Лучший футбольный тренер столетия. Он подарил нам Ла Масию и Кройфа. Ринус Михелс и его история
Бон диа, Кулес! Ну что? Заглянем в сине-гранатовое царство? А Вы знали, что тренер Барселоны признан лучшим в истории футбола Нет? тогда Вам точно надо прочитать этот пост!
В далеком 1999 году подводя футбольные итоги за 100 лет ФИФА назвала голландца Ринуса Михелса лучшим тренером XX века. С такой оценкой мало кто спорит, хотя выигранных титулов у этого гения не так уж много.
Какого огромного масштаба эта персона проще всего объяснить на примере Пепа Гвардиолы. Ведь многие не видят гениального почерка в тактических рисунках Пепа и считают его фальшивкой, которая не придумала ничего нового, а паразитирует на идеях своего учителя Йохана Кройфа. Но кто же был учителем самого Летучего Голландца? Или он все придумал сам?
Конечно же, свою лепту в развития футбольной тактики внес и Йохан, но Ринус Михелс, заложил прочный фундамент для будущих достижений Кройффа: в ''Аяксе'', в сборной Нидерландов, в ''Барселоне'' и даже тренировал Йохана в «Лос-Анджелес Ацтекс».
«Как игрок и как тренер я многому у него научился. Никто не дал мне больше, чем он». Сказал Йохан Кройф на похоронах своего наставника и добавил: «Сегодня умер не просто человек, бывший футболист или тренер. Сегодня умер мой отец, подаривший всему миру радость игры в футбол».
Как известно футбол изобрели в древнем Китае, а спустя долгое время его заново придумали в Великобритании. И принялись нести джентльмены по всему миру благую весть «Футбол воскрес», проповедуя свой атлетичный «бей-беги» способ пинания круглого по полю. Но были среди них и противники философии «забросов и навесов». Поклонники романтичного футбола которые не прижились на туманных островах, отправились на материк со своими гетрами и футбольными принципами. Так появилось золотое поколение сборной Венгрии 50-х годов и "Аякс" времен Джека Рейнолдса, идеи которых впитал Ринус Михелс. Именно он собрал все передовые посылы и методики в единое целое и воплотил их на поле, а эту революционную концепцию Михелса зрители назвали «тотальным футболом».
Маринус Якобус Хендрикус (настоящее имя Михелса) родился в Амстердаме. Гоняя мяч во дворе в 1940 году Ринус оказался в детской команде «Аякса». В том же году Голландия была оккупирована фашистскими войсками, и чемпионат страны возобновились только после второй мировой. Именно тогда 18летний Ринус Михелс в первый раз сыграл за основной состав «Аякса», причем в первом же матче забил 5 мячей.
Повесив бутсы на гвоздь из-за хронических болей в спине в 30 лет, мощный форвард "Аякса" забивший 122 гола в 264 матчах работал преподавателем физкультуры в школе для глухих детей, а на досуге был коучем в любительских командах.
Несколько лет он путешествовал по Европе с единственно целью - наблюдать за тем, как играют и работают в странах-лидерах футбола Англии и Италии. Изучая тактические схемы ведущих клубов, Михелс разработал свою собственную систему игры, которую назвали "организованным беспорядком".
В 37 лет Михелс вернулся в родной клуб. В то время это был заурядный коллектив, который по сути оставался любительским, его лучшие футболисты стремились попасть в профессиональные зарубежные клубы. Сборная проигрывала отборочные матчи к чемпионатам мира и Европы, никуда не попадая. Для начала организовав строгие действия в обороне и подняв командную дисциплину и дух он спас «Аякс» от вылета во второй дивизион, а уже в следующем сезоне выиграл чемпионский титул. Когда у команды появился очковый запас прочности, тренер начал менять рисунок игры. Победив в чемпионате 3 раза подряд и выиграв 3 кубка Голландии, он прокачал евреев в суперкоманду которая без остановки, 3 раза к ряду победила в ЛЧ. Это было невероятно — небольшой клуб из Амстердама становится сильнейшей командой Европы. И не просто так, случайно, а стабильно и не один раз. К тактике того «Аякса» так никто и не смог приспособиться. Голландцы били атлетичных англичан, техничных испанцев и даже итальянцев с их казавшейся идеальной защитной тактикой Катеначчо.
Выиграв всё с Аяксом, Михелс отправляется в Барселону чтобы начать всё с нуля. В 74-ом году занимаясь каталонцами и сборной, Михелс выигрывает Ла Лигу, чего не удавалось сделать сине-гранатовым на протяжении 14 лет. А Голландия в 1974 под его же руководством даже проиграв в финале ЧМ этого же года, стала лучшей сборной века по мнению ФИФА и болельщиков.
Михелсу не удалось одержать победу на чемпионате мира, и единственным его трофеем на уровне сборных оказалось звание чемпиона Европы 1988 года. Но он совершил то, что никому другому не удавалось — взорвал футбольный мир принципиально новой концепцией игры. Михелс видел идеал в следующем: все полевые игроки не прекращают во время матча осмысленного коллективного движения, каждый из них готов в любое мгновение принять участие либо в оборонительных, либо в атакующих действиях. Все обязаны одинаково хорошо играть на той позиции, на которой они оказались, и весь матч сохранять высокий уровень концентрации и функциональной готовности. Команда должна действовать как пчелиный рой, что в хаотичном движении идет к четко поставленной цели. Тактика Михелса повергала соперников в ужас: любой футболист мог быть последовательно нападающим, полузащитником и защитником. Вратарь выходил за пределы штрафной и играл ногами как последний защитник. Высокие центральные защитники приходили в чужую штрафную на угловой, а их место в обороне занимали низкорослые крайние оборонцы. Эти малыши смело шли вперед в атаку, а крайние нападающие, подстраховывая их, отходили назад — в оборону.
Особенно трудно было противостоять «тотальному футболу» командам, исповедующим тактику «персональной опеки». В этом случае защитник был постоянно «прикреплен» к своему нападающему и не отходил от него ни на шаг. Поэтому, когда нападающие «Аякса» отходили назад, защитники следовали за ними. А в освободившуюся таким образом зону врывались подключившиеся к атаке универсалы «Аякса». Полузащитники также обрели ряд новых функций. Теперь они могли отойти от роли связующего звена между атакующей и обороняющейся четверкой. Важными становились техника, дриблинг, удар, а также умение выходить из-под прессинга. Длинные передачи, как в 4-2-4, в данной системе игры не были востребованы. Пока половина мира играла в примитивный стоячий футбол с дальними забросами на нападающих в схеме 4-2-4. А вторая молилась на катеначчо 4-2-2 с низкой обороной и кинжальными вертикальными атаками. Михелс сделал ставку на позиционное нападение и 4-3-3, по сути он опустил одного нападающего в полузащиту что дало численное преимущество в центре и позволило контролировать мяч используя всю ширину поля.
Изюминкой стала игра в обороне. Ставка на позиционное нападение вынуждала голландцев сохранять компактность. При потере мяча футболисты мгновенно включались в отбор иногда прессингуя игрока с мячом по 5 и более человек. Конечно же, для этого каждый игрок должен был быть универсалом. Со стороны это выглядело сумасшествием и игрой похожей на школьников, но это приносило результат и стало возможным благодаря слаженной работе высокой линии защиты которая постоянно ловила нападающих в офсайдные ловушки. Зеваки прозвали такой рискованный прессинг «Оранжевым безумием», не зная что такое искусственный офсайд восхищались, но не понимали как можно выиграть 3 ЛЧ подряд с вот этим вот...
Но были в тактике тотального футбола и минусы, которые все быстро начали замечать.
Главным из них стал подбор исполнителей. Гений Михелса проявился в том что ему удавалось раскрыть почти каждого футболиста в короткий срок собрать и воспитать уникальную в своем деле команду. Но оказалось, что подбор игроков имеет едва ли не решающее значение. Даже сейчас невозможно купить ТОП игрока и встроить его в тотальный футбол, ведь кроме школ Аякса и Барсы больше нигде не воспитывают с пеленок ребят способных играть одинаково хорошо и в атаке и в защите и на нескольких позициях. С этой проблемой Ринус столкнулся после перехода в Барселону в «тотальный футбол», подобно «Аяксу», она не играла — одиннадцати универсалов в Испании не нашлось. И из-за лимита на легионеров искать их было бесполезно, так начался долгий процесс перестройки Ла Масии, в будущем одной из 2 лучших детских футбольных академий. Ринус увидел, что каталонцы не имеют недостатка футбольной техники, но их обескураживала критика. Им не хватало менталитета победителя, и он начал его создавать. Для этого в Каталонию перебрался «Летучий голландец» Кройф, попутно отклонив рекордное предложение от Реала со словами, что он не будет играть за команду, которая ассоциируется с Франсиско Франко. Для «блауграны» это значило больше, чем просто хороший трансфер, это значило, что лучший игрок в мире понимает и разделяет ценности, которые исповедует клуб.
«Барса» тут же преобразилась. Была одержана важная победа в суперклассико, и не где-нибудь, а на «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде, где «сливочные» были просто размазаны об газон со счетом 5:0 (самый крупный счет в противоборстве «Реала» и «Барселоны» в чемпионатах Испании на тот момент). Гол и три передачи на счету Круиффа. А весной голландский дуэт вместе с остальными испанцами праздновал успех «блауграны» в чемпионате. Тотальный футбол так и не принёс победы на чемпионате мира, но оказал величайшее влияние на игру по всей планете. Этой тактике стали подражать сотни тренеров по всему миру, её модернизировали, видоизменяли, пытались улучшить. Но ничего подобного никто и никогда больше показать не сумел. Хотя были и наиболее яркие последователи идей Михелса. Одним из них стал Валерий Лобановский, кардинально изменил тактику, привнеся в неё больше движения, больше физической нагрузки, больше скорости.
Естественно, развивал идеи своего наставника и Йохан Кройф. Пытались играть в подобие тотального футбола легендарные «миланские» голландцы Рууд Гуллит, Марко ван Бастен и Франк Райкаард. Нечто подобное в своей команде реализовал главный тренер «Барселоны» Хосеп Гвардиола. Но в его исполнении тотальный футбол потерял сумасшедшее движение, перемещение футболистов между линиями и приобрёл большую организованность несметное количество пасов в центре поля, за это такую тактику и прозвали «тики-така».
заплакать захотеллось