Александр Кержаков: «Мой брат умеет справляться с давлением»
О юношеской сборной
- В юношескую сборную России 2001 года рождения привлекаю несколько ребят на год младше. Перспективные футболисты всегда есть, но играют роль много факторов. Первый – желание перспективного парня добиться серьезных результатов и не останавливаться на достигнутом в этом возрасте. Второй – конечно же, доверие, которое он должен получить от тренера. Необходимо именно найти своего тренера, потому что это очень важно в таком возрасте. Естественно, изначально в сборной была задана определенная планка поведения, отношения к тренировочному процессу, играм, поведению вне футбольного поля. Когда футболист носит экипировку сборной России, то он отвечает за всю страну. По нему судят о том, какую нацию он представляет. Это самое главное.
Что касается спортивной составляющей, то, думаю, самое главное для футболиста – быть всегда максималистом и не снижать к себе требования. Нет предела совершенству. К сожалению, сейчас очень мало быстрых, координированных футболистов. Координация – одна из самых важных составляющих в футболе. От нее зависит и удар, и ориентация на поле. Также основные принципы – это правильная передача и ведение мяча, но этим компонентам мало уделяется внимания в футбольных школах. К сожалению, это видно уже по матчам финальной стадии чемпионатов России среди взрослых юношей. Если объективно, сейчас совсем другое поколение. У молодых ребят другие интересы и возможности. Раньше мы очень много времени проводили во дворе. Помимо игры в футбол мы лазали по деревьям, играли в войнушку, салки и пятнашки в детских городках, где нужно было лазить лестницам и перепрыгивать все, что можно. С нами не нужно было дополнительно работать над координацией, если ты играл в эти подвижные игры. Сейчас такого нет. Дети сидят в компьютере и всего час профессионально занимаются в Академии. Потом они едут домой, делают уроки, смотрят телевизор или интернет. К сожалению, улица пропадает.
О тренерской работе
- Для меня было сложно привыкнуть к тому, что ребята впитывают каждое твоё слово. Важно следить за тем, что говоришь. Это было очень сложно, потому что раньше в основном общался в режиме диалога. Они немного стесняются, не общаются, поэтому нет обратной связи. Нужно было подбирать такие выражения, чтобы не ждать от них ответных слов. Раньше я спокойно выходил на беседу и общался, а сейчас ребята просто ждут какой-то команды. Первые несколько дней для меня это было удивительно, но сейчас я привык.
Вообще, если говорить о своей тренерской карьере, то я практически ничего не достиг, нахожусь в самом начале пути. Очень мало совершенных тренеров, потому что добиться совершенства практически невозможно. Я уже смотрю футбол другими глазами – с точки тактических тренерских ходов. Уже мало интересуют красивые финты или голы, больше слежу за перемещениями футболистов, изменениями тактических схем по ходу матча. Буду ходить на курсы повышения квалификации, обязательно буду учиться на лицензию ПРО. Мне это очень нравится. Благодарен Андрею Владимировичу Лексакову, потому что благодаря его пламенным речам в высшей школе тренеров. Я осознал, что хочу стать частью этой профессии. К слову, на его первое занятие я немного опоздал, поэтому пришлось сесть на единственное свободное место – за первую парту. Это тоже на меня повлияло.
Об Аршавине
- Хорошо было иметь такого партнера на футбольном поле, который сделает всё, чтобы мне было удобно реализовать тот или иной момент. Я знал, что в 99 случаях из ста я получу передачу, которую хочу, независимо от того, в центре поля или штрафной площади. Это было приятно. В начале своей карьеры меня это удивляло, а потом это стало настолько привычным, что я не обращал на это внимания, как все вокруг.
О стадионе
- У моего родного клуба одна из самых лучших арен в Европе. Мне повезло, я успел сыграть одну официальную игру в составе «Зенита» на новом стадионе. В Петербурге требовалась арена с крышей, чтобы в комфортных условиях смотреть футбол. Отмечу, что клуб хорошо работает с болельщиками. Сейчас есть возможность прийти на стадион за несколько часов до игры со всей семьей и не думать о том, что делать, потому что можно послушать концерт, посмотреть документальные фильмы и пообщаться с бывшими футболистами.
О критике в интернете
- Всегда найдутся люди, которые говорят плохие слова тому, кого он не знают и не могут сказать в глаза. Они делают это не от хорошей жизни. Отношусь к ним, как к людям, у которых, наверно, есть какие-то семейные проблемы. Они стараются восполнить свои недостатки тем, что пишет какую-то гадость про меня в интернете. Единственное, радует то, что отойдя от компьютера довольный и с чувством выполненного долга он, возможно, не накричит на своего ребенка и пойдет с ним поиграет – это замечательно.
О сложных соперниках
- Разницу в классе можно компенсировать самоотдачей. Команда высокого уровня никогда не обыграет коллектив, условно, более слабый, если он играет на сто процентов самоотдачи. Этот компонент должен быть в игре всегда на высоком уровне у каждого футболиста. В этом случае шансы на победу обязательно будут, потому что кто-то у соперника может дать слабину.
О тренерах, которые сопровождали по ходу карьеры
- Во-первых – это мой отец, который занимался со мной с ранних лет. Потом, когда мне было 11, мама отвезла меня на просмотр в СДЮШОР «Зенит». Отбор там проводил Петров Владимир Ильич. К нему в команду я и попал. К сожалению, Владимира Ильича уже сейчас нет в живых. Я стал футболистом во многом благодаря Евгению Наумовичу Шейнину, директору СДЮШОРа, потому что в определённый момент физического развития не догонял своих сверстников. Был момент, когда практически весь сезон выходил только на замену, минут на 15. Несмотря на сомнения у главного тренера, Евгений Наумович был уверен, что я заиграю. Он говорил, что не сомневается во мне и никуда отдавать не будет. Спустя год, когда в физическом плане я догнал сверстников, у меня всё пошло. Меня заметил Владимир Александрович Казачёнок, который был завучем школы и, по совместительству, главным тренером команды «Светогорец». Он взял меня и ещё несколько ребят играть в команду. Это произошло по ходу второго круга, когда мы выиграли первенство области. Потом мы выиграли региональное первенство и завоевали путёвку во вторую лигу. В этот момент, Владимир Александрович взял меня на просмотр к Юрию Андреевичу Морозову.
О дебютном сезоне в «Зените»
- Первые шесть туров я выходил в стартовом составе. Мы выиграли пять из них, одну сыграли вничью. Я не забивал, Юрий Андреевич посадил меня на скамейку запасных и, так получилось, ни одной игры после этого «Зенит» не выиграл. В 12-ом туре, в Новороссийске, он выпускает меня в стартовом составе. Мы побеждаем 4:0, но я опять не забиваю. Перед матчем со «Спартаком» тренер вызывает меня к себе и показывает бумагу, на которой вся моя статистика. Говорит: «Это не дело. Так не играют в основной команде «Зенита», поэтому если не забьёшь «Спартаку» – отправлю тебя в дубль». Наступило завтра. Провели предыгровую разминку, после которой остались с Андреем Аршавиным и стали тренировать празднование гола. Выходим на матч, я – в стартовом составе. В первом тайме не реализовал парочку хороших моментов, но Юрий Андреевич выждал, не стал меня менять. Во втором тайме мне удалось забить. Когда ты нападающий и, наконец, забиваешь гол в такой команде, в таком юном возрасте, ты чувствуешь себя полноценной частью коллектива. Понятно, что ты играл раньше, даже голевые передачи отдавал – но от тебя всё равно ждали большего. Когда ты забиваешь, и команда побеждает дома «Спартак» – ты внутренне раскрепощаешься. В том сезоне я забил ещё пять голов в чемпионате и ещё один в Кубке.
О влиянии Петржелы
- Самое главное, что Власта пришёл в команду, в которой было много талантливых молодых ребят, которым он доверял. В определённый момент, когда у нас шла череда неудач, он пошёл ва-банк и выпустил во Владикавказе практически всех молодых ребят. Мы победили тогда 2:0 и начали нашу победную серию. Мы не ощущали давления. Тогда «Зенит» не хватал звёзд с неба, и нам прощалось почти всё, кроме равнодушия. За нас сильно переживали. Даже когда приезжали в Самару или Ярославль, нас хорошо встречали болельщики. Наверное, им полюбилась такая бесшабашная команда.
О Юрии Андреевиче Морозове
- Он – супер-профессионал, один из лучших в стране. Мало знать набор упражнений, нужно же понимать футбол, знать футболиста, что ему нужно говорить, чтобы он раскрылся. Он был очень умным человеком, хорошим психологом.
О младшем брате
- Я знаю брата лучше, чем все остальные. Ему нужно доверие. Нужно понимать, что тобой не просто затыкают дыры. Когда ты понимаешь, что другой игрок выздоровеет, и ты снова сядешь на скамейку запасных – это давит. Но мой брат умеет справляться с давлением. Сейчас, когда ему доверяют в «Зените», и когда он понимает, что только от него зависит, будет ли он дальше играть – это позволяет ему лучше концентрироваться и чувствовать уверенность в своих силах.
В Зените обязательно должен быть игрок из Кингисеппа :D