добирается до максимального порога. По данным NY Times, в большинстве доступных контрактов агентства используется формула 5% комиссии + 20% от всей коммерческой прибыли игрока. Барнетт фактически становится партнером атлета в неспортивной деятельности. Вдобавок Stellar получает аванс от клубов за консультацию и скаутинг.

Еще один принцип Барнетта – уважение к клубам. Райола ради клиентов ссорится с половиной планеты, замыкая ненависть на себе, и оставляет позади выжженную пустыню из команд, которые не хотят с ним работать. Мендеша тоже многие избегают. Но Барнетта свободно пускают на тренировки молодежек. У него 11 клиентов в разных возрастах «Ман Юнайтед», по 6 – в «Ман Сити», «Ливерпуле» и «Челси», по четыре в «Арсенале» и «Лестере».

«Клуб должен доверять вам после сделки. Нельзя выставлять их дураками», – рассказывал Барнетт. Он продал Бэйла в «Реал» так, что довольными остались все: «Тоттенхэм», заработавший рекордную сумму, Роналду, уверенный, что рекордным остался именно он, и Перес, который с помощью агента провел Криша и прессу. «Барнетт точно знает, сколько стоят его игроки. Stellar всегда требует адекватную сумму, а потом набрасывает немного сверху. И все довольны», – объяснял бывший генеральный директор «Лидса» Бен Мэнсфорд.

Кейс Бэйла – особая история. Барнетт даже командовал, на какой позиции использовать игрока

Барнетт всего дважды ссорился с клубами. Впервые – в 2006-м, когда перевел Эшли Коула из «Арсенала» в «Челси». Выбора у него не было, хоть Барнетт и болеет за «канониров»: Эшли едва не съехал в кювет, услышав предложение («Арсенал» давал ему 55 тысяч фунтов в неделю, а Коул хотел 60), и прямо из машины в истерике вызвонил агента. Барнетт устроил ему тайную встречу с Моуринью и Абрамовичем и увел игрока с действующим контрактом.

Во второй раз – с Зиданом, когда тот прессовал Бэйла. Переход Гарета принес Барнетту 16 млн евро и выход на местный рынок – теперь у Stellar филиал и 38 клиентов в Испании. Поэтому в приемной лондонского офиса висит плакат с Бэйлом и поэтому Барнетт бьется за него даже с Зизу.

В этой драке агент не жалеет ни тренера, ни «Реал». Когда прошлой весной фанаты освистали Гарета, Джонатан вбросил: «Поведение болельщиков – просто позор. Они должны целовать Бэйлу ноги». Летом Зизу прямо объявил: «Мы надеемся, что Бэйл уйдет как можно скорее», проигнорировал вингера в нескольких спаррингах и вел себя так, будто уже избавился от него. Ответ от агента прилетел быстрее, чем болельщики обсудили слова француза: «Зидан – позорник». Потом Барнетт добавил: «Гарет уйдет, когда это подойдет нам».

Никто не знает, что в эти месяцы происходило за кулисами, а там явно что-то происходило. Ведь прошло полгода, Бэйл до сих пор в «Реале», а Зидан теперь очень осторожно говорит о Гарете. Перес вроде бы вообще снова поверил в валлийца (по крайней мере, так Marca объяснила смену настроения в клубе). Сейчас Бэйла снова пытаются продать, но ситуацией по-прежнему рулит агент: «Он один из лучших игроков мира, зачем ему идти в аренду? Это чушь. Все может измениться, но аренды – это смешно».

Почему «Реал» терпит игрока, который за шесть лет в Испании чаще играл в гольф, чем в Ла Лиге, и сколотил состояние в 125 млн долларов, примерно четверть времени пропустив из-за травм? Причины лучше всего объяснил Бен Мэнсфорд, хотя рассуждал совсем не про «Мадрид»: «Когда вам понадобится игрок, Барнетт будет первым или вторым звонком». Агент пользуется этим и не впервые прессует «Реал».

Анчелотти описывал разговор, который случился за пару месяцев до его отставки: «Утром гендиректор предупредил, что Перес хочет поговорить после тренировки. Это было очень необычно. Что ж, я зашел к президенту, а он сказал, что его посетил Барнетт. Агент сказал Пересу, что недоволен позицией Бэйла. Гарет хотел играть в центре».

***

Stellar – первая агентская корпорация в футболе. Компания открыла филиалы в шести странах на двух континентах и постепенно расширяет клиентскую базу в Западной Европе. Всего за полгода футбольный портфель Барнетта потяжелел на 30 новых клиентов. Сам он давно не занимается мелочами лично – на него работает больше 50 агентов, а футбол курирует его сын Джошуа. Но Stellar не ограничивается футболом: у нее полсотни топовых легкоатлетов (призеры мировых форумов, национальные рекордсмены, чемпион мира на 110 метрах с барьерами Грант Холлоуэй), а еще – звезды крикета, регби и киберспорта.

Три года назад Stellar начала атаку на американский футбол. «Никто не удивляется, что американцы лезут к нам, так почему я не могу поехать в США? Я ворвусь в Америку и по-настоящему подвину их», – сказал Барнетт в 2017-м, когда за две недели посетил почти 12 клубов НФЛ и подписал первого игрока. «Я просто взял Менелика Уотсона и заработал для него больше денег, чем любой американский агент», – хвалился британец.

Суммарный годовой доход Барнетта и его клиентов больше почти всех клубов мира, включая топовые лиги. Но агент не собирается останавливаться. «В этом бизнесе так: если стоишь на месте, значит, двигаешься назад», – говорит он. Теперь Stellar планирует захват НБА. И судя по всему, у нее это получится.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: stellargroup.co.uk; fichajes.com; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths/Allsport, Angel Martinez, Julian Finney; globallookpress.com/Ben Cawthra/ZUMAPRESS.com