20 самых влиятельных персон белорусского футбола
20. Николай Ходасевич, автор и ведущий ток-шоу «Время футбола», колумнист Goals.by
«Кого Капский не ругал, тот не журналист» гласит одна футбольная пословица. Если так судить, то Ходасевич вообще нереально крут. Ведь в прошлом году ведущий программы «Время футбола» и председатель правления БАТЭ со знанием дела сожгли друг дружке километры нервных клеток. Катализатором напряжения стала публикация «Счастливы вместе» на Goals.by. Капский за словом в карман не полез, а полез за клавиатурой и работниками пресс-службы БАТЭ. В итоге конфликт имел широкую огласку, закончился мирно. Обладатель премии «Телевершина» (о которой Ходасевич, помнится, совсем нелестно отозвался) поимел порцию self-PRа, и теперь продолжает заведовать единственным футбольным ток-шок в Беларуси, которое не стыдно показать за пределами страны. Влияние Ходасевича нельзя назвать прямым, но у нас всегда с пиететом относились к людям «из телевизора».
19. Юрий Вергейчик, генеральный директор ФК «Шахтер»
Наша рубрика «Давно не слышали о Вас», кажется, скоро сменит название на «Диалоги о Вергейчике». Чуть ли не каждый игрок, футболивший на стыке веков, нет-нет да вспоминает что-то о Юрии Васильевиче. В основном, правда, его сложный характер. Тем не менее, Вергейчику надо отдать должное за реализацию чемпионского проекта Ивана Щекина и становления «Шахтера» лидером белорусского футбола. Побывав главным тренером и спортивным директором клуба, Юрий Васильевич добрался до административной верхушки. Недавно Вергейчик стал генеральным директором «Шахтера». От его действий во многом зависит еврокубковый прогресс страны в следующем году, за которую пока в одиночку отдувается БАТЭ. Да и сейчас, надо отметить, Юрий Васильевич актуален. Ему решать трансферную судьбу главного ньюсмейкера недели Дениса Полякова. Да и в бюро исполкома АБФФ, куда входят всего-то 8 человек, Вергейчик ныне не на последних ролях.
18. Евгений Поболовец, директор ФК «Гомель»
Когда Евгения Поболовца назначили директором «Гомеля», вся футбольная общественность, мягко сказать, прибалдела. В 2009-м будущий функционер работал пресс-секретарем председателя Гомельского облисполкома, фрилансил отчетами во «Всё о Футболе» и вел онлайн трансляции с матчей в Гомеле. В более узких кругах Евгения Александровича знали под сценическим псевдонимом Дженис. Поболовец был солистом группы «Граффити», читал рэп…
При Поболовце «Гомель» оперативно выбрался из первой лиги. Да не только закрепился в высшей, но и стал обладателем «бронзы» и Кубка страны. Получив положительную аттестацию от Анатолия Капского на отчетно-выборной конференции АБФФ, директор «Гомеля» все равно отказался от идеи баллотироваться в исполком. Однако продолжил заниматься активной общественной деятельностью. Ведет блог, предлагает создать премьер-лигу и детально разбирает составляющие бюджетов клубов. В общем, демонстрирует всяческую вовлеченность в жизнь клуба и высокий управленческий потенциал, что по нынешним временам редкость. Правда, реноме Поболовца чуть подпортили недавние заявления игроков о финансовой неудовлетворенности.
17. Александр Глеб, полузащитник «Вольфсбурга»
Дети, животные, секс — беспроигрышныйвариант для любой рекламы. Минское «Динамо», БАТЭ, Александр Глеб — беспроигрышный вариант для любого футбольного текста в нашей стране. Что бы кто ни говорил, старший Глеб остается самым известным футболистом Беларуси. Экс-капитан сборной может позволить себе без опаски рассуждать о работе ее главкома, ездить на матчи отдельно от команды, отправлять родителей на церемонию чествования лауреатов сезона вместо себя. И самое главное — не придавать никакого значения журналистским и болельщицким мнениям. В принципе, резонно — Глеб остается единственным белорусом, добравшимся до финала Лиги чемпионов, рекордсменов по количеству признаний лучшим игроком страны (6) и самым дорогим футболистом в истории Беларуси.
16. Валерий Исаев, агент ФИФА
В Буркина Фасо 28 лицензированных агентов ФИФА, в Канаде — 23, в Индонезии — 11, в ДР Конго — 10, в Беларуси — столько же. Информация так — чисто поржать. А теперь серьезно, Валерий Исаев давно орудует на белорусском трансферном рынке. Раньше специализировался преимущественно на Витебской области. Агентская деятельность не является основным источником его дохода, потому Исаев совершенно спокоен, критически комментирует слухи о вероятном массовом оттоке игроков из высшей лиги и вообще производит впечатление полностью уверенного в себе человека. Уверенности, наверное, добавляет и статус клиентов, среди которых в основном успешные футболисты — Дмитрий Верховцов, Дмитрий Гущенко. Станислав Драгун, Филипп Рудик и Ренан Брессан. Одна из самых его красивых агентских историй — Евгений Кунцевич. Без влияния Исаева мальчишка давно мог закончить с футболом и уж тем более вряд ли играл бы сейчас за БАТЭ.
15. Сергей Румас, председатель АБФФ, вице-премьер правительства Республики Беларусь
Еще один уроженец Гомеля в нашем рейтинге. «Сергей Румас — председатель АБФФ» — авторский проект Сергея Сафарьяна. Как и Геннадий Невыглас, до баллотирования на пост правителя всея белорусского футбола Румас никак не был с ним связан. Председательство — бонусная нагрузка Сергея Николаевича, который является вице-премьером РБ. Рука Румаса в управлении АБФФ пока особо не ощущается. Зато ощущается железная хватка его зама Сафрьяна, который взял на себя большую часть нагрузки. Кажется, Румас пока только набирает вес в белорусском футболе, знакомясь с его нутром. Есть мнение, что совмещение постов Сергея Николаевича не пойдет на пользу. Хотя, в принципе, история повторяется. В свое время Невыгласу также понадобилось время на раскачку. Правда, позже Геннадий Николаевич признался, что эффективность работы в футболе много возросла, когда он сконцентрировался на федерации. 15-я позиция для Румаса — больше аванс. Его властная рука может стукнуть по столу в любой момент.
14. Юрий Шуканов, главный тренер молодежной сборной Беларуси
Чемпион Беларуси по уверенности в себе в понимании болельщиков персонаж скорее отрицательный. Сказалось пресловутое отчисление из «молодежки» Артема Соловья и Алексея Гавриловича. Не беремся обсуждать правильность решения Юрия Владимировича, тем более что эти обсуждения уже стали попсовыми. Обращаем внимание на пуленепробиваемость тренера и его огнедышащие ответы на все упреки. После завершения весьма неплохой игроцкой карьеры Шуканов успел привести минское «Динамо» к чемпионству (последнему на данный момент), поиметь агентский опыт (который теперь порой воспринимается как повод для подозрений) и поработать в аппарате АБФФ (был начальником отдела детско-юношеского футбола). При наличии уверенности в своих силах и некоторой наглости сомневаться в карьерном росте Шуканова не приходится.
13. Николай Шпилевский, агент ФИФА
Есть театр одного актера, а есть агент одного футболиста. Примерно такие пассажи часто адресуются в сторону Николая Шпилевского, чьи основные успехи сопряжены с самыми значимыми контрактами Александра Глеба. Пусть даже и так. Пусть даже последние сделки Шпилевского (переходы Амельченко и Шитова в московские «Локомотив» и «Динамо» соответственно) особо удачными и не назовешь. Но побить трансферный рекорд Николая в ближайшее время сможет, наверное, только он сам. Журналисты часто используют Шпилевского в качестве эксперта, мнения которого до сих пор не теряет своего авторитета. Да и не секрет, что многие отечественные футболисты считают работу с агентом такого уровня статусной. Кстати, не так давно Шпилевский лестно высказался о Павле Савицком. Не то, чтобы намек, но…
12. Михаил Вергеенко, председатель Минской федерации футбола
Михаил Никифорович — самый опытный управленец в белорусском футболе. Притом, что не является ни банкиром, ни силовиком, ни каким бы то ни было чиновником. В «Доме офицеров» Вергеенко был чуть ли не единственным футбольным человеком. Но в «банке» видеть его не захотели. Это притом, Минская федерация футбол дала опору предвыборной программе нового председателя. К слову, не впервой — помнится, через ту же федерацию протаскивали и Невыгласа. Может быть, само по себе отсутствие в числе избранных членов исполкома Михаил Никифорович и воспринял спокойно, но вот злобная речуга Анатолия Капского о зиц-председателях ощутимо задела его тонкие душевные струны. Поговаривают, и Невыглас от подрывной работы Вергеенко был не в восторге, мягко говоря. Все это основательно ослабило позиции аксакала. Тем не менее, Вергеенко входит в некоторые комитеты АБФФ. И на седьмом десятке лет не теряет бойкости. Михаил Никифорович по-прежнему большой человек в нашем футболе, а отход от дел не особо сказался на его авторитете. Глядишь, через четыре годика в председатели можно будет привести более внимательного к ветеранам кандидата...
11. Людас Румбутис, директор ФК «Партизан»
Людас Ионович — белорусский аналог Валерия Карпина. В своем клубе и директорствует, и тренирует первую команду (пусть официальным главкомом и значится Сергей Горнак). Она, правда, в отличие от «Спартака» не очень народная, но, тем не менее, высшелиговая. «Партизанские» геройства в переходных матчах — это, конечно, сенсация. А заодно и повод для укрепления позиций Румбутиса в нашем футболе. Они, к слову, и без того практически железобетонные. Людас Ионович — чемпион СССР в составе минского «Динамо», к игрокам которого традиционно относятся с многоэтажным уважением, опытный тренер, а с нынешнего года еще и член бюро исполкома АБФФ. Для футбольного функционера в нашей стране — нереально круто. Плюс ко всему Румбутис выступает за хоккейную команду президента и очень любит эту игру. А любовь подобного рода в Беларуси несчастной не бывает.