По следам исчезнувшей таблички
Объявление шелестело на миланском ветру и на страницах итальянских газет. ФК «Интернационале» открывает свой первый, единственный и неповторимый (primo, solo e unico) официальный магазин. Сумки, майки, шарфы, книги, чашки с 26 ноября стали доступны благодарным любителям всего черно-синего в миланском магазине шаговой доступности по адресу Виа Беркет, 1.
У знающих людей это объявление вызвало противоречивые мысли, кого-то удивило, а кого-то и оскорбило в лучших чувствах. Ведь здание бывшего ресторана на Виа Беркет, 1 это не что иное, как колыбель футбольного клуба… «Милан», его первая штаб-квартира.
Официальный сайт "Интера" теперь позиционирует Via Berchet, 1, как "дом для интеристов".
Неоднозначный, мягко говоря, выбор немедленно нашел свой отклик на итальянских спортивных сайтах и страницах изданий. Откликнулась и La Gazzetta dello Sport, проведя блиц-опрос и экскурсию по местности.
Стефано Поццони , болельщик «Милана»: «Я допускаю, что свободный рынок позволяет кому бы то ни было приобретать или арендовать недвижимость. И вместе с тем я считаю, что коммерческая организация, которая это сделала, и сам клуб «Интер» могли бы иметь больше такта и уважения к традициям и памяти и избежать того, что кажется нам самой настоящей провокацией.
Думаю, однако, что я немного переоцениваю тех людей, чья это была инициатива. Уверен, что эти господа даже не знали, что представляет собой это место, это здание и все это следствие еще более страшной вещи: невежества. Того самого невежества, от ответственности за которое нельзя освободить и сам «Милан», видя все то внимание, которое оказывается тому, что было в истории до 1986 года (т.е. до прихода Берлускони), а именно, отсутствие всякого внимания.
Анджело-Марио Моратти, вице-президент «Интера», встреченный в кулуарах магазина, включает наивное выражение лица: «Это случайность, мы не знали».
Эрнесто Паолилло, спортивный директор «Интера», непроницаем: «Это абсолютная случайность. Речь не идет здесь ни о каком соперничестве».
Solo Inter (слева) и Milan Point (справа) теперь буквально в 30-ти метрах. (фото GdS)
Лаура Мази, директор по маркетингу «Милана»: «Когда мы узнали о магазине «Интера» в исторической штаб-квартире «Милана», у нас в офисе промелькнули пара улыбок. Мы этого не знали. И между прочим, вот уже несколько лет у нас существует две точки продаж в центре Милана: «Mega Store» в галерее Сан Карло и здесь, рядом «Milan Point», буквально, в двух шагах от Виа Беркет. Если бы кто-нибудь предложил нам историческую штаб-квартиру, кто знает, мы бы об этом подумали…»
Звезды 70-х, непримиримые друзья-соперники, несравненные Маццола и Ривера более непосредственны.
Маццола: «Нет, ты только подумай! Эта новость меня немного покоробила. Может, мне скажут, что я древний, но никто из моего поколения магазин на территории «Милана» никогда бы не открыл. Мне кажется эти, из «Милана», что-то упустили.
Ривера: «Ну, если наши об этом знали, это бардак». Потом смеется: «Это значит, что в Милане мирно сосуществуют разные культуры. Раньше эта история имела бы определенный резонанс, сегодня больше удивляет тот факт, что многие даже не помнят о пионерах той эпохи. С другой стороны, «Интер» рожден из ребра «Милана», так что-то и ему причитается…»
Ну, уж сли уж итальянские деятели и простые любители футбола далеки от совершенного знания своей истории, то что говорить об их русскоязычных последователях. По бескрайним просторам Рунета, безжалостно плодясь и размножаясь, до сих пор гуляет такой псевдоисторический текст:
«Итак, однажды, на исходе 19го века, 18го декабря промозглой зимы 1899 года на окраине Милана Fiaschetteria Toscana в Via Berchet посланник родины футбола англичанин Альфред Эдвардс со своими друзьями решили основать городской клуб крикета и футбола, получивший и соответствующие название "Milan Cricket and Football Club", а сам Эдвардс соответственно стал первым президентом этого клуба».
Если забить его в поисковик, то тот выдаст десятки сайтов, с самым серьезным видом воспроизводящих сей пассаж. Взможно, и ваш. Впору вызывать «Разрушителей Легенд».
С датой, я думаю, здесь банальная невнимательность. Официальной датой основания считается суббота, 16 декабря 1899 года, именно по субботам общество того времени имело время для встреч. А в понедельник, 18 января в «Ла Гадзетта дело Спорт» было объявлено о создании нового клуба.
По поводу промозглой зимы спорить бессмысленно, хотя итальянские источники называют ту ночь дождливой. Сойдемся на том, что она была темной и самой длинной в году. И после этого вскоре стало чуть светлее.
А вот чтобы посмотреть на подвал легендарной «Фьяскеттерии», куда беспощадный автор загнал английского посланника Эдвардса, отправляемся лично. На самую окраину Милана. С покупкой туристической карты нас ждет небольшое разочарование, в указателе улиц Via Berchet благополучно отсутствует. Видимо, действительно придется поколесить.
Условно принимаем Дуомо за центр города и направляемся в Галерею Витторио Эммануэле. Против того, чтобы она считалась центром, думаю, тоже особых возражений не будет. Поворачиваем направо, там, где единственный в мире Макдональдс золотом по черному (стиль галереи обязывает), у выхода на Виа Уго Фосколо останавливаемся и начинаем считать шаги. Один, два, три… четырнадцать, пятнадцать. Останавливаемся и поднимаем голову. Via Berchet, 1 перед нами.
Всего пятнадцать шагов и вот мы уже на самой окраине… художественного вымысла.
Немного о том, как название улицы Berchet произносится. Разные русскоязычные источники коверкают по-разному: Берчетт, Берке, Берше. По-итальянски это читается Беркет. Поэт Джованни Беркет (1783-1851) оставил нам манифест итальянского романтизма и маленькую улочку (чуть было не сказал на окраине) в центре Милана. Маленькую настолько, что на ней всего два дома, номер один и напротив номер два. Поэтому на карте никогда не хватает места, чтобы написать ее название.
Чуть проще ориентироваться по соседним улицам. Это угол Виа Сан Раффаеле.
А это угол Виа Уго Фосколо. Так выглядела «Фьяскетерия Тоскана» на стыке 19-го и 20-го веков. Как видим, это не магазин. В здании размещались пивная и ресторан. Кстати, одни из лучших по тому времени. Потом там располагались банк, различные магазины, последними были спортовары.
Честно говоря, господам из отдела маркетинга было бы гораздо труднее выглядеть неосведомленными, если бы на здании оставалась мемориальная табличка, которая пристутствовала там до недавнего времени.
К ней мы приходили с друзьями на экскурсии.
После чего можно было полюбопытствовать на ассортимент «Фанс-Шопа», и при желании прикупить.
Сама табличка гласила «Здесь в помещении знаменитой «Фьяскетерии Тоскана» в 1899 году был основан футбольный клуб «Милан».
Строго говоря, собственно конституционный акт основания «Милана» имел место на встрече двух инициативных групп, англичан и итальянцев, в Отеле «Ду Норд», а «Фьяскетрия Тоскана» была назначена первой штаб-квартирой.
Дело в том, английская диаспора (Килпин, Девис, Эллисон) встречались за рюмочкой чая в «Американском Баре» (American Bar), а продвинутая итальянская молодежь (братья Пирелли, Анджелони, Коломбо, Валерио) в пивной «Шпатен» (Birreeria Spaten) , где сам Коломбо работал, а папа вообще был владельцем. Место новых встреч было выбрано где-то посередине.
Открытка с интерьером пивной "Шпатен" (впоследствии "Коломбо").
О событиях того времени в русскоязычных источниках бережно культивируется еще ряд заблуждений. И даже уважаемое издание, еженедельник «Футбол» в историческом выпуске «Милан» из серии «Великие клубы» с самых первых строк позволил себе ряд вопиющих неточностей.
А все из-за того, что авторы, скорее, испытывают чрезмерное желание постебаться, чем просто сообщить достоверные факты. Даже ни в чем неповинный «Сампьердаренезе» попал под руку. Хотя нет ничего сложного в названии генуэзского припортового района Сампьердарена и соответственно его жителей «сампьердаренезе», как «удинезе» или «кремонезе». Каждый, кто когда-нибудь рассказывал об извержении исландского вулкана, это подтвердит.
Поэтому, загнав «троих приятелей» в винный погреб автор, вольно или невольно, совершил легкое насилие над истиной. Думаю, что просто название фешенебельного ресторана ввело здесь в заблуждение. Ведь «Фьяскетерия Тоскана» переводится как «Тосканская таверна», ну, или «Тосканский винный погребок». Хорошо еще, что он не назывался, к примеру, «Старая Мельница» или «Берлога». Представляю, каких историй мы бы тогда наслушались.
А то, что историческая встреча состоялась в Отеле «Норд» нет ничего странного или пафосного. Уважаемый Альфред Эдвардс, которому был предложен пост президента «Милана», долгое время был английским консулом в Милане и в подвал его могла занести только злая ошибка судьбы.
Еще более комично выглядит утверждение о том, что однажды в субботу поздним вечером трое «пьянчужек» о чем-то договорились, а в понедельник об этом написала «Ла Гадзетта дело Спорт». Похвально, конечно, внимание розовой газеты, которая в те времена выходила по понедельникам и пятницам. Хотя достаточно было посмотреть, что именно она написала.
На картинке текст, конечно, не самый читаемый, но он присутствует во многих итальянских источниках: "Finalmente! Dopo tanti tentativi infruttuosi, finalmente anche la sportiva Milano avrà una società pel giuoco del football. Per ora sebbene non si possa dilungare d′avvantaggio, possiamo però di già accertare che i soci toccano la cinquantina e che le domande di ammissione sono copiosissime. Lo scopo di questa nuova società sportiva è quello nobilissimo di formare una squadra milanese per concorrere alla Coppa Italiana della prossima primavera. All′uopo, la presidenza ha già fatto pratica ed ottenuto per gli allenamenti il vasto locale del Trotter. (...) La nuova società avverte che chiunque desideri imparare il football non avrà che recarsi al Trotter nei giorni stabiliti e troverà istruttori e compagni di giuoco". (Gazzetta dello Sport, lunedì 18 dicembre 1899)
«Наконец-то! После нескольких бесплодных попыток, наконец, и спортивный Милан будет иметь свою футбольную команду. Пока еще рано о чем-то говорить, но уже сейчас можно отметить, что количество членов достигает 50-ти человек, и заявок на вступление поступает очень много. Цель нового спортивного клуба выглядит весьма благородной: создать миланскую команду для участия уже этой весной в розыгрыше Кубка Италии. Для достижения этой цели руководство уже сделало практические шаги и приобрело просторное помещение в парке Троттер. Вновь создаваемый клуб сообщает, что тот, кто хочет научиться игре в футбол, может приходить на поле Троттер в установленные дни, где он найдет инструкторов и товарищей по игре».
Так что к моменту выхода объявления необходимая инфраструктура была создана, и очередная легенда о том, клуб был основан по движению нетрезвой души, не подтверждается и может быть отправлена в корзину.
Отец-основатель «Милана» Герберт Килпин, специалист текстильной промышленности, переехал в Милан из Турина в 1898 году (по другим источникам в 1897-м). В будни он работал , а по выходным отправлялся на поезде в столицу Пьемонта, где продолжал свои выступления за туринский… «Интернационале». И все это время он не оставлял попыток создать футбольный клуб в Милане. Поначалу он сошелся с гимнастами из «Медиоланума», была такая команда, игравшая на Пьяцца деле Арми перед Кастелло Сфорцеско, но его передовые представления о футболе наталкивалось на немного другие представления, которые были свойственны заслуженным деятелям мяча и перекладины.
Тогда Килпин собрал молодежь, загоревшуюся новыми идеями, заручился поддержкой таких серьезных людей, как Эдвардс, и к дню своего основания «Милан» пришел в полной боевой готовности. Виа Беркет, 1 оставалась штаб-квартирой до 1909 года. После отделения «интеристов» место сбора переместилось в Birreria Spaten на Виа Уго Фосколо, 2.
И вот история невольно сделала свой круг, интеристы «вернулись».
Эта статья была уже практически написана, когда получила неожиданное продолжение. Мы цитируем «Гадзетту», а «Гадзетта» цитирует нас.
В пятничном номере La Gazzetta dello Sport появилась та самая фотография, что была сделана мной в марте 2010 года, и заметка «Загадка исчезнувшей табличка: это была не реликвия, а коммерческая инициатива».
Журналистка Габриелла Манчини отправилась на место событий и вот, что ей рассказал Марко Лонгаретти, управляющий магазина: «Это был один из способов привлечь миланистов после того, как в двух шагах от нас открылся Милан Пойнт. Муниципалитет Милана здесь ни при чем, это была не историческая табличка, а просто вывеска. Я не вижу здесь проблем».
На что газета резонно замечает: «Ну, скажем, речь не идет о проблеме, скорее, о странностях выбора, тем более, что многие болельщики «Милана» рассматривали это место, как часть своей истории. Сам клуб пока хранит молчание, но внимательно следит за развитием ситуации. Конечно, если бы это была историческая табличка, и ее можно было поместить в музей или в офис, история выглядела бы немного по-другому».
Как бы то ни было, приходится констатировать, что невнимание к истории обернулось еще одной профанацией, ну, или, если хотите, ошибкой стиля.
Которая с мемориальной табличкой на стене была бы гораздо очевиднее.
Этот авторский текст написан специально для блога "Бар Джузеппе". Ссылка при копировании обязательна. Продолжение следует...
На сегодняшний день у блога 1906 подписчиков. Подписаться.
остановиться на цифре 1899
это я о подписчиках.
а то их уже «плюс один». это - 1907.
еще «плюс один» и... некрасивая цифра получиться.
а интер как был дешевым ублюдочным клубом, таковым и останется... ч.т.д.
Редко на спортивном сайте встретишь научное исследование. Ждем продолжения.
Спасибо за статью.