Три лучших друга Пепа – не из футбола: профессор экономики из США, каталонский музыкант и режиссер
Некоторые из них за независимость Каталонии.
У Пепа Гвардиолы имидж умного, трудолюбивого, помешанного на работе и мелочах мужчины.
Нереальная работоспособность не мешает Пепу оставаться непопсовым тренером. Он стильно одевается, знает несколько языков, шутит на пресс-конференциях, у него хорошо поставлена речь. Его интересы не ограничены профессией.
Пепа увлекают книги, хорошая музыка, вкусная еда (например, маринованный лосось), изысканные вина и общение с интересными людьми. Он свободно высказывается на политические темы и открыто поддерживает движение за независимость Каталонии.
«Гвардиола – один из немногих интеллектуалов, которых я встречал в раздевалке. Интеллектуал, потому что думает о многих вещах. В большей степени о футболе, конечно. Но и о литературе, а также других областях культуры», – так характеризовал каталонца Фабио Капелло. В начале нулевых они пересекались в «Роме». Тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп подобрал для Пепа более собирательную характеристику, назвав его джентльменом.
На любого человека влияет окружение. Жена сделала так, что о Гвардиоле пишут модные журналы типа GQ. Футбольные кумиры вроде Кройффа и Бьелсы помогли Пепу стать легендой.
Мы выбрали трех главных друзей-интеллектуалов Гвардиолы, чтобы показать, как каждый из них повлиял на его жизнь на разных этапах.
Режиссер и писатель Труэба ездил с Пепом на встречу с Бьелсой. Он написал книгу, которую Гвардиола раздавал игрокам «Барсы»
С одним из самых близких друзей – каталонским писателем, сценаристом и режиссером Давидом Труэбой – Пеп познакомился на поэтическом вечере в 1995-м. Гвардиоле было 25 лет, он играл за «Барсу» и нестандартно проводил свободное время.
В беседах с Труэбой Пеп отвлекался от футбола, особенно в периоды восстановления от травм. «Он предпочитал говорить о книгах, кино или театре. Кстати, его жена Кристина тоже оказала большое влияние на него в этом плане», – вспоминал Труэба.
В 2006-м Пеп вместе с Труэбой отправились в Аргентину. Гвардиола собирался стать тренером и планировал провести серию консультаций с авторитетными специалистами – Марсело Бьелсой, Сесаром Луисом Менотти и Рикардо Лавольпе (становился чемпионом мира в составе Аргентины, а потом построил успешную карьеру тренера в Мексике). Ради встречи с Бьелсой Труэба и Пеп проехали 309 километров на машине из Буэнос-Айреса до Росарио. Беседа мужчин продлилась 11 часов после барбекю в загородном доме Бьелсы. Были жаркие дискуссии, беседы о тактике и разборы на компьютере.
Кстати, сначала разговор шел не о футболе. «Мы беседовали о кино, потому что Марсело любит его, он смотрел по два фильма в день. Меня это заинтересовало. На разговоры о кино мы потратили час, и я сказал: «Вы собрались здесь не об этом говорить», – рассказывал Труэба.
В следующем году Гвардиола возглавил «Барселону Б», которая играла в 4-м дивизионе Испании. Молодой Пеп максимально ответственно подошел к работе: ездил и сам просматривал игроков, разработал систему правил для поддержания дисциплины, отсеял лишних (но смягчил удар: сам искал игрокам новые клубы и разговаривал с родителями), монтировал аналитические ролики и экспериментировал с тактикой.
Примерно в этот период Труэба написал книгу Saber perder (можно перевести как «Уметь проигрывать») в жанре психологического реализма. Роман рассказывает историю талантливого футболиста, который из Аргентины переезжает в неназванный мадридский клуб, но проваливается там и оказывается в Англии. Параллельно в рассказ вплетен любовный сюжет. Пеп массово раздавал книгу сначала игрокам «Барселоны Б», а потом и «Барсы», когда возглавил команду. В итоге книгу читал даже Фернандо Торрес, который никогда не играл у Гвардиолы.
В 2013-м Труэба выступил автором сценария и режиссером фильма «Легко живется с закрытыми глазами», эпизодическую роль там сыграл отец Гвардиолы. Пеп так хотел посмотреть кино, что на каникулах сорвался из Германии в Барселону на премьеру. Пепу понравилось, он даже попросил Давида сделать субтитры к фильму на немецком, чтобы он мог поставить его для игроков «Баварии». Кстати, «Легко живется с закрытыми глазами» получил шесть премий «Гойя» (национальной кинопремии Испании).
Каталонский экономист помог Пепу адаптироваться в Нью-Йорке и сравнивал тренера с брендом Zara. Гвардиола посещал его лекции
После изнурительного и сверхуспешного периода в «Барсе» Пеп хотел перезарядиться и сменить обстановку. Летом 2012-го он взял годичный отпуск, который провел в Нью-Йорке. Перебраться в США Пепа и его семью убедил каталонский экономист и друг Гвардиолы Хавьер Сала-и-Мартин (он входил в правление «Барселоны» и с 2004-го по 2010-й был клубным казначеем), который живет в Нью-Йорке и преподает в Колумбийском университете.
Хавьер помог семье Пепа найти квартиру около Центрального парка и школу для детей, а еще рассказывал старшей дочери Гвардиолы о жизни в США. В Нью-Йорке семьи еще крепче сдружились и проводили время вместе. Кстати, в 2016 году жена Хавьера, Сильвия Тремоледа, стала диетологом в «Ман Сити».
В Нью-Йорке Пеп изучал немецкий и английский, гонял по городу на метро, посещал теннисный US Open, матчи НБА и театры Бродвея. Отдельная история – лекции Хавьера в университете, на них Гвардиола ездил на велосипеде. Там он сидел как обычный студент, делал заметки в блокноте и перекусывал в университетской столовой, как-то тренера даже засекли за просмотром матча «Боруссия» – «Реал» на ноутбуке.
Важно отметить, что Сала-и-Мартин не только любитель ярких пиджаков, но еще и очень важный экономист, ведущий эксперт в области инноваций и конкурентоспособности. Магистром он стал в Гарварде, там же получил докторскую степень. До работы в Колумбийском университете Хавьер преподавал в Йельском и Гарвардском университетах.
Сала-и-Мартин – автор Индекса глобальной конкурентоспособности (GCI), который оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Вдумайтесь в масштабы: правительства и крупнейшие компании всего мира используют этот показатель для оценки, анализа и планирования политики конкурентоспособности своих стран. В экономике Хавьер получил что-то типа локального «Золотого мяча» – Juan Carlos Prize, приз дают лучшему экономисту Испании и Латинской Америки.
Гвардиола получает знания от профессора, а тот видит в тренере футбольного новатора.
Сала-и-Мартин убежден, что достичь высокой конкурентоспособности можно только за счет инноваций. Небольшой пример от Хавьера: «Когда рядом с одним рестораном открывают другой, то конкурентоспособность достигается не снижением цены на «Кока-Колу» на 10 центов, а новой музыкой, атмосферой, новым меню, новыми поварами, другими вещами. Инновациями».
Гвардиолу Хавьер называет главным футбольным новатором. «Пеп постоянно вводит новшества. Посмотрите на Гвардиолу в 2009 году и сравните его с образцом 2010 года. В 2009-м команда играла с центрфорвардом Это′О и с Месси справа. В 2010-м, а по факту 2 мая 2009 года, система неожиданно преобразилась. Итог: 6:2 на «Бернабеу» с «Реалом». В этот день Пеп впервые ставит Месси на позицию ложной девятки и застает соперника врасплох. Гвардиола – это постоянные изменения. Не статичная система, а динамичная система», – считает Хавьер.
Когда Пеп тренировал «Баварию», Сала-и-Мартин придумал более фактурный пример. Экономист сравнил постоянные тактические инновации Гвардиолы с гибким производственным процессом испанского ритейлера Zara. В качестве другого примера Хавьер использовал H&M. Обе компании хотят делать модную одежду по доступным ценам. Но H&M удешевляет производство, делая товар в больших объемах. Например, производит полмиллиона желтых пар брюк. Zara делает меньше, например, 20 000 пар желтых брюк, но больше тратит на производство. При этом ассортимент в магазинах Zara меняется гораздо чаще в соответствии с тенденциями или микротрендами.
«Если Мадонна завтра наденет фиолетовые брюки на концерте, на следующей неделе в магазинах Zara будут фиолетовые брюки, – говорит Сала-и-Мартин, – пока H&M по-прежнему будет продавать желтые брюки. Гвардиола – это Zara. Он удивляет соперников, делая небольшие изменения в тактике каждую неделю. Экономист назвал бы это гибкостью».
Именно Хавьер организовал встречу Пепа и шахматиста Гарри Каспарова в Нью-Йорке. За ужином мужчины обсуждали экономику, технологии и спорт. Каспаров утверждал, что технологический потенциал в наше время направлен на сферу развлечений и говорил – экономический эффект от изобретения электричества с точки зрения рыночного производства превышает эффект от изобретения интернета. Дискуссия так понравилась всем, что Пеп и Гарри договорились об очередной встрече через несколько недель.
Льюис Льяк – музыкальный вдохновитель Гвардиолы. Певец собирал 100 000 зрителей на «Камп Ноу»
Пеп расписался с женой Кристиной только в 2014 году, после более 20 лет совместной жизни. На следующий день после церемонии молодожены улетели праздновать свадьбу в Марракеш: поселились в пятизвездочном отеле Amanjena и пригласили самых близких друзей, среди которых был музыкант Льюис Льяк (Труэбу тоже позвали). В качестве подарка композитор переделал для пары одну из своих песен.
С Льяком Пеп лично познакомился в 1996-м на поэтическом концерте, когда музыкант уже был легендой Каталонии. Вот доказательство: в июле 1985 года на концерт Льяка на «Камп Ноу» пришло более ста тысяч зрителей.
«Когда я лично встречался с кумирами, это иногда приводило к разочарованию, потому что человек всегда стремится к идеализации. Но с Луисом все было наоборот. У нас не повседневная дружба, но у меня есть ощущение, что он всегда рядом, и я чувствую, что хочу быть похожим на него», – говорил молодой Пеп.
В октябре позапрошлого года Пеп пришел к Гильему Балаге. Разговор получился необычным, тренер «Манчестер Сити» рассказал о музыке, которая сопровождала его по жизни. Гвардиола отметил песню Льяка Amor Particular: «Это одна из лучших песен про любовь, что я когда-либо слышал. Иногда мне хочется переводить ее для друзей из Англии. Эта песня такая настоящая, она про жизнь. Льюис Льяк – один из моих вдохновителей, легенда Каталонии. Он так же любим, как и Серрат, но за эту песню его просто обожают. Я услышал ее подростком: первая любовь, вторая любовь – и она стала частью моей жизни».
Пеп говорил про каких-то друзей-каталонцев, которые в заключении из-за политических взглядов
Гвардиолу очень волнует борьба Каталонии за независимость. Он открыто ее поддерживает и даже посещает митинги.
Пеп не молчал, когда Верховный суд Испании в октябре прошлого года вынес приговор девяти каталонским чиновникам и политикам по делу о беспорядках и проведении референдума о независимости в 2017 году, что привело к протестам на улицах Барселоны.
«Не знаю, что именно произойдет с моей страной, Каталонией. Миллионы людей из разных городов Каталонии не вышли бы на улицы, чтобы поддержать [осужденных], если не были бы убеждены в своих взглядах. У меня есть друзья, которые проведут по 9 лет в тюрьме за то, что проголосовали. За то, что просили право голоса. И миллионы людей мирно поддерживают их».
Что думают о независимости Каталонии друзья-интеллектуалы Пепа?
Льяк протестовал против диктатуры Франсиско Франко и даже жил в добровольном изгнании в Париже до смерти диктатора. Луис – автор песни L’Estaca. В тексте речь о столбе, символизирующем тоталитарный режим, который можно повалить совместными усилиями. Песня стала гимном движения за независимость Каталонии.
Сала-и-Мартин тоже активный борец за независимость Каталонии. В 2014-м он написал книгу És l’hora dels adéus? (можно перевести как «Время попрощаться?»), где анализирует политическую и экономическую ситуацию и аргументирует в пользу независимости (кстати, на Amazon все пять отзывов положительные). Эту книгу прочитал даже Гвардиола.
На общем фоне среди друзей Пепа выделяется Труэба – он родился в Мадриде, болеет за «Атлетико» и очень осторожно высказывается на политические темы, выступая за демократию. «Думаю, отделение региона или нации от другой нации, как ее называют, – нечто более серьезное, чем кажется на первый взгляд. Мы играем с жизнями нескольких поколений», – считает Давид.
***
Труэба, Сала-и-Мартин и Льяк сопровождали Пепа всю тренерскую карьеру. Давид подпитывал ум Гвардиолы хорошим кино и литературой, Хавьер помогал систематизировать знания по лидерству и инновациям, а Льяк вдохновлял музыкой. Возможно, благодаря им Пеп стал таким. Это настоящая дружба.
Читайте также в блоге «Сиеста»:
История ❤️ Пепа и его жены Кристины: вместе больше 20 лет, тот легендарный кардиган – от нее
Гвардиола стал тренером в 4-м дивизионе Испании. Ему много помогал Кройфф
Фото: Gettyimages.ru/Fred Lee, Shaun Botterill/Allsport, Shaun Botterill, David Ramos; REUTERS/Gustau Nacarino; twitter.com/XSalaimartin; instagram.com/fcbayern; columbia.edu; EPA/Vostock Photo/MARTA PEREZ
Пеп расстался с женой после более чем 20 лет брака в 2014. Значит, женились они до 1994. Отметить свадьбу в Марракеш пригласили близких друзей, в том числе Льюиса Льяка. А в следующем абзаце мы узнаем, что Пеп познакомился с Льяком в 1996.
То ли во мне говорит пиво (пятница, всё-таки, прошу понять), то ли кто-то спутал факты.
Сменился редактор или ?