Прессинг «Зенита» сработал убойно. А удаление Оздоева поставило «Спартак» в неудобное положение
Доменико Тедеско сделал выбор в пользу скоростной пары нападающих, Понсе вышел вместо Шюррле. «Спартак» вышел на поле с привычной для последних игр гибридной схемой 5-3-2/5-2-1-2 (перестроение осуществлял Бакаев). Это уже шестая встреча подряд москвичей с такой стартовой расстановкой.
Сергей Семак, в свою очередь, выпустил Шатова вместо Кузяева — вынужденная мера, потому что Далера не было в заявке, как и Жиркова.
Первый тайм и победный задел «Зенита»
Сильный в прессинге первый тайм провели хозяева — высокий применялся практически нон-стоп. Без отката в средний блок обороны — а при статичных розыгрышах зачастую все полевые футболисты «Зенита» находились на половине поля соперника. «Спартак» просто задушили, вжимая защитников гостей в лицевую при попытках разыграть мяч низом.
Красно-белые изначально сели в низкий блок обороны — скорее всего, гости высокий прессинг ожидали и готовились к нему. Тем не менее, спартаковцы сбивались на выносы, а в воздухе за первый тайм счет оказался 15:3 по единоборствам в пользу «Зенита». Более, чем двукратное преимущество было на этом отрезке и по стыкам внизу. Плюс 7:0 по ударам из штрафной и тотальное преимущество хозяевам по территории. Так что Тедеско имел все основания перестроить свою команду уже в перерыве.
Второй тайм, перестроение гостей и удаление
Тедеско вновь пошел на риск: в перерыве Мельгарехо заменил Кутепова и расположился на месте левого защитника, а Айртон поднялся выше по флангу. Судя по всему, это решение было направлено на поиск устойчивости под прессингом, где бразилец не блистал. Плюс Тедеско еще не знал, что последует удаление и полагал, что второй тайм его команда проведет в контратакующем ключе. Айртон должен был стать еще одним скоростным исполнителем с дриблингом, который хорош в первую очередь на пространстве.
В целом, решение с Айртоном интересное, но случилось удаление Оздоева на 49-й минуте. Стало понятно, что остаток матча «Спартаку» предстоит провести в позиционных атаках. Айртон под эту задачу не подходит — и уже через 5 минут его заменил Шюррле.
Немец в теории лучше действует на сжатом пространстве и мог дать креатив в части проникновений в штрафную, но на деле он провалился. 0 острых передач и точных навесов, 64% точность передач, слабая борьба.
Позиционные атаки «Спартака» — самый большой пробел, но сложно было ожидать, что новый тренер сможет что-то изменить за короткое время работы с командой. В большинстве красно-белые оказались в самой неудобной ситуации — игра против низкого блока обороны.
План «Зенита»
Помимо классного прессинга в первом тайме Семак показал точечную подстройку под соперника. Например, Азмун часто смещался глубоко на фланг при обороне, чтобы не позволять гостям там создавать большинство за счет смещений Джикии. Плюс так «Спартаку» перекрывали одну из немногих опций выхода в атаку — продвигающие передачи Джикии с левой ноги. Из таких мелких деталей сформировался довольно удачный план.
«Зенит» явно хорошо разобрал контратаки гостей, при потере мяча полузащитники сине-бело-голубых старались сразу же накрывать оппонентов высоко и агрессивно — если не отбором, то хотя бы стыком и рикошетом затормозить темп выпада. Мешков поблажек не делал, за первые же два плотных контакта со спартаковцами при их контратаках по желтой карточке получили Шатов и Оздоев. Второе предупреждение Магомеду по эпизоду может быть и спорное, но в целом вполне ожидаемо, что при такой установке опорник, висящий на желтой в первом тайме, покинул поле во втором. Издержки борьбы.
После удаления Семаку не оставалось ничего, кроме как выпускать на поле интенсивных и выносливых полузащитников, чтобы компенсировать меньшинство объемом и свежестью, плюс организовывать контратаки. На 56-й минуте появился Ерохин, на 63-й — Сутормин. Оба вышли классно, дисциплинированно держали структуру в 4-4-1 и поочередно выбрасывались из линии встречать соперника, при этом если не накрывали сразу, то тут же отскакивали обратно. Структура не рассыпалась. У «Спартака» пока просто нет наработок чтобы вскрывать такой блок, кроме навесов. Под них у «Зенита» есть сильные в воздухе центральные защитники и крайне агрессивный на выходах вратарь.
Кроме того, Сутормин классно сам тащил мяч в контратаках на ведении и дриблинге. Ерохин качественно включался в свободные зоны, хорошо отрабатывал в подборе и единоборствах при выносах, успел отдать одну острую передачу и... запороть убойный момент, пробив выше ворот с близкой дистанции. Во многом за счет вклада свежих игроков «Зенит» методично и регулярно уходил в перспективные контратаки во втором тайме и был намного ближе ко второму голу, чем «Спартак» к первому.
Итог
«Зенит» качественно подстроился под хронологию матча. Прессинг помог создать задел в первом тайме, а низкий блок обороны и контратаки уверенно довести матч до победы. Доказательство — 12:5 по ударам из штрафной в пользу хозяев, при этом три таких удара «Спартака» были накрыты. Итог встречи закономерен.
А у хрюнек штангочка. И почему не более?