Героям страх неведом
В 1976 году в итальянский прокат вышел фильм одного из маэстро "полицейского кино" Умберто Ленци под названием "Napoli violenta", "Жестокий Неаполь".
Вдаваться в подробности сюжета не будем, просто приведем цитату. "Наполи - очень опасный город, будьте осторожны".
Если вбить в интернет-поисковике сочетание слов "Неаполь" и "опасность", то можно легко найти десятки вопросов от иностранцев на форумах - мол, стоит ли ехать в этот город? Действительно ли ограбления и убийства там на каждом шагу? Коренные неаполитанцы, скорее всего, скажут, что все это полная чушь, но к их мнению стоит относиться настороженно. Все-таки, как известно, то, с чем сталкиваешься каждый день, с самого рождения, постепенно становится частью обыденной жизни. Но для приезжих происходящее может стать настоящим шоком.
За примерами далеко ходить не нужно. Жертвами преступников стали едва ли не самые известные жители столицы Кампании. Богатые успешные... иностранцы. Три Тенора Наполи - Эсекьель Лавесси, Марек Хамшик и Эдинсон Кавани.
У беременной жены словацкого полузащитника под дулом пистолета угнали автомобиль, дом лучшего бомбардира Партенопеи обчистили, когда он находился на сборах национальной команды, а буквально пару недель назад пострадала девушка аргентинского лидера адзурри Янина Скрепанте – угрожая оружием, злоумышленники забрали у нее часы Rolex. Да что там говорить – даже сам Диего Марадона, который был на короткой ноге со многими авторитетными людьми из криминального мира Италии, до сих пор жалеет, что его копия Кубка мира 1986 года навсегда исчезла где-то на черном рынке.
Скрепанте, ошеломленная случившимся, разразилась гневной тирадой в Твиттере – социальной сети, которая является настолько публичной, насколько это возможно. "Неаполь – дерьмовый город. Я увезу Эсекьеля отсюда подальше!" Потом пост был удален, появились извинения перед тифозерией, оправдания – дескать, все было сказано на эмоциях. Кто-то поверил и простил, кто-то начал заранее переживать из-за возможного ухода Лавесси, ну а президент Наполи Аурелио Де Лаурентиис был абсолютно спокоен. "Наверное, Янина еще не до конца стала своей в городе – нечего расхаживать по улице с золотыми часами и думать, что ты неприкасаемая, раз встречаешься с футболистом".
Сам Эсекьель от комментариев отказался, зато не молчал его агент Алехандро Мансони. Он заявил, что Лавесси не собирается просить о трансфере и останется в Наполи, хотя его далеко не все устраивает. Речь не о клубе, а о жизни вне футбола. Четыре гола Почо живет вдали от своего сына, которого попросту не хочет привозить в Неаполь. Эдинсон Кавани после ограбления тоже не стал устраивать истерику – просто переехал в новый дом, ближе к центру, и нанял вооруженную охрану. Казалось бы, куда более простой выход из ситуации – сменить место жительства, а не жить в страхе. Что же держит талантливых исполнителей в столь неблагонадежной среде обитания? Спросите у синьора Де Лаурентииса. Он знает ответ.
Еще несколько лет назад патрон Наполи, принявший команду во времена ее банкротства и стремительно вернувший Партенопеи в элиту, заявил, что не намерен идти по пути большинства клубов "средней руки". Провели хороший сезон, вышли в еврокубки, заработали на продаже ведущих игроков – такая схема не для Наполи. Известный кинопродюсер ставил перед собой другие цели. Аурелио прекрасно помнил времена триумфов адзурри на апеннинских и европейских аренах, хранил в себе те эмоции, которые дарили болельщикам Диего Марадона, Карека, Алемао. Он мечтал, чтобы город снова пережил праздник футбола – тем более, поклонники никогда не отворачивались от любимой команды, и даже на матчах Серии С1 Сан Паоло был забить под завязку.
Де Лаурентиис не собирался скупать звезд. Хамшик пришел в команду как подающий надежды игрок команды Серии Б, купленный у Сан-Лоренсо Лавесси поначалу больше времени уделял ночным клубам и девицам легкого поведения, чем футболу, в обороне ставка была сделала на ветеранов, вроде Сальваторе Ароники и Джанлуки Гравы (ну Ароника пришел не так давно, хотя посыл верный A.S.), которые в свои "немного за 30" могли лишь мечтать, что до конца карьеры еще успеют сыграть в Лиге чемпионов.
Сейчас, спустя четыре сезона после возвращения команды в Серию А, Партенопеи являются одним из наиболее перспективных и амбициозных проектов не только в Италии, но и в Европе. Де Лаурентиис сдержал слово – с каждым годом ему удается удерживать лидеров, а грамотная работа на трансферном рынке позволяет увеличивать глубину состава и готовиться к преодолению все новых и новых подъемов, даже самых крутых. И что самое главное – "удерживать" это не слишком уместное слово в ситуации с Наполи. Отсюда попросту не хотят уходить.
Взять, к примеру, Кристиана Маджо. В Неаполь его пригласил в 2008 году Эдоардо Рея, который работал с Крисом еще на заре его карьеры в Виченце. Способный парень, бывший игрок молодежки, но не более. Вскоре был первый вызов в сборную Италии, несколько сезонов на очень высоком уровне и предложения от английских полпредов в Лиге чемпионов – Челси и Тоттенхэма. Сейчас в Наполи Маджо получает, не поверите, 800 тысяч евро в год. Сумма, которая кажется какой-то несуразной по меркам топ-клубов. Шпоры, что уж говорить об Аристократах, готовы были в разы увеличить доход итальянца, но все чего он просит – это новый контракт с адзурри с повышением зарплаты примерно в полтора раза. И очень расстраивается из-за того, что не может прийти к общему знаменателю с руководством клуба.
Соотечественник Лавесси Серхио Кун Агуэро, согласившись переехать из живописного Мадрида в рабочий Манчестер, получил оклад в десяток миллионов евровалюты. Мог по его пути проследовать и Эсекьель – представители Горожан выходили на Наполи, а самому игроку предлагали очень выгодный контракт. Готовы были шейхи финансово помочь и Мареку Хамшику с Эдинсоном Кавани, но соблазнить лидеров адзурри не удалось. Это при том, что втроем они в год получают меньше, чем один Агуэро.
"Единственное предложение из тех, что поступили Наполи, над которым я раздумывал, было от моей мамы. Она хочет, чтобы я вернулся в Аргентину и жил с ней, - смеется Почо. – Я хочу играть здесь и добиваться с командой успеха. В Неаполе соскучились по победам, и я мечтаю подарить людям праздник".
Возможно, в распоряжении Вальтера Маццарри нет звезд мирового футбола, но у него есть четкое понимание реального потенциала каждого исполнителя, играющего под его руководством, и всей команды в целом. Часто можно услышать, что Наполи держится на трех игроках и в случае их ухода команда развалится – мнение, которое все-таки стоит поставить под сомнение. Никто не отрицает, что связка Лавесси-Хамшик-Кавани – это главная огневая мощь команды, ее лицо, футболисты, прекрасно дополняющие друг друга. Но добился бы этот коллектив успеха при наличии лишь трех игроков высокого уровня? Великолепные центрхавы Инлер и Гаргано, один из лучших вратарей Апеннин Де Санктис, неутомимые бегунки Маджо, Доссена и Цунига, достойный представитель семейства Каннаваро Паоло, юркий и цепкий аргентинский боец Кампаньяро – каждый из них играет ключевую роль в постановке Маццарри, и о театре одного, а в нашем случае трех актеров будет говорить лишь тот, кто следит за выступлениями адзурри очень поверхностно.
В среду Партенопеи покорилась новая вершина. Победа над Вильярреалом принесла команде путевку в плей-офф Лиги чемпионов. Причем, адзурри не пустили в весеннюю часть турнира тех самых ребят с многомиллионными зарплатами, составить компанию которым предлагали и Лавесси, и Кавани, и Хамшику. Ман Сити довольствуется Лигой Европы и готовится в который раз взорвать трансферный рынок, а в Неаполе тысячи тифози всю ночь гудят на улицах. "Это – новая точка отсчета", - уверенно говорит Де Лаурентиис. Нечто подобное уже доводилось слышать от президента. Аурелио не раз подтверждал, что слов на ветер не бросает. Сейчас игроки Наполи никого не боятся – ни соперников на зеленом поле, ни преступников на улицах "жестокого" города. Как говорят, героям страх неведом.