Слуцкий в шоу Нобеля: в «Спартак» не пойдет, в Голландию не вернется, Абрамович после «Витесса» не звонил
Леонид Слуцкий ушел из голландского футбола и пока отдыхает от футбола. Нобель Арустамян приехал в Арнем, чтобы узнать о планах российского тренера.
Здесь не только о «Витессе», но и об академии Слуцкого, отношениях с Абрамовичем и немного про российский футбол.
Для тех, кто не может посмотреть весь выпуск, мы выбрали самое главное.
От предложения «АЕКа» отказался, в «Спартак» не пойдет
– Каким видите свой следующий месяц? Отдых или поиск новой работы?
– Честно, не знаю. Точно буду изучать варианты. Потому что безработный тренер сразу думает о плохом: все, тебя никуда не позовут. Сейчас самое важное в работе – ощущение внутреннего комфорта. Важно, чтобы отношения с владельцами были хорошими.
Все самые большие проблемы идут изнутри. Каждый человек внутри команды считает, что результат зависит только от него. И это прекрасно. Но если результат отрицательный, они все считают, что виноват главный тренер – они-то куют результат правильно.
Если химия сложится с руководством, то я могу хоть завтра сказать «да» новому клубу. В данном случае конкретная страна не важна. Главное: серьезность, длительность и амбициозность проекта.
– На каком этапе сейчас ваша карьера?
– Мной все время движет внутренний безумный интерес. У меня внутри есть костер. Я попробовал те варианты, которые у меня были. Это было безумно интересно. Это был самый сложный опыт.
В «Халле» ушло 24 игрока при мне – в ЦСКА за 8 лет столько не было.
Поэтому я хочу спокойного проекта.
– Есть табу в России?
– Ты про «Спартак»? Туда точно не пойду – это будет неправильно.
– Я слышал, что у вас было два предложения – от «АЕКа» и «Рубина».
– Я встречался со спортивным директором греческого клуба, но он хотел немедленного решения, буквально за 2 дня. И мы совсем не совпали с ними в фазах: я только закончил проект и был утомлен, а они наоборот – нуждаются в пожарном. Я не готов сейчас бежать на первое попавшееся предложение.
Из России предложений не было.
– Была реакция Абрамовича на уход из «Витесса»?
– Меня все спрашивают, но влияние Романа Аркадиевича на мою жизнь преувеличено. За последний год мы пару раз говорили по телефону и ни разу не встречались. Он не звонил после ухода из «Витесса».
У каждого человека есть разные этапы в жизни. Когда я был в Англии и ходил на каждый матч «Челси», даже молодежку смотрел, то ему было интересно мое мнение. Когда интересы расходятся, то и повода для звонков нет. Мы не друзья с Абрамовичем, мы просто знакомые.
Если он считает нужным, то может обратиться ко мне с вопросом.
«Есть ощущение, Путин прислал вас в Голландию, чтобы создать максимально позитивный образ русских».
– Руководство просило остаться. Почему вы ушли?
– Всегда тобой должна двигать с одной стороны какая-то большая идея, с другой – текущая ситуация. Я уверен, что в прошлом году «Витесс» не мог занять место выше 5-го. Даже у «АЗ», который закончил на 4-м месте, стоимость состава больше в 5 раз.
Мы можем говорить о воскрешении Эдегора, о том, что Караваев играет в старте «Зенита». Но есть и другая сторона.
Я считаю, что каждый великий тренер в любой стране дал ей очень многое, но и забрал многое.
Например, Валерий Лобановский – величайший тренер в истории мирового футбола. Но все украинские тренеры после него пытались работать по его лекалам. Отсутствие сильного тренера в Украине (я не беру в расчет Шевченко) – потому что Лобановский своим масштабом убил будущее.
Такая же ситуация в Голландии с Ринусом Михелсом. Поэтому мои методики подходили для Эдегора, Караваева, иностранцев и молодых голландцев. Но они не работали с опытными голландцами.
Зрителям было крайне тяжело смотреть – они считали, что мы играем в оборонительный футбол. Местный журналист называл мой стиль «Волга катеначчо». Хотя мы забили 70 голов – лучший результат для «Витесса» за 30 лет. Голландия самодостаточна. Поэтому иностранные тренеры неэффективны в голландской системе.
– То есть на решение повлияли не последние 5 матчей («Витесс» проиграл 5 игр подряд – Sports.ru)?
– В целом понимание произошло в прошлом сезоне. Я понимал, что это невозможно в долгую – нет смысла сопротивляться. Местный специалист справится лучше.
– Но мне болельщики «Фейенорда» говорили, что Слуцкий крутой и они хотели бы, чтобы он тренировал их команду в следующем сезоне.
– Это взгляд со стороны. Меня здесь любили и обожали как личность. Это все моя манера поведения: такой русский директ-стайл, когда ты говоришь в лоб, а они к этому не привыкли. Плюс мое чувство юмора и глубокая адаптация в стране, потому что я участвовал во всех программах, я изучал историю и много путешествовал по стране.
Мне один человек подошел и сказал: «У меня есть ощущение, что Путин прислал вас в Голландию, чтобы создать максимально позитивный образ русских».
Но это другое. Я говорю о футболе и группе фанатов «Витесса».
Если через месяц-два мне позвонят из любого голландского клуба, я, скорее всего, скажу: я очень люблю Голландию как страну, но это не мой футбол – среднестатистически.
– Вы в инстаграме выложили пост об уходе из «Витесса». Вы так легко к этому относитесь?
– В жизни тренера хватает стресса. Если еще будешь загоняться, то лучше не станет. Жить надо для получения удовольствия. Если я уже завел инстаграм, то хочу быть таким, какой я в жизни.
Я даже многие тренерские установки доношу через шутки.
В Голландии академии Слуцкого помогают больше, чем в России
На базе «Витесса» занимаются команды из школы Слуцкого – они приезжают сюда уже второй раз. Приехало 70 детей и 10 тренеров по 6 возрастам. Но пока местные тренеры не просят оставить несколько ребят – самым старшим игрокам школы по 12 лет.
– На несколько мальчишек обратили внимание. В принципе, здесь есть практика приглашать на двухнедельные просмотры с 14 лет. Я думаю, такую возможность я для себя оставлю.
Леонид вместе с братьями Березуцкими подал документы на строительство стадиона в Волгограде. Общая стоимость проекта – около 60 млн рублей.
– Мы придумали, что наш стадион должен называться «Бомбонера» (название арены «Бока Хуниорс» – Sports.ru). А то у всех «Горизонт», «Нефтяник», «Монолит» – названия из прошлого.
Леонид в одном из шоу сказал: «В России футбол война, в Голландии – праздник». Этот же принцип относится к детскому футболу.
– В России на родительском собрании доходит чуть ли не до драки. Из-за того, кто играет, кто не играет. Здесь родители на стадионе аплодируют даже голам, забитым в ворота их команды. Твой ребенок или не твой – он не перестает быть ребенком.
Слуцкий пока не знает, куда повезет детей в следующий раз – «зависит от того, где буду работать». Это не условие контракта, все стало возможно благодаря хорошим отношениям внутри «Витесса».
– Ребят развозят на 11 микроавтобусах, им помогают волонтеры. Все это бесплатно. Мне кажется, в Голландии эти люди мне помогают больше, чем в России, и с большим уважением.
– У вашей школы есть цель?
– Я хочу, чтобы у 250 детей, которые занимаются у меня, была возможность перейти в лучшие академии – неважно, это «Спартак», «Чертаново», «Краснодар» или ЦСКА. Я не собираюсь соревноваться с Галицким или Гинером.
В Волгограде за эти слова меня хейтят. «Ты должен готовить для «Ротора». Я готов и для них готовить, если академия «Ротора» будет на высоком уровне.
«Братья не готовы идти на жертвы ради тренерства»
– Чем отличаются Березуцкие-тренеры от Березуцких-игроков?
– Они сильно изменились. Тренеры – это обслуживающий персонал, а большая звезда в команде – это босс, капризный ребенок, который может требовать что угодно. Из ребенка они превратились в бабушку, которые должны следить за детьми.
Изменения произошли достаточно быстро. Работа им точно нравится. Если бы не нравилось, их бы не было здесь – бизнес позволяет вообще не работать в футболе.
Конечно, дальше у них могут быть не такие комфортные условия. Здесь они работали в удовольствие: «вот это мы делать не готовы, мы не очень продуктивны». У братьев заход в профессию получился максимально легким.
Возьму их в следующий клуб с огромным удовольствием.
– В связке Березуцких кто будет главным, а кто ассистентом? Или они вообще разойдутся?
– Не могу себе представить, что они оба будут главными тренерами. В комбинации они очень сильны: сильные качества одного дополняются сильными качествами другого. Но каждое решение внутри рождается в нереальных спорах и муках. Даже обсуждение, на каком самолете лететь завтра, может затянуться на часы.
– Мне кажется, что Василий мог быть главным: он более публичный. А Алексей – мозг-ассистент.
– Да, Вася легче коммуницирует. Такая связка возможна, если они смогут договориться о решениях. Есть много случаев, когда главный должен принять решение. Не уверен, что Леша легко согласится на это. Субординации не будет, даже если Васю назовут королем, а Леша попадет к нему в рабство.
Из защитников ЦСКА еще один стал тренером. Сергей Игнашевич стал главным в «Торпедо». Но Слуцкий считает, что это совершенно другой случай.
– Сергей изначально нацелился на роль тренера. Он готов жертвовать – такова профессия. Братья до сих пор не могут понять, чего они хотят, и не готовы жертвовать.
«Витесс» не хотел увольнять Слуцкого – тренера обожали игроки. Но сам Леонид, кажется, устал
Фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham, Nigel Roddis; Фото: twitter.com/MijnVitesse/proshots
Собственно они подобную экономную политику ведут до сих пор, результатов конечно же особо нет