Владимир Волчек: «Манчестер Юнайтед» мы уже обыгрывали, а молодёжке «Реала» повезло в серии пенальти
Еженедельник «Футбол» продолжает тему российского молодежного футбола. На сей раз высказаться на актуальные темы мы попросили Владимира Волчека, под руководством которого дубль «Локомотива» в этом году впервые выиграл золотые медали
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ОБОГАЩАЕТ
— Прежде чем оказаться в структуре «Локомотива», вам довелось стать первым в истории тренером «Краснодара». Вместе с «быками» вы преодолели планку второй лиги, после чего в команде появился другой наставник. Почему?
— Сложились определенные обстоятельства, из-за которых наши пути разошлись. Грубо говоря, руководители «Краснодара» решили самостоятельно взяться за тренировочный процесс. Хотя через некоторое время они вновь вернулись к тому, что для решения серьезных задач необходим квалифицированный специалист.
— К вам больше не обращались?
— Нет, в тот момент я уже работал в «Локомотиве». После возвращения из Краснодара в Москву у меня было несколько предложений, в основном из футбольных школ. Остановился на «Локомотиве», поскольку увидел здесь хорошую инфраструктуру и высокий уровень работы с молодежью. Были и варианты трудоустройства во второй лиге, но они меня не устраивали. Ведь зачастую футбольные моменты там отходят на задний план, поскольку нет нормальных условий и финансирования. Мне же хотелось касаться именно большого футбола. Даже работая в школе «Локо», я получил бесценные знания. Мы выезжали за границу и участвовали в элитных международных турнирах, где против нас играли «Манчестер Юнайтед», «Барселона», «Реал» и «Аякс». Когда ты не только варишься в собственном соку, но еще и получаешь европейский опыт, это очень обогащает.
— С командой «Локомотива» 94-го года в таких турнирах вы занимали призовые места. Поделитесь впечатлениями.
— Третье место мы заняли на турнире в Голландии. Нашими соперниками по группе были «МЮ», «Фейеноорд», ПСВ и «Валенсия». Мы смогли выйти в полуфинал, где встретились с мадридским «Реалом». Уступили испанцам по пенальти, а в матче за третье место взяли верх над «Валенсией». Турнир был очень серьезный, а больше всего запомнилась победа над «Манчестером», благодаря которой удалось финишировать в группе на первом месте.
— Чем воспитанники европейских грандов отличаются от наших ребят?
— У юных европейцев бросается в глаза не по годам взрослая организация игры. Наши ребята прекрасно оснащены технически, но отстают в понимании футбола. У них каждый игрок знает, что нужно делать на своей позиции и как надо действовать в той или иной ситуации: где придержать мяч, где, наоборот, сыграть быстрее. В России тактике учат уже ближе к последнему этапу подготовки, а в Европе тактические занятия начинают с детства. Конечно, маленькие дети не сидят у макета, где тренер передвигает фишки. Просто в арсенале европейских специалистов есть определенные подводящие упражнения, позволяющие быстрее ориентироваться на футбольном поле и принимать осмысленные решения.
— Работая с молодежью, используете европейские методики?
— Конечно, стараемся перенимать для себя какие-то моменты. Но не стоит забывать про наш менталитет. Взять, к примеру, подготовку футболистов в лондонском «Челси». У них есть две пирамиды образования. Первая — это путь от начальной школы до выпуска, вторая — молодежная команда. То есть воспитанникам дают образование, после чего у них начинается самостоятельная футбольная жизнь с нуля. При этом каждый игрок понимает, что из школы в основную команду напрямую попасть очень трудно. Сначала нужно побывать в «молодежке», потом отправиться в аренду в более низший дивизион. И только пройдя этот путь, можно получить шанс проявить себя в главной команде. У нас же такая пирамида одна, и попадание в молодежный состав — ее пик. А для некоторых он в конечном итоге становится обрывом. Ведь многие ребята, оказавшиеся в дубле, считают, что они уже состоялись как футболисты, и прекращают работать над собой.
МЕСТО В ТАБЛИЦЕ АКТУАЛЬНО
— Ваше приглашение на роль главного тренера молодежного состава связано с успехами команды 94-го года рождения?
— Я думаю, да. Окунувшись во взрослый футбол, было сложно вновь перестроиться на детей. Причем ребятам тогда было по 14–15 лет. На первом этапе работы мы некоторое время находили точки соприкосновения с юными футболистами, а когда это удалось — сразу начали прогрессировать. Может быть, тот заграничный турнир и дал возможность ребятам сплотиться и понять, что при правильном подходе к делу можно даже «Манчестер Юнайтед» обыгрывать. Безусловно, эти успехи сыграли решающую роль. Еще одним фактором было то, что я не находился в вакууме своей команды 94-го года рождения, а всегда интересовался делами младших и старших возрастов, знал многих ребят. Видимо, Ольга Юрьевна Смородская приняла решение о привлечении тренера из футбольной школы, чтобы проходила преемственность в структуре спортивных подразделений.
— В декабре вы возглавили молодежный состав, ставший чемпионом первенства дублеров. Перед вами стояла такая задача?
— Определенной задачи занять первое место не было. От нас требовали сформировать команду, в которой было много новых ребят 93-го года рождения. Их нужно было объединить с теми, кто играл в прежние годы. Я понимал, что команда будет исключительно молодежной, поэтому даже не рассчитывал на помощь опытных футболистов. Хотя мы часто испытывали кадровые проблемы. Например, шесть человек 93-го года рождения проходили предсезонную подготовку урывками, поскольку в январе участвовали в турнире памяти Гранаткина. В течение сезона многие футболисты вызывались в сборные своих возрастов на различные международные соревнования, откуда возвращались в разном физическом состоянии. Плюс за нас впервые играли совсем молодые выпускники школы, от которых можно было ожидать чего угодно. Так что прогнозировать чемпионство было сложно, тем более что в некоторых клубах за дубли выступают мотивированные футболисты из основы, вносящие свою лепту.
— Насколько актуально занятое молодежной командой место в турнирной таблице своего первенства?
— На мой взгляд, это важно, особенно для самих ребят. Ведь они стали чемпионами России, и это останется в их памяти на всю жизнь. Так вырабатывается психология победителя. Мы должны готовить игроков, которые будут стремиться к победам, а не просто поиграть в футбол: мол, «они нам гол, а мы их в пасик…» Конечно, главная задача молодежного состава — готовить кадры для основы, но если мы будем говорить футболистам перед игрой, что результат не имеет значения, кого мы тогда воспитаем?
— Бывший тренер «молодежки» «Ростова» Андрей Талалаев в недавнем интервью нашему изданию признался, что периодически в ущерб результату в ответственные моменты выпускал на поле совсем юных игроков, чтобы они получили бесценный опыт, который, по его мнению, важнее трех очков.
— Безусловно, это правильно, и мы часто действовали схожим образом. Когда-то искусственно вводили новых игроков, когда-то нас вынуждали на это травмы и вызовы футболистов в сборные. На поле в минувшем сезоне выходили все восемнадцать человек, которые попадали в заявку на матч. Кто-то играл больше, кто-то меньше. Мы всегда использовали все замены и понимали, что получивший игровое время парень будет тренироваться с удвоенной энергией. У нас даже были случаи, когда футболист не попадал в заявку на матч, но своей работой в следующем межигровом цикле доказывал, что достоин места в основе. И в ближайшей встрече выходил на поле с первых минут. Воспитание — один из важнейших факторов в молодежной команде. Здесь и нужно учить ребят работать над собой и тренироваться. Каким бы талантом ни обладал футболист, он не должен выходить на поле в стартовом составе при низкой самоотдаче на тренировках.
МНОГИЕ В «ЛОКО» С ДЕТСТВА
— Много игр за молодежный состав провели 22-летний Виталий Дьяков и 21-летний Кирилл Павлов. Оба к основе не привлекаются и, возможно, занимают место более молодых ребят.
— Это не совсем так, поскольку тот же Павлов играл еще при Юрии Семине. Дьяков в июле был в заявке и на чемпионат, и на Кубок России. Оба некоторое время тренировались с первой командой, поэтому их, в принципе, можно считать игроками основного состава. В любом случае говорить о том, что они занимали чье-то место на поле, я бы не стал. Наоборот, они помогали только-только пришедшим ребятам из школы. Павлову — 21 год, Дьякову — 22 года. Они что, ветераны? Нет, такая же молодежь. За дубль «Динамо» против нас выходили Андрей Каряка и Адриан Ропотан — вот это взрослые футболисты. К примеру, в воротах у нальчан стоит Станислав Намашко — вратарь сборной Молдавии, в защите играет легионер Милан Йованович. Выходят на поле наш Семен Фомин (1990 г.р.), Назир Кажаров (1987 г.р.), Игорь Портнягин (1989 г.р.). Нашим юным футболистам очень сложно противостоять таким игрокам. Поэтому нам был нужен лидер, который смог бы настроить ребят и показать им, что соперника не надо бояться. Этим лидером Дьяков и был.
Кирилл Павлов
— Как вы относитесь к игре легионеров за дубль?
— Не вижу в этом ничего ужасного. Конечно, играющим только молодежью командам это доставляет проблемы, но в то же время придает определенный интерес. Все равно больше трех возрастных игроков на поле быть не может. Мы же таких футболистов использовали нечасто, если не сказать, что не использовали вообще. Второй круг, не считая 22-летнего Дьякова, провели исключительно молодежным составом. Я бы вообще сделал возрастные рамки ниже и ограничил бы их 20 годами.
— Костяк молодежного состава «Локомотива» составляли игроки 93-го года рождения. Почему практически не были задействованы ребята на год младше?
— 94-й год рождения был представлен, но немногочисленно. Выходил на поле Виктор Липин, который даже гол забил «Амкару» во втором туре. Просто у команды этого года рождения был очень сложный график. В прошлом сезоне в первенстве Москвы они поделили первое место со «Спартаком», и в июне-августе представляли город сразу в двух крупных российских турнирах. Если бы мы их подключали еще и к молодежной команде, то совсем бы загнали ребят. Так что мы их не привлекали из-за интересов школы. Сейчас же шесть человек 94-го года рождения тренируются вместе с нами.
— В следующем году эта возрастная группа задержится в первенстве Москвы еще на сезон. Некоторым к тому моменту будет уже 18 лет. Как вообще в футбольных клубах решается вопрос с призывом в армию?
— Футболисты поступают в институт, тем самым получают отсрочку от армии и спокойно играют в дубле. Так что все наши игроки молодежного состава — либо студенты, либо школьники.
— Много ли в молодежном составе игроков, пришедших в школу «Локомотива» в самом детстве?
— Многие ребята 93-го и 94-го годов рождения в клубе, как говорится, с набора. Навскидку: Сергей Зуйков, Александр Закускин, Сандро Цвейба, Николай Калинский, Евгений Кирисов, Александр Воробьев.
Сергей Зуйков
— Эффективнее воспитывать ребят «с детского сада» или же привозить футболистов ближе к выпускному году со всей страны?
— Все же первый вариант гораздо более эффективен. У нас в школе работают опытные и хорошо знающие свое дело тренеры, что гарантирует квалифицированную подготовку. Есть база, большой и маленький манеж, своя школа, интернат — все условия. У тех, кто учится у нас с детства, априори школа будет лучше, чем у приезжих ребят.
РЕГУЛЯРНО ИГРАЕМ С ОСНОВОЙ
— Жозе Косейру интересуется делами молодежной команды?
— Контакт достаточно тесный: мы регулярно играем против основы на базе в Баковке, особенно когда в чемпионате перерыв на матчи сборных. Причем смешанными составами. Постоянно тасуем их по усмотрению главного тренера. Косейру знает всех молодых ребят, потенциально способных попасть в первую команду, и я надеюсь, что на первом сборе основного состава будет задействовано много игроков из «молодежки». Но это прерогатива Жозе Косейру.
— Кого выделяет португалец?
— Если Косейру понравился игрок, то он приглашает его на тренировки. Те же Зуйков, Подберезкин, Нуров, уже игравший в Лиге Европы, часто тренируются с основной командой. А если кого-то начали подпускать к основе, то это лучше всего говорит о продуктивности нашей работы. Нуров, кстати, вышел на замену в матче с ЦСКА, Подберезкин был в заявке. Зуйкову пока нужно немного времени, чтобы стать увереннее в своих силах. К тому же он крайний защитник, а конкуренция на этой позиции в «Локо» неслабая: Роман Шишкин и Ренат Янбаев — игроки сборной России. Когда тебе только исполнилось 18 лет, сложно взять и сразу вытеснить таких футболистов из основного состава.
Вячеслав Подберёзкин
— Кто из вышеназванных игроков наиболее яркий персонаж?
— Кто первым заиграет в основе — тот, наверное, и самый яркий. Все ребята в молодежном составе с характером. Не будь его — мы бы не стали чемпионами. Ведь ни один матч нам не дался легко, все победы были добыты в упорной борьбе. Не сомневаюсь, что если главный тренер предоставит молодым ребятам шанс, они им обязательно воспользуются. А кого португалец выберет — ему решать.
— Как вы относитесь к предложению Николая Писарева о переводе «молодежек» во вторую лигу?
— Я уже много говорил на эту тему, хотя и не хочу выступать в роли эксперта. Если делать какие-то реформы, то решать надо было все гораздо раньше. На это был целый сезон. Такие перемены следует готовить планомерно. Вопросы подготовки резерва нельзя решать в приказном порядке, нужно предварительно общаться с тренерами. Естественно, все наставники молодежных команд хотят сохранить свои коллективы, ведь главное – чтобы талантливые игроки не терялись. В Томске очень хорошая команда 94-го года рождения, которая вышла в финальную часть чемпионата России. Как вы думаете, смогут ли эти ребята на равных бороться с мужиками из второго дивизиона? Нет, не смогут, а неплохой выпуск мы потеряем.
Я часто привожу пример Тараса Бурлака, который после года в дубле отправился в игравшую тогда во второй лиге «Волгу», в мужской футбол. Там он отсидел полсезона на лавке, а потом вернулся в дубль. Сейчас Тарас стал игроком основного состава «Локомотива» и капитаном молодежной сборной. Не будь дубля, куда бы он вернулся? Мы бы потеряли перспективного футболиста, который по молодости лет не потянул вторую лигу. И не факт, что он заиграл бы во второй лиге, окажись тогда там молодежный состав «Локо».
— Почему же тогда «Спартак» за реформу?
— В «Спартаке» стремятся сохранить своих старших ребят 90-го, 91-го и 92-го годов рождения, которые разбросаны по арендам в Премьер-лиге и ФНЛ. Если собрать всех этих игроков воедино, то можно спокойно выходить из второй лиги и даже не затеряться в первой. У нас все по-другому. Есть «Локомотив-2», играющий во второй лиге, и есть молодежная команда. Нас эта схема полностью устраивает. Такая же ситуация в «Рубине», «Сибири», скоро создаст фарм-клуб «Краснодар». Клубы, у которых есть финансирование и которые хотят развивать свои футбольные школы, выбирают под себя стратегию. Их не надо ни к чему подталкивать, они и так заинтересованы, чтобы их воспитанники росли и прогрессировали.
— Про «Локомотив-2» в клубе не забывают?
— Конечно, нет. Во-первых, они играют на том же стадионе, что и «молодежка». Многие воспитанники нашей школы находятся в «Локомотиве-2», имея контракты с основным составом. В прошлом году тот же Артур Саркисов из нашего фарм-клуба перебрался в первую команду. В итоге сейчас стабильно и результативно играет в ярославском «Шиннике» и забивает голы за сборную Армении.
беседу вёл
Глеб Чернявский
_______________________________________________________________________________________
Читайте также:
Андрей Талалаев: «Вторая лига не для молодёжи»
_______________________________________________________________________________________
официальная группа еженедельника "Футбол" Вконтакте
официальная группа еженедельника "Футбол" Facebook