13 мин.

Летопись сборной Англии. Год 1878-й

К очередному ежегодному матчу сборные Англии и Шотландии подходили с разным настроением. Родоначальники уступили горцам в последних двух встречах, забив один гол при шести пропущенных. Четвертый же в истории матч в Глазго опять же ничего хорошего не предвещал. Северян это мало заботило, они были готовы в очередной раз подтвердить свою силу. Вдобавок к этому можно упомянуть, что шотландцы уже третий год играли по два матча в сезоне, тогда как представители «трех львов» все это время существование сборной Уэльса продолжали игнорировать.

В отличие от прошлых лет, в стане англичан стоило отметить наличие уже знакомых лиц. На костяк сборной это было мало похоже, но сам факт регулярного появления в составе некоторых игроков подразумевал определенную стабильность. В первую очередь таковыми футболистами считались Хьюберт Герон, Боумонт Джарретт, Артур Кершэм и отчасти Билли Мосфорт. Первый из названных, знаменитый форвард «Уондерерс», в свое время даже был капитаном сборной. Полузащитник Джарретт третий раз подряд призывался под национальные знамена, являясь лидером «Кембриджа». Любопытно и то, что на ведущие роли стали выходить северные футболисты. 20-летний Мосфорт, взращенный в колыбели северного футбола – Шеффилде, после дебюта год назад опять попал в основу «трех львов». А более опытный Кершэм в этом году заслужил звание капитана сборной, став первым северянином, кому доверили сию должность.

Остальные семеро игроков являлись дебютантами. Каждый год в сборной менялся голкипер, не стал исключением и нынешний. Ответственный пост занял страж ворот лондонского «Аптон Парка» Конрад Уорнер. Полностью сменилась и пара защитников. Справа сыграл еще один представитель шеффилдского футбола, Джон Хантер, выступавший за «Шеффилд Хили» – не самый знаменитый местный клуб. Хотя сам Джон слыл достаточно известным на просторах Шеффилда, выступая помимо всего и за сборную Футбольной Ассоциации города. Партнером же его стал не менее выдающийся спортсмен, нежели его младший брат Альфред, – Эдвард Литтлтон, в то время игравший за «Кембридж».

В среднюю линию помогать Боумонту Джарретту отрядили юного дебютанта из «Клэпхэма» Нормана Бэйли, только-только перебравшегося в этот более солидный клуб из команды выпускников Вестминстера.

В атаке самым опытным оказался Хьюберт Герон, отменно проявлявший себя в розыгрыше Кубка Англии. Который год в этом турнире доминировал лондонский «Уондерерс». Отразилось это и на национальной команде: нападающие Джон Уайли и Генри Уэйс впервые попали в ее состав. Хотя Уайли имел шанс заиграть в сборной еще в 1874-м, но его участия все-таки не потребовалось – играл Джон Эдвардс. Ну а самым неожиданным явилось присутствие в команде форварда клуба «Олд Форестерс», другими словами команды выпускников Школы Форест, Перси Фэйрклафа. Этот достаточно мощный, в придачу и малость неуклюжий нападающий, в юности выступал за сборную вышеназванной школы, вероятно успев сыграть и в Кубке Англии в середине 10-летия. Однако больше 20-летний Фэйрклаф в сборной не появлялся.

А теперь пора перейти к хозяевам поля. Состав у «тартановой армии» выглядел просто роскошно. Спустя 3 года в команду вернулся один из лучших вратарей островов, опытнейший Роберт Гарднер. Это был его последний матч в сборной родной страны. Свою карьеру он начинал на заре 1870-х, что любопытно нападающим, но в 1872-м перебрался в ворота. Тогда он выступал в рядах сильнейшего клуба Шотландии - в «Куинз Парке». В том же году Гарднер фактически собрал состав сборной на первый в истории международный матч (национальной Ассоциации ведь не существовало). Через два года Роберт ушел в «Клайдсдейл», незадолго до этого завершив свою потрясающую серию «сухих» матчей – 10 месяцев подряд. Учитывая, что тогда вратарское искусство только зарождалось, то результат этот действительно невероятен. Возможно, что Роберта Гарднера можно считать прародителем современной футбольной школы голкиперов, основоположником первых вратарских традиций.

Среди полевых игроков оказался только один дебютант – 22-летний инженер Энди МакИнтайр. Этот защитник из «Вейл оф Левен» обладал удалым телосложением, являясь незаменимым в составе клуба из Александрии, уверенно шагавшего ко второй подряд победе в национальном кубке. Рядом с МакИнтайром расположился лидер «Рейнджерс» Томас Валланс. А в средней линии места заняли капитан сборной Чарльз Кэмпбелл из «Куинз Парка» и Алекс Кеннеди из 3-го Ланаркского стрелкового полка.

В силе нападения хозяев усомниться и вовсе трудно. Джон МакГрегор и Джон МакДуголл выступали за «Вейл оф Левен», а оставшаяся четверка представляла «Куинз Парк». Словом, Генри МакНил, Томас Хайет, Билли МакКиннон и 19-летний Джеймс Ричмонд, уже не раз огорчавшие южных соседей, с радостью сделали бы это вновь.

Шотландия, 2-2-6: Роберт Гарднер («Клайдсдейл»), Эндрю МакИнтайр («Вейл оф Левен»), Томас Валланс («Рейнджерс»), Чарльз Кэмпбелл (капитан, «Куинз Парк»), Александер Кеннеди (3-й стрелковый полк Ланарка), Джеймс Ричмонд («Куинз Парк»), Джон МакГрегор («Вейл оф Левен»), Джон МакДуголл («Вейл оф Левен»), Томас Хайет («Куинз Парк»), Уильям МакКиннон («Куинз Парк»), Генри МакНил («Куинз Парк»).

Англия, 2-2-6: Конрад Уорнер («Аптон Парк»), Джон Хантер («Шеффилд Хили»), Эдвард Литтлтон («Кембридж Юниверсити»), Боумонт Джарретт («Кембридж Юниверсити»), Норман Бэйли («Клэпхэм Роверс»), Перси Фэйрклаф («Олд Форестерс»), Джон Уайли («Уондерерс»), Артур Кершэм (капитан, «Ноттс Каунти»), Генри Уэйс («Уондерерс»), Хьюберт Герон («Уондерерс»), Уильям Мосфорт («Уэнсдэй»).

Наступило 2 марта 1878 года. По обычаю свои матчи сборная Шотландии проводила на западе столицы, на крикетном стадионе Гамильтон Кресент. Но в этом году игру перенесли на самый юго-восток Глазго, в область Маунт Флорида. Там располагался Хэмпден Парк, его первая версия (из трех). «Куинз Парк» любезно предоставил свой стадион, забронировав лишь часть главной трибуны для своих друзей.

С погодой в тот день не очень повезло. Раньше, когда матч сборных проходил в Шотландии, поле стояло вечно промокшим и тяжелым. Так бывало на Гамильтон Кресент, ничего удивительного, что подобное наблюдалось и на Хэмпден Парк. Проливные дожди в четверг и пятницу сделали свое дело, и к субботе поляна была мало пригодна для хорошего футбола, да и сильный ветер явно этому не способствовал.

В день матча в Глазго стали прибывать специальные поезда с болельщиками из областей Эйршир и Ренфрюшир. Огромное число людей приехало и из Эдинбурга, так что задолго до начала поединка всевозможные дороги и транспортные средства всех мастей, ведущие к Хэмпден Парк, были переполнены. Мало кто мог себе отказать в желании посетить очередной матч родной сборной, да еще и на чисто футбольном стадионе, хотя точно подобную принадлежность Хэмпден Парка утверждать не стоит. Но, все - куда лучше крикетного поля. Таким образом, на сам стадион набилось около 10 тысяч зрителей, ломились от народа и все, окружавшие сооружение, террасы и парки. На главной же (и единственной) трибуне под названием Гранд Стэнд было замечено немалое количество представительниц прекрасного пола.

Конечно, на стороне шотландцев имелось не только состояние поля, более для них привычное, но и сам статус хозяев. Вдобавок, существенным фактором, виделась и недавняя история встреч. Интересно и то, что рефери и судьи являлись шотландцами. Главным назначили Уильяма Дика, секретаря местной Футбольной Ассоциации, а помогать ему вызвались мистер Тернер из команды Эдинбургского университета, и мистер Колкухун, по совместительству занимавший должность вице-президента Шотландской ФА.

Англичане по традиции вышли на игру в полностью белой форме с гербом «трех львов» на груди, и в синих кепках. «Тартановая армия» также облачилась в привычные темно-синие майки и белые трусы. За считанные секунды до начала матча произошел розыгрыш половины поля капитанами команд. Чарльз Кэмпбелл выиграл бросок монеты у Артура Кершэма, решив играть по ветру.

Северяне с первых минут прижали англичан к воротам. Очень скоро хозяева организовали первую атаку: МакНил отлично прорвался по левому краю, и отпасовал на МакКиннона, чей выстрел пришелся по Эдварду Литтлтону. Вскоре была организована очередная шотландская угроза, завершившаяся ударом Хайета, но Уорнер забрал мяч в руки.

Потрясающе настроенные на матч «тартановые» форварды продолжали осаждать английскую оборону, которая поначалу была на высоте. Однако гола при этом долго ждать не пришлось: на 7-й минуте МакНил выдал отличный пас на МакДуголла, удар которого достиг цели, вызвав бурю аплодисментов. Гол впрочем, не остудил атакующий пыл северян. В ходе очередной атаки, которую слегка притормозил Джарретт, дальний удар Валланса попал в одну из штанг. Из этого англичане сумели выжать небольшой рейд к вражеским владениям при участии Бэйли, Кершэма и Уайли. Однако последовал перехват, через минуту-другую завершившийся угловым у ворот Уорнера.

Игра немного выровнялась, и родоначальники вновь соорудили атаку: Джарретт отлично прошел вперед, передав мяч Герону, который вместе с Уэйсом и Уайли добрались до шотландских ворот. Но, к сожалению, ничем эта вылазка не закончилась – защитник «тартановых» сильно вынес мяч на противоположную сторону. В результате этого в обороне «трех львов» началось настоящее сражение. Удар МакДуголла нейтрализовал голкипер гостей. После очередного шотландского углового мяч попал к МакНилу, который тут же отпасовал МакГрегору, но его удар прошел над перекладиной.

Прошли считанные секунды и который уже по счету корнер северян вызвал сущую панику вблизи английских ворот: поочередно последовали удары МакКиннона, МакДуголла и МакГрегора, однако рослый Конрад Уорнер в блестящем стиле раз за разом спасал свою команду, получая заслуженные овации. На фоне своего вратаря старались не плошать и защитники. После отменного прохода Хайет был искусно обезврежен Джарреттом. Вскоре мяч ушел от Джона Хантера на угловой удар.

Через 20 с лишним минут после первого гола, произошло вбрасывание из-за боковой, и МакГрегор отправил второй мяч в ворота. Это заставило англичан разозлиться, и понестись в атаку сломя голову, но в который уже раз натолкнуться на шотландскую оборону – Валланс и Кэмпбелл безукоризненно останавливали соперников. Вскоре мяч вновь оказался в рядах «тартанового» нападения: МакНил отпасовал МакГрегору, который, как и его партнер пару мгновений ранее, ударил по воротам, но на сей раз англичанам невероятно повезло – круглый угодил в штангу.

Эти локальные неудачи хозяев давали шанс «трем львам» хоть как-то оказать противодействие. В этот момент игры они совершили, пожалуй, самый решительный забег ко вражеским воротам за весь тайм, впрочем, как и раньше, все завершилось чьей-то индивидуальной ошибкой.

Безалаберность гостей вылилась в острейшую контратаку северян: МакНил получил мяч и помчался прямиком к владениям Уорнера; маленький жилистый шотландец оставлял оппонентов за спиной одного за другим, словно быстроходный крейсер, а затем Генри сыграл в короткий пас с кем-то из партнеров и сделал счет 3-0. Положение гостей приближалось к катастрофическому.

Билли Мосфорт в одиночку сумел подобраться к воротам Гарднера, но и здесь ничего путного не вышло. Через считанные секунды мяч уже оказался у МакКиннона, который решился на смелый прорыв вперед, тут же отдав снаряд МакДуголлу, сделавшему дубль. Случились эти два гола всего за пару минут. Но и сейчас родоначальники вели себя так, будто ничего не происходит. Кершэм, Уайли и Фэйрклаф вновь бездумно понеслись вперед, где, как обычно, мяч потеряли, получив заслуженную контратаку. В последние минуты первого тайма шотландские форварды здорово осадили ворота англичан: Уорнер кое-как сумел выбить мяч и отвести угрозу. Первая половина закончилась. Счет 4-0 не совсем точно отражал положение дел на поле – шотландцы без сомнения могли забить вдвое больше.

Второй тайм начинался с иллюзий в стане английских гостей. Теперь они начинали по ветру. Но, словно дразня родоначальников, уже в первые минуты ветер неожиданно стих. В этот день все было на стороне хозяев: шотландские нападающие в миг оказались неподалеку от ворот Конрада Уорнера, поначалу оборона несплоховала, но тут же Боумонт Джарретт неожиданно потерял мяч, за что немедленно был наказан – Джон МакДуголл неотразимым ударом оформил хет-трик (первый в истории международных матчей).

Затем стихия вернулась, и ветер понес англичан вперед. В атаке, возглавленной капитаном команды Артуром Кершэмом, был заработан первый угловой у ворот шотландцев. Норман Бэйли подавал неплохо, но ветер подкорректировал полет мяча, который перелетел кого-то из англичан и попал в руку МакНилу. За это был назначен штрафной удар вблизи ворот. Миниатюрный кембриджский футболист по имени Боумонт Джарретт нанес сильный удар прямо по центру ворот, но Чарльз Кэмпбелл здорово выпрыгнул и не позволил мячу пройти между стойками. Чуть позже последовал еще один фол в исполнении МакКиннона, но теперь удар Джарретта прошел над воротами.

Не прошло и пары минут, как англичане обезвредили опасность со стороны МакДуголла, и сами пошли в атаку, заработав второй корнер. Бэйли подал прямо в гущу игроков перед воротами. Жесточайшая борьба за мяч продолжалась, пока Валланс не вынес снаряд куда подальше. А вскоре последовал очередной дальний выстрел Джарретта, но Гарднер удар потянул.

Игра пошла на встречных курсах. Шотландцы, вероятно по причине встречного ветра, перестали эффектно комбинировать, но сразу после сейва своего голкипера они организовали стремительную контратаку, которая окончилась блестящим голом Били МакКиннона: 6-0.

В матче оставалась одна интрига - смогут ли англичане забить. Когда МакНил потерял снаряд в середине поля, в атаку у родоначальников помчались аж пятеро нападающих. Уайли, Герон, Уэйс, Мосфорт и Кершэм устроили нехилую заваруху у ворот Гарднера, наконец-то завершившуюся взятием ворот, а автором решающего касания стал Джон Уайли. В ходе того бедлама в штрафной горцев, тяжело был травмирован защитник «тартановой армии» Томас Валланс, который вскоре покинул поле. Англичане размочили счет и получили численное преимущество. Однако, это только раззадорило хозяев Хэмпден Парка.

МакНил овладел мячом и затеял новую разящую атаку.  Обыгравшись с Ричмондом, он тут же ударил по воротам, но Уорнер снова был на чеку, в очередной раз отведя опасность. А через мгновение, пожалуй, главный герой матча в составе родоначальников, спас команду после двух мощных выстрелов Хайета.

Чуть позже Джарретт, Кершэм и Фэйрклаф устремились вперед, в итоге заработав угловой. К сожалению, опасности этот стандарт не принес – только разочарование: хозяева сконструировали фирменную контратаку, завершившуюся голом Генри МакНила с передачи Томаса Хайета - 7-1.

Глядя на счет, трудно поверить, что гости не бросили играть, наконец, приняв поражение. У команды мало что получалось, "львы" действовали очень разрозненно, но недюжинного упорства в тот день им было не занимать. Пропустив семь мячей, англичане продолжали бороться и забили снова. Неутомимые Герон, Уэйс, Уайли и Кершэм, добрую половину матча пытавшиеся наладить взаимодействие, во второй раз огорчили Роберта Гарднера – автором гола оказался капитан «трех львов» Артур Кершэм.

Это было заслужено. Англия не опускала руки до финального свистка, и зрители поддерживали команду до конца, несмотря на катастрофически сложившуюся игру. Гол Кершэма стал финальной точкой. Итоговый счет 7-2 - искренне поразил многих!

Среди победителей особого внимания заслуживали, конечно, нападающие. Генри МакНил, Билли МакКиннон, Джон МакДуголл и Томас Хайет показали высочайший уровень мастерства, моментами просто разрывая оборону противника. Отлично себя проявили и футболисты больше настроенные на оборону. Томас Валланс не раз выручал команду, разряжая опасные ситуации. Под стать ему выглядел и капитан Чарльз Кэмпбелл, запомнившийся игрой на втором этаже. И наконец, Роберт Гарднер - выдающийся голкипер завершил свою карьеру в сборной, уйдя на победной ноте. Некогда он сам фактически основал сборную, и как оказалось не напрасно.

Что касается Англии, то лучшим смело можно было признать голкипера лондонского «Аптон Парка» Конрада Уорнера. Даже несмотря на семь пропущенных мячей, он сумел выручить свою сборную раза в два больше, показав отличную реакцию и хладнокровие. Очень был заметен и полузащитник Боумонт Джарретт, заслуживший справедливую похвалу после игры. Точно так же Джарретта выделяли и два года назад на Гамильтон Кресент. К сожалению, ничего подобного нельзя сказать об английской защите: за исключением Джона Хантера, все остальные допускали регулярные ошибки. Ну а нападение, хоть и что-то придумывало на протяжении всей игры, так ничего и не добилось.

«Английские футболисты были великолепны по отдельности, но были очень эгоистичны - каждый пытался играть на себя, а не на команду»

«Англичане не столько уступали в мастерстве, сколько проигрывали шотландцам в командном взаимодействии, принесшем им превосходство и результат. Южане храбро сражались до конца, но выносливые шотландцы играли лучше и победили…» - Bell’s Life and Sporting Chronicle, 3 марта 1878 года.

После чудесного матча вечером того же дня Шотландская Футбольная Ассоциация устроила для команд ужин в отеле Ройял. В числе 50 приглашенных гостей присутствовали и Роберт Гарднер, президент Ассоциации, и президент «Куинз Парка» Джо Тейлор, в свое время капитан шотландской сборной, а также мистер Дэвид Дэвидсон, один из самых жестких и агрессивных полузащитников своего времени, известный самым мощным ударом во всей Британии, и выступавший за 3-й стрелковый полк Ланарка. Помимо прочих, среди уважаемых гостей можно было заметить почетного секретаря Шеффилдской Футбольной Ассоциации Уильяма Пирса.

Когда все желающие, наконец, закончили с поднятием лояльных и традиционных тостов, слово взял капитан «трех львов» Артур Кершэм, сказавший, что никогда в жизни не видел и не играл против настолько прекрасной команды.

Этот матч навсегда вошел в летопись. Сборная Англии впервые пропустила семь мячей, и долгие годы то поражение оставалось самым крупным в ее истории, пока 76 лет спустя «три льва» не связались с «могучими мадьярами».

EDFootball.com

Продолжение следует...